Н.Н. Новик, ст. преподаватель ТГГПУ

 

Формирование способности к рефлексии и эмпатии у педагога,

 ориентированного на работу с подростком

с отклоняющимся поведением

 

Способность к общению всегда относилась к числу важнейших психологических качеств. Уметь вчувствоваться в человека, в эмоциональное состояние партнёра по общению, знать правила поведения в различных ситуациях взаимодействия людей, уметь выбрать соответствующую форму обращения к ним, уметь убедить собеседника в справедливости своих аргументов и многое другое – вот далеко не полный перечень умений, которыми должен обладать современный человек. Коммуникативная компетентность не даётся человеку с рождения, ею овладевают с различной успешностью на протяжении всей жизни.

Вместе с тем необходимо понимать, что успешность общения достигается не только знаниями, приёмами и техникой. Только искреннее, доброжелательное отношение к человеку является основой общения[1]. 

Поскольку современная педагогическая наука одновременно с формированием интеллектуальной сферы указывает на необходимость развития нравственной, эмоциональной сферы ученика, то особенно актуальными становятся положения о том, что школьное образование наряду с познавательной функцией должно реализовывать психолого-педагогическую функцию – создание условий для формирования внутреннего, субъективного мира личности с учетом уникальности, ценности и индивидуальных возможностей каждого ребенка. Актуализация принципиально новых ценностей в образовании породила запрос общества на педагога новой формации.

Российской школе крайне необходим педагог высокой культуры, способный к рефлексии, к контролю и коррекции своих действий и поступков, педагог-интеллигент, способный не только красиво говорить, но и внимательно слушать, глубоко понимать другого человека. Интеллигентность неразрывно связана с нравственностью, с познанием ценностей и особенностей другой личности, с установкой на конструктивный диалог, со стремлением понять и оценить каждую личность, с проявлением отзывчивости, с готовностью помочь.

Эта проблема представляется особенно актуальной, так как предполагает совершенствование процесса подготовки будущих учителей, которым необходимо овладеть не только системой психолого-педагогических знаний, но и глубоко понимать внутренний мир воспитанников. Особенно ценно это требование в отношении подготовки педагога для работы с подростками с отклоняющимся поведением.

Одним из компонентов эмоционального социально одобряемого качества личности является эмпатия, которая поддерживается общественными нормами жизни, так как позволяет человеку стать социально адаптированной личностью. Под эмпатией понимается способность эмоционально отзываться на переживания других людей, проникать в их внутренний мир, понимать их переживания, мысли, чувства. Иными словами, это готовность и способность сопереживать и сочувствовать.

Одним из наиболее важных и действенных средств создания атмосферы эмпатии является формирование высокого уровня воспитанности, культуры взаимодействия людей. Именно этим объясняется интерес и внимание, которые проявляет общественность к проблемам культуры поведения, культуры межличностных отношений.

Однако прежде чем формировать эмпатию у своих воспитанников, учитель, прежде всего, должен сам обладать вышеназванными эмпатийными качествами. К адекватному сопереживанию, сочувствию, содействию способна лишь немногая часть учителей. В учебно-воспитательном процессе не всегда реализуются наиболее значимые чувства: сердечность, душевная щедрость, отзывчивость, готовность помочь, сопереживание и сочувствие. Практика показывает, что эти чувства порой не развиты у большей части учителей. Эмпирические исследования показывают, что даже у учителей с большим стажем педагогической деятельности способность к эмпатии в достаточной степени не развита.

Эффективным процесс формирования эмпатии у школьников будет лишь в том случае, если в лице педагога мы увидим неравнодушного, нравственного, творческого, занимающего активную социальную позицию человека. Готовность к развитию способности понимать личность школьника предполагает ориентацию педагога на формирование у него таких личностных качеств, как эмпатия, эмоциональная устойчивость, умение создавать атмосферу сотрудничества, взаимопонимания между учителем и учеником, влияние индивидуальных особенностей педагога на учащихся, а также направленность на самообразование и применение полученных знаний в своем опыте.

Помимо эмпатии, у современного педагога, особенно ориентированного на работу с подростками с отклоняющимся поведением, должна быть сформирована и рефлексия.

Рефлексия как самопознание человеком внутренних психических актов и состояний – одна из главных его родовых способностей, которая поднимает человека над окружающим миром, благодаря которой он становится действительным субъектом своей жизнедеятельности[2]. В литературе выделяется три типа рефлексии: интеллектуальная, личностная и рефлексия в общении (Н.И. Гуткина называет ее межличностной[3]).

Рефлексия в общении - осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению[4]. По Н.И. Гуткиной, рефлексия в общении и личностная рефлексия имеют общую принципиальную основу, но, несмотря на тесную взаимосвязь и взаимообусловленность, эти типы рефлексии не сводимы один к другому. Межличностная рефлексия, реализуясь в общении, способствует оптимизации и конструктивности всех его сторон.

Рефлексивный анализ или рефлексия имеет два основных значения:

1) самопознание, анализ собственного поведения и своих личностных характеристик (ауторефлексия);

2) умение поставить себя на место другого человека, ду­мать, размышлять с его позиций (как он, а не как мы на его месте) и на основе этого прогнозировать его поведение и развитие ситуации.

В литературе отмечаются следующие виды рефлексивного анализа.

Ауторефлексия или саморефлексия - анализ собственной личности, собственного поведения. Здесь нарабатывается опыт самопознания и через него - опыт познания других людей.

Проективная рефлексия — анализ ситуации, которая должна произойти с вашим участием. Анализ своих позиций и вариантов поведения, анализ позиций и возможных вариантов поведения других участников ситуации. На основе этого строится общая схема развития ситуации.

Ретроспективная рефлексия - анализ прошедшей ситуации. Проверка правильности линии своего поведения, совпадения или несовпадения развития ситуации с результатами проективной рефлексии. Выявление ошибок, их учет и поиск верных решений.

Эффективность рефлексии будет зависеть от того, насколько она будет точной, насколько правильными окажутся наши представления об участниках ситуации и их позициях. Эффективность рефлексии определяется не только умением адекватно создать образ другого, но и уметь мыслить за него, понять, как он понимает (воспринимает) нас в качестве партнера по общению.

Решение проблемы адекватности рефлексивного анализа связано с проблемой понимания человека человеком[5].

Несмотря на внешние противодействия, проявляемые по отношению к взрослому, подросток испытывает потребность в поддержке. Особо благоприятной является ситуация, когда взрослый выступает в качестве друга. В этом случае взрослый может значительно облегчить подростку поиск его места в системе новых, складывающихся взаимодействий, помочь оценить свои способности и возможности, лучше познать себя. Совместная деятельность, общее времяпрепровождение помогают подростку по-новому узнать сотрудничающих с ним взрослых. В результате создаются более глубокие эмоциональные и духовные контакты, поддерживающие подростка в жизни.

В связи с легкой ранимостью подростка для взрослого очень важно найти формы налаживания и поддержания этих контактов. Подросток испытывает потребность поделиться своими переживаниями, рассказать о событиях своей жизни, но самому ему трудно начать столь близкое общение.

В своей среде, взаимодействуя друг с другом, подростки учатся рефлексии на себя и сверстника. Взаимная заинтересованность, совместное постижение окружающего мира и друг друга становятся самоценными.

Становится очевидным, что эмпатия и способность к рефлексии являются одними из важнейших профессионально-значимых личностных качеств (ПЗЛК) будущего педагога. Неприспособленность человека к эмпатийному, рефлексивному общению может привести к серьезным конфликтам во взаимоотношениях с другими людьми, в том числе и с воспитанниками. Это положение должно стать руководством для целенаправленного формирования необходимых личностных качеств молодых людей, будущих педагогов, для предотвращения, а в крайнем случае, успешного преодоления внешних противоречий.



[1] Шагивалеева Г.Р. Психология общения: методическое пособие. Елабуга: Издательство ЕГПУ, 2005.

[2] Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности: учебное пособие для вузов. М.: Школа – Пресс, 1995.

[3] Гуткина Н.И. Личностная рефлексия в подростковом возрасте: дисс. … канд. психол. наук. М., 1983.

[4] Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 1996.

[5] См. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком.  М., 1982.