УДК  37.036

Т.М. Криво

Особенности развития творческого потенциала  студентов – будущих учителей начальных классов   в ходе художественно-выставочной деятельности (в сфере декоративно-прикладного искусства)

 

В статье рассматриваются вопросы развития творческого потенциала студентов – будущих учителей начальных классов в ходе выставочной деятельности. На экспериментальном материале раскрываются новые подходы в изучении народного и декоративно-прикладного искусства (на примере народной и современной художественной керамики).

Как для  студентов, изучающих изобразительное искусство, так и для студентов факультета начальных классов глина становится материалом  для творческого выражения и развития творческого потенциала.

Одним из важных условий успешного решения задачи развития творческого потенциала студентов – процесс подготовки  и их активное участие в художественно-выставочной деятельности, способствующей  самореализация будущего учителя начальных классов.

Ключевые слова:  развитие творческого потенциала,  художественная керамика, будущий учитель начальных классов,  декоративно-прикладное искусство,  художественно-выставочная деятельность.

 

Происходящие в обществе глубокие социально-экономические преобразования, стремительный прогресс в науке, технике, технологии проектирования и производства, безусловно, оказывает непосредственное влияние на систему образования и требует новых подходов к ее совершенствованию, развитию и обновлению.

В образовательных стандартах высших профессиональных учреждений выдвигаются качественно новые требования к подготовке будущего специалиста в области образования, отмечается необходимость у них развития творческого потенциала, включающего в себя совокупность личностных способностей, знаний, умений, отношений, определяющих потребность и возможность творческой самореализации.

Обществу нужен учитель, способный к активному осмыслению своей деятельности, обладающий богатым творческим потенциалом, интеллектуально-нравственной свободой в совместном личностном росте самого себя и тех, кого обучает. Одним из эффективных аспектов формирования и развития вышеперечисленных качеств личности является эстетическое воспитание и художественное образование.

Декоративно-прикладная деятельность, как одно из средств формирования личности в современной системе образования имеет широкие возможности для развития индивидуальности, творческой активности и потенциальных возможностей личности, поскольку основывается на многовековом опыте, концентрируя в себе знания и умения многих поколений.

           Традиционное искусство приобщает студентов к богатому наследию народных промыслов, воспитывает художественный вкус, развивает фантазию, художественно-творческий потенциал, способствует восстановлению связей между поколениями, развитию творческой личности вообще.

         Трактовка понятия «творческий потенциал» в той или иной отрасли научного знания имеет различный смысл и рассматривается  с разных сторон. Этот термин зачастую используется как синоним творческой активности, либо его значение распространяется на творческую деятельность, либо он отождествляется с творческими способностями.

         Словари определяют потенциал как совокупность имеющихся средств, возможностей, способностей в какой-либо области, например,  художественно-творческой; трактуется как источник, возможность, средство, запас, что может быть в действии использовано для решения какой-либо задачи, достижения цели.

По мнению ученых (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, М.С. Каган, С.Л. Рубинштейн и др.), стремление к творчеству, максимальное проявление уникальных личностных качеств заложено самой природой, их реализация и развитие связаны, прежде всего, с условиями среды, в которой находится личность. Каждый этап развития личности связан с решением определенных задач.

Д.Б. Богоявленская кроме интеллектуальных источников творчества выделяет внутренний побудительный мотив, сосредоточенный на задаче, так  необходимый для творческого процесса. «Люди могут делать подлинно творческую работу в своей области при условии, что они любят то, чем занимаются, и сосредоточены на работе, а не на возможном вознаграждении..» [1, с. 36].  Необходима для творчества, как отмечает автор, и окружающая среда, поддерживающая  и награждающая творческие идеи. «Можно иметь все необходимые внутренние ресурсы, однако без поддержки среды творческие способности внутри индивида могут так никогда и не проявиться» [1, с. 87].

Анализ научных работ по исследуемой проблеме показал, что применительно к творчеству понятие «творческий потенциал» предполагает существование личностных качеств, обеспечивающих как развитие личности, так и ее внешнее проявление в создании новых социально значимых предметов материальной и духовной культуры. Иными  словами, творческий потенциал – это многоплановая, многоэлементная структура, включающая совокупность возможностей, способностей и потребностей к творчеству, в основе, которой общая креативность личности.

         Студенчество – это особая социальная категория, специфическая общность людей, организационно объединенных институтом высшего образования. Как социальная группа оно характеризуется профессиональной направленностью, сформированностью  устойчивого отношения к будущей профессии.

         В рамках  личностно-деятельностного подхода студент просматривается как активный, самостоятельно организующий свою творческую деятельность субъект педагогического взаимодействия. Ему присуща специфическая направленность познавательной и коммуникативной активности на решение конкретных профессионально-ориентированных задач.

         Сущность развития творческого потенциала  будущих учителей начальных классов в сфере ДПИ представляет собой процесс количественных и качественных изменений, включающих аспект художественного (накопление знаний по изобразительному и декоративно-прикладному искусству, освоение художественных материалов и техник, различных способов моделирования керамических изделий, выполнения эскизных проектов, восприятия произведений НХП, опыта художественно-творческой деятельности) и личностного развития (отношение к миру искусства, художественно-творческая  активность, мотивы, потребности, эмоционально-оценочное отношение, рефлексия художественных впечатлений).

         Подготовка студентов педвуза обучающихся по специальности «Педагогика и Психология начального образования»  является  многоуровневой и многопрофильной. Речь идет о некой универсальности педагогов начальных классов процесс подготовки, которых к творческой профессионально-педагогической деятельности предполагает и освоение дисциплин «Методика преподавания изобразительного искусства в начальной школе», ФДПП «Основы декоративно-прикладного искусства», «Художественная керамика» (спецкурсы).

         Разработанная нами программа «От истоков народного искусства к творчеству»  объединяющая данные дисциплины ориентирована не только на расширение уровня грамотности студентов в области художественного творчества, развитие эстетического вкуса, но и на создание оригинальных произведений, отражающих творческую индивидуальность, духовный мир студентов, экспонирование их на выставках.

         На данных курсах студенты  знакомятся с историей и теорией искусства, с основными техниками и технологиями работы в материале, законами, приемами и средствами  композиции, наукой о цвете; учатся разрабатывать эскизы, грамотно составлять план-конспект урока изобразительного искусства, составлять и корректировать программы обучения в соответствии с особенностями школьников, изготавливать методические и дидактические материалы к занятиям, выстраивать творческие композиции, изучая художественную культуру своего народа, приобретая широкопрофильную подготовку и способность к творческой деятельности.

        Будущий учитель начальных классов должен понимать важность художественного образования и уметь реализовать знания на  педпрактике и в профессиональной работе.

         В системе подготовки студентов факультета начальных классов к творческой профессионально-педагогической деятельности особое место занимает художественная керамика, специфика которой определяется особенностями и свойствами  материалов, разнообразием техник и приемов их обработки. Освоение технологий, методик, технических приемов этого вида декоративно-прикладного искусства идет в тесной взаимосвязи с развитием образного, пространственного, ассоциативного мышления и творческого воображения.

         Художественная  керамика – один из видов  декоративно-прикладного искусства, в котором из пластических материалов создаются (ручная лепка и др. способы моделирования) объемные (или рельефные) образы и целые композиции. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна любым возрастным категориям. Это самый осязаемый вид художественного творчества и дает удивительную возможность моделировать мир и свое представление о нем в пространственно-пластичных образах. Основным инструментом  в лепке  являются руки, следовательно, с этой точки зрения технику художественной лепки  можно оценить как наиболее доступную для самостоятельного освоения, а склонности и способности к творчеству реализуются даже при минимуме материалов.

         Курс «Художественная керамика» - это культура реализации профессиональных, психологических, морально-этических и эстетических возможностей будущего учителя начальных классов, который в силу универсальности своей специальности призван наряду с другими учебными предметами, не только обучать школьников  изобразительной грамоте, но и развивать у них творческие способности, осуществлять их эстетическое воспитание.

         Занятия художественной керамикой  комплексно воздействуют на развитие обучающихся: способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики; развивают воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость; формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел. Главное – студенты учатся видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты, а в будущем передать свои знания, творческие умения и навыки школьникам.

В ходе анализа литературы было установлено, что творчество рассматривается как особый вид человеческой деятельности, для которой характерны наличие проблемной ситуации или креативной задачи; наличие благоприятных условий для творчества, личностных предпосылок и качеств, новизна и оригинальность процесса.

         Любому человеку присущ творческий потенциал, для того чтобы он реализовался в творчество, необходимо наличие благоприятных специальных условий.

Педагогическая практика показала, что одним из таких условий активизации творческой деятельности и успешного решения задачи развития творческого потенциала студентов – процесс подготовки  и их активное участие в художественно-выставочной  деятельности (выставки различного уровня), способствующей  самореализация будущего учителя начальных классов.

Выставочная деятельность необходима студенту в равной степени с учебной, она активизирует и углубляет познавательную деятельность, способствует проявлению инициативы, ответственности, самостоятельности.

Человек не привыкший действовать самостоятельно, брать на себя ответственность за принятые решения, теряет способность к творческой деятельности [6].

Развитие профессиональной грамоты в экспонировании своих произведений, воспитание вкуса в оформлении и подаче творческих работ от малой пластики до рельефного декоративного панно, осознание своей причастности к художественной среде происходит на хорошо организованных, красиво и экспозиционно грамотно оформленных выставках.

От педагога требуется только вовремя  подержать инициативу студентов и помочь им в организации, оформлении и обсуждении выставок. Такая работа невозможна без  опоры на установившиеся традиции, на изучение  истории и теории изобразительного, народного и декоративного искусства и требует от студентов  и педагогов более свободного взаимоотношения, обмена мнениями и знаниями, что создает доброжелательную среду  на факультете.

Традиционными можно назвать ежегодные, которые оформляются в специальных витринах  на факультете и в выставочном зале вуза, тематические и отчетные за более длительный временной период выставки.

Особую ценность на наш взгляд, представляют совместные выставки студентов факультета начальных классов и других факультетов вуза объединяющихся на основе общности взглядов, интересов и предпочтения направления в декоративном искусстве.  Такие выставки воспитывают уважение к совместной деятельности, к творчеству сокурсника, умение выделить достоинство каждого произведения, где каждая работа усиливает единство экспозиции, отличается неповторимостью и своеобразием авторского подхода.

С целью развития творческой активности и художественно-творческого потенциала студентов факультета начальных классов нами были организованы отчетные выставки творческих декоративно-прикладных работ студентов  «Ярмарка творчества» (2006 – 2009гг.).

При этом студенты являются активными организаторами и участниками данных выставок (от разработки сценария проведения мероприятия до оформления выставочной экспозиции).

Такие выставки (не исключая ежегодные) в вузе нами были запланированы через каждые три года не случайно. За этот временной период идет пополнение методического фонда и тщательный отбор успешных творческих работ для последующих выставок.

На экспозициях были представлены лучшие учебно-методические и самостоятельные творческие произведения студентов – творческие проекты, декоративные панно, скульптуры малых форм, изразцы и другие художественные произведения, выполненные различными художественными материалами, используя различные техники декоративного искусства (сграффито, батик, коллаж, роспись художественной керамики).

Главное место на выставках, безусловно,  было отведено художественной керамике как виду народного и декоративно–прикладного искусства, с основами которой студенты знакомятся, на ФДПП – основы декоративно-прикладного искусства (III к.) и  изучая спецкурс «Художественная керамика» (III - V к.).

Мероприятия проходили по сценариям, разработанным самими студентами под руководством преподавателей   весело, красочно, интересно, с конкурсами, награждением дипломами и подарками победителей конкурсов и активных участников выставки.

Такие тематические выставки приобщают студентов к мировой культуре, в ходе подготовки к выставке они пробуют создать произведения по мотивам народного и декоративно-прикладного искусства,  глубже изучая историю его развития, а главное, взглянуть на него со своей точки зрения.

Особенностью выставок «Ярмарка творчества» является то, что на одних и тех же стендах, витринах на равных были представлены творческие работы преподавателя и студентов (будущих учителей начальных классов и изобразительного искусства), где каждый участник является самостоятельной творческой личностью.   Как показывают такие выставки, художественное творчество доступно всем, не зависимо от возраста и специального образования, необходимо только проявить желание творить и старание, а главное – студенты не равнодушны, проявляют огромный интерес к народным традициям, к изобразительному, декоративному и декоративно-прикладному искусству, что способствует развитию творческого потенциала будущего учителя начальных классов.

Актуальность проведения таких мероприятий не только в том, что создается особое пространство взаимоотношений, обеспечивающее совместную деятельность преподавателя и студентов, но и в том, что студенты вуза смогут раскрыть свои творческие способности, перенести творческую активность на все, с чем приходится соприкасаться на педпрактике, в учебе, в профессиональной деятельности и в жизни.

Очевидно, создавая условия успешному творческому процессу,  выставочная деятельность стала точкой отсчета для многих студентов в их профессиональном росте, открывая на их творческом пути новые горизонты. В связи с этим мы можем констатировать безусловную  взаимосвязь между общим  процессом обучения студентов факультета начальных классов в области изобразительного искусства на занятиях по декоративно-прикладному искусству, художественной керамике и других дисциплин и выставочной деятельностью студентов как единой системы взаимодополняющих элементов воспитания художественной, профессиональной и общечеловеческой культуры.

Таким образом, введение в содержание занятий по декоративно-прикладному искусству и художественной керамике выставочной деятельности (организацию, подготовку, оформление, участие, проведение) мы рассматриваем как одно из педагогических условий подготовки студентов к творческой профессионально-педагогической деятельности, способствующих развитию творческого потенциала  студентов и приобретению ими собственного опыта презентации результатов  творческой деятельности. Навыки, приобретенные в процессе выставочной деятельности,  будут востребованы, даже если студент не продолжит свою профессиональную деятельность в качестве учителя.

 

Список литературы:

 

1.     Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб пособие для студ. высш. учеб. заведений.- Издательский центр «академия», 2002. – 320с.

2.     Советский энциклопедический словарь/ Гл. ред.А.М.Прохоров.-3-е изд.-М.: Сов. энциклопедия, 1984. –1600с.

3.     Художественная керамика: учебно-методическое пособие по спецкурсу /  авт.-сост. Т.М. Криво; Краснояр. Гос.пед.ун-т. им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2006. – 136с.

4.     Леонтьев В.Г. Мотивация и психологические механизмы ее формирования. – Новосибирск: ГП «Новосибирский полиграфкомбинат», 2002. – 264с.

5.     Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений/ В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. – 4-е изд. – М.: Школьная Пресса, 2002. – 512с.

6.     Фокин Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений -М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 224с.

7.     Хуторский А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. 2001. –с.337-341.

8.     Школа – Учитель – Искусство: Сборник научных трудов. М.; Чебоксары: Чувашгоспедуниверситет им. И.Я Яковлева, 2005. – 266с.

 

Криво Тамара Михайловна,  соискатель ИТО ТГПУ

ул. Седова 13- А кв. 91, г. Красноярск, Красноярский край, Россия,660030.

Телефон: (8391)274-80-09

E-mail: ktammi@yandex.ru

 

 

 

T.M. Krivo

Characteristics of the students' creative potential development -

future teachers of primary school in the process of art-exhibitional activity (in terms of art ceramics)

             This article considers the students' creative potential -

 future teachers of primary school in the process of art-exhibitional activity. New approaches to the leaning of folk and ornamental art are revealed on the basis of experimental material (in terms of art ceramics).

  As art students, as for students at the primary school clay makes a creative material and developing creative potential.

           One of the main conditions successful task solution of the students' creative potential development is the process of training and active participation in art-exhibitional activity that helps future teachers of primary school to gain self actualization.

Key words: developing creative potential, art ceramics, future teachers of primary school, decorative and applied arts, of art exhibitional.

 

 Federal agency of the Russian Federation by training the State educational                        institution of the higher vocational training

Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafiev

st. Lebedevoi, 89, Krasnoyarsk, Krasnoyarskii  Crai,  Russia,660049.

 E-mail: ktammi@yandex.ru