Павлов В.И., г. Чебоксары, Россия,

Чувашская Республика

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕНЛЕЙ К ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ

Чувашская Республика  является полиэтническим, многоконфессиональным субъектом Российской Федерации, где мирно уживаются люди 90 национальностей.  Подавляющее большинство населения отдают предпоч­тения православному христианству, часть – исламу, буддизму.

В настоящее время в школах республики внедряется в учебный процесс «Религиозная культура».  По результатам опроса 352 учителей, родителей 1126 учащихся 4 классов  67 школ различных районов Чувашской Республики в прошлом году, бо­лее половины учащихся 4 классов (58,5%) изучали основы мировых религи­озных культур; почти четверть (24,5%) - основы православной культуры; 17% опрошенных - основы светской этики. Ни один из выборки не изучал основы исламской, буддийской, иудейской культуры.

Подавляющее большинство детей (48%) сообщили, что выбор предмета курса осуществляли родители, но почти 35% детей ска­зали, что выбор предмета осуществлялся родителями с учетом мнения ребенка, а 8% детей сделали выбор самостоятельно.

Радует тот факт, что 99% детей обеспечены учебниками по выбранному курсу, и для большинства учащихся являются понят­ными тексты учебника.

Уроки, как правило, проходят интересно (99%)» но вместе с тем, для 8,5% респондентов в новом курсе уже много знакомого, а для 5% школьников много незнакомых слов, и только для 2% оп­рошенных на уроке было скучно.

Повествование учителя в основном является главной формой проведения урока. Лишь около 7% детей участвовали в активных формах учебных занятий, а именно посещали музеи, святые места, религиозные службы, встречались со служителями церкви, мече­ти, синагоги и др., отмечали религиозные праздники, знакомились с обрядами.

Подавляющее большинство (89,0%) детей хотели бы и в 5-м классе продолжить изучать этот курс,  около 10% детей высказали сомнение на предмет про­должения изучения этого курса.

Что касается посещения религиозных сооружений детьми, то только одна четверть из опрошенных посещает церкви, ме­чети, синагоги и т.д., 25% детей совсем не посещают. По нашим данным 437% детей носят нательный крестик, полумесяц или звезду Давида, почти все (92,5%) отмечают религиозные праздники (Пасху и Рождество Христово), по 1,5% респондентов празднуют Курбан-байрам и Сагаалган, 0,5% детей отмечают Уразу-байрам вместе с родителями.

Анализируя анкеты родителей, чьи дети изучают этот учебный курс,  исследователи отмечают, что большинство (70,5%) из них «положительно» и «скорее положительно» относятся к вне­дрению в учебный процесс школ нового курса «Основы религиоз­ной культуры и светской этики». Лишь около 2% респондентов оценивают этот факт как отрицательный.

Почти 71% родителей видят положительное значение введе­ния курса, так как оно позволяет расширить кругозор детей, при­обрести знания о различных культурах, вероисповеданиях (52%), воспитать культуру межнационального общения. Вместе с тем, почти 46% родителей высказали озабоченность в дополнительной нагрузке на школьника, более одной пятой родителей в качестве отрицательного последствия введения курса назвали формирова­ние казенного отношения к религии и вере.

Большинство из родителей (54,1%) выбрали для своего ребен­ка курс «Основы мировых религиозных культур», лишь 9,4% ро­дителей испытали трудности при выборе курса и эти трудности были связаны с тем, что в их семьях существует неоднозначное от­ношение к религии, нехватка информации о содержании предметов курса, почти треть назвала другое, а еще около 30% затруднились отве­тить (вероятно, просто не задумывались над этим вопросом).

Оценивая роль религии в развитии нравственности в совре­менной России, родители отдают предпочтение православию (98,8%). Большое затруднение в оценке роли религии в развитии нравственности вызвал иудаизм (69,4%), буддизм (67,1%). Позитивную роль религии родители видят в содействии фор­мированию духовных и нравственных ценностей (67,1%), помощи в обретении душевного покоя (47,1%), сплочении общества (38,8%). Вместе с тем родители отметили и негативную роль рели­гии. Это, прежде всего, разобщение нашего общества, так считает 49,4% из опрошенных родителей, почти столько же (43,5%) за­труднились ответить на это вопрос [1, 420-421].    

Опрос 236 учителей, преподающих «Православную культуру» показал, что 59% из них испытывают определенные трудности в использовании религии в духовно-нравственном развитии учащихся.  В связи с этим, в целях наилучшей теоретической и методической подготовки учителей к духовно-нравственному воспитанию учащихся  нами была разработана и реализована в учебном процессе вуза программа 40 часового спецкурса  «Духовно-нравственная культура будущего учителя» [2].  Она включает следующие темы: «Современные концепции духовно-нравственного воспитания учащейся молодежи»,  «Ведущие религии мира и их роль в духовно-нравственном воспитании личности», «Историко-философские истоки духовной культуры», «Духовно-нравственная культура учителя», «Система работы  школы по формированию духовно-нравственной культуры учащихся», «Технологии формирования духовно-нравственной культуры учащихся на уроках и во внеклассной работе» и др. 

Важной частью этого спецкурса является  изучение религиозной культуры, являющейся  частью общечеловеческой  культуры. При организации  и проведении занятий по  названному спецкурсу мы успешно используем  следующие средства: учебники,  учебные пособия, светскую и религиозную литературу, ТСО, Internet,  средства массовой информации,  педагогическую практику, участие в волонтерском движении  (марафон добра,  шефская работа над школами-интернатами, детскими домами), экскурсии, поисковую работу, общественные поручения,  научно-исследовательскую работу.

Результативность усвоения знаний проверяется на практических занятиях, в  индивидуальных беседах, тестировании, на экзамене.

 

Литература:

1.     Полиэтничность России в контексте исторического дискурса и образовательных практик Х1Х-ХХ1 вв. : сб. ст. всерос. науч. конф. – Чебоксары : Изд-во ЧГУ, 2010. - 550 с.

2.     Павлов В.И. Духовно-нравственная культура будущего учителя / В.И. Павлов. – Учебное пособие. – Чебоксары : Новое время, 2010. – 672 с.

 

 

Павлов Владимир Иванович, канд. пед. наук, докторант кафедры педагогики и яковлевоведения Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева.

Дом. адрес: 428000 Чебоксары, М. Горького, д.49, кв. 82.

тел. 89196606566

---------------------------------------------