Досанова У.Ж.

Казахский национальный педагогический университет имени Абая, Республика Казахстан

 

РОЛЬ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА В ВОСПИТАНИИ ВОКАЛЬНЫХ НАВЫКОВ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ

 

          Подготовка молодого певца включает в себя как задачи образования, т. е. вооружение необходимыми знаниями, умениями, навыками, сообщение ему как необходимых сведений из различных дисциплин, развитие  умственных и музыкально-артистических способностей, так и воспитательные задачи. В процессе обучения, т. е. в процессе  систематической работы с учеником, педагог не только передает обучающемуся необходимые знания, но и воспитывает как личность: формирует мировоззрение, направляет развитие интеллекта, участвует в формировании характера, прививает общую и музыкальную культуру и т. п.

          Воспитательные задачи, как и задачи профессионального обучения в Казахском национальном педагогическом университете имени Абая, Казахском государственном женском педагогическом университете или Казахской национальной  консерватории имени Курмангазы, которые возложены на педагога по сольному пению, возможно на основе оптимального сочетания с воспитательной стратегией коллектива учебного заведения, со всей системой воспитания и обучения в музыкальном учебном заведении. Иными словами роль вокального педагога в вопросе воспитания ученика является основной.

          Как известно, педагог по специальности всегда является одним из самых больших авторитетов для ученика. Кроме того, без авторитетности невозможны успешные занятия. Поскольку контакт с педагогом почти ежедневный, сила его воспитательного воздействия на ученика является ведущей. Таким примером являются профессора Альмухаметов Б.А., Б. Жилисбаев, Исагулова А.Ш., Кульманова Ш., Карамолдаева Г.Ж., Орынбасарова Е.А. и другие. Одним из важных аспектов среди воспитательных задач, которые необходимо решить педагогу по вокалу, является формирование в ученике таких качеств современного человека: как скромность, принципиальность, честность, дисциплинированность, чувство ответственности перед коллективом. Вместе с тем, мы до сих пор еще встречаемся с проявлениями самомнения, зазнайства среди наших талантливых учеников; некоторые из них переоценивая свой талант, замыкаются в себе, используют учебное заведение в узкопрофессиональных целях. Важным условием в исследовании явилось выделение факторов, ориентированных на искоренение указанных качеств.

           Общеизвестно педагог должен стремиться глубоко изучить потенциал своего ученика. Следует определить, каков он как певец и музыкант на уроке.  Необходимо выяснить, что он представляет  собою как личность вне учебного заведения: моральный облик, внутренний мир, поведение в жизни,  быту, должны быть известны педагогу, чтобы оказать необходимое воздействие. Для этого недостаточно встреч с учениками в классе, рекомендуется более широкое общение, а также постоянное внимание к поведению его в коллективе. Следует внимательно следить за отношением ученика к занятиям по другим предметам, за отношением его  к общественным обязанностям, за активностью в общественной жизни - и во всем этом проявляются те стержневые качества личности, которые следует корректировать систематическим воспитанием. Следовательно, необходимо определить круг интересов ученика, особенности темперамента и характера. Мы солидарны с тем, что вокальный педагог обязан быть в определенной степени психологом: наблюдать достоинства и недостатки психологического  портрета ученика, быть вдумчивым в отношении выбора методов воспитательного воздействия. Педагог должен  не только владеть своей специальностью, то есть быть певцом-музыкантом, но и уметь передать навыки умения ученику. Общеизвестно, что никакие убеждения и примеры не будут так действенны, как личный пример педагога. Если педагог проявляет себя активным, целеустремленным, идейным человеком, находящимся в курсе современных событий, задач, стоящих перед страной, если он в своей профессиональной деятельности проявляет принципиальность, не мирится с недостатками, показывает трудолюбие, то пример такого педагога на формирование личности ученика будет всегда велик. Если же опытный и квалифицированный педагог проявляет себя в педагогическом процессе мало дисциплинированным, безынициативным, мало заинтересованным судьбою ученика, сторонящимся общественных интересов, будет демонстрировать узкий политический кругозор,- то такой не преподаватель не справится с задачей воспитания певца.

         Одним из важнейших педагогических качеств преподавателя пения является глубокая заинтересованность в каждом ученике, преданность и любовь к своей профессии. Только в этом случае устанавливается  контакт с учеником, когда обучающийся чувствует постоянное внимание, четко выраженную направленность на развитие необходимых  профессиональных навыков и умения. Такая заинтересованность педагога судьбой ученика определяет рациональную методическую стратегию обучения, анализ недостатков и поиск методов воспитания. Постоянное беспокойство и чувство ответственности за взятое на себя обязательство и перед учеником и перед обществом является побудительной силой, заставляющей педагога постоянно искать новые пути, оптимальные приемы, повышать свой педагогический уровень. Равнодушие, малая заинтересованность в судьбе ученика не сопоставимо со статусом педагога.

          Истинный педагог постоянно думает о судьбе своих учеников: он подбирает для них репертуар, составляет упражнения, думает об их быте, поведении, подыскивает литературные и художественные произведения, которые могли бы помочь в воспитании у них вкуса. Следует отметить, что большинство наших вокальных педагогов - энтузиасты своего дела, бескорыстно отдающие много времени своим ученикам. Эти педагоги показывают примеры высоких человеческих отношений. Поэтому часто отношения между педагогом и учеником напоминают родственные. Примером могут служить прекрасные человеческие, родственные связи между народным артистом Республики Казахстан Б. Жилисбаевым и  его учениками, - народным артистом СССР, киргизом по национальности, Т.Сейталиевым, народными артистами Республики Казахстан: М.Мусабаевым, Н.Каражигитовым, Г.Есимовым, Н.Усенбаевой, М.Шалабаевым, Ш.Абиловым и со многими учениками кафедры вокала. Аналогичная ситуация сложились у  народных артистов СССР  Б.Тулегеновой, Е.Серкебаевым, Р.Жамановой с их учениками.

          Исключительно большую роль должен сыграть педагог в воспитании мировоззрения своего ученика, в развитии чувства прекрасного. Необходимо руководить формированием вкуса учеников. Это применительно не только к развитию чувства музыки, приобщению к пониманию музыкального языка, но и к овладению чувством прекрасного вообще, как известно, прекрасное заключено не только в искусстве, но и в природе, в обществе. Умение видеть внутреннюю красоту человека, красоту идеи, красоту подвига, умение видеть прекрасное в различных проявлениях деятельности человека, как и в природе, зависит от уровня развития в человеке чувства прекрасного. Чувство прекрасного обогащает человека. Люди стремятся к тому, что прекрасно совместное посещение спектаклей драматических и оперных театров с учениками, концертов и живое обсуждение увиденного - лучшее средство воспитания вкуса учеников. Посещение симфонических и камерных концертов позволяют более конкретно и наглядно анализировать особенности исполнения: манеру интерпретации, технические приемы, так и музыку композитора. Концерты певцов и оперные спектакли, дают  возможность оценить и общую постановку, режиссерскую и дирижерскую трактовку произведения, а также профессионализм отдельных исполнителей. Весьма важен анализ особенностей интерпретации того или иного исполнителя и подробный разбор вокально-технических элементов. Анализ вокальной техники певца при совместном слушании концерта педагогом и учеником чрезвычайно полезен, так как он не только воспитывает вокальный слух молодого певца, но и помогает ему глубже понять требования педагога и осознать ошибки своей технике пения.

          Чрезвычайно большую пользу приносят постоянные прослушивания звукозаписей исполнения великих певцов прошлого и настоящего:  Р.Баглановой, Б.Тулегеновой, Е.Серкебаева; русских исполнителей: А.Неждановой, И. Архиповой, Ф.Шаляпина, итальянских: М.Каллас, М.Кабалье, П.Доминго, Л.Паваротти, Х.Кореррос и  современных М.Мухамедкызы, Н. Усенбаевой, Т.Мусабаева и других. Анализ вокальной технологии, стиль исполнения музыки различных авторов, особенности исполнительного стиля и вокальной техники различных национальных школ пения все это чрезвычайно развивает вкус ученика, расширяет его кругозор, способствует формированию мировоззрения, воспитывает  понятие о вокальном идеале. Такое живое общение педагога с учеником, обмен мнениями  по прослушанному исполнению - в высшей степени  полезное дело. При этом важно  предоставить анализа инициативу ученику, требуя обоснования высказываемых суждений. Активность ученика в этом обсуждении способствует его развитию, учит формулировать свои наблюдения.

          В развитии  эстетического чувства большое значение имеет репертуар, на котором строится воспитание ученика в аудитории по специальности. Этот репертуар должен  основываться на лучших классических образцах музыки прошлого и настоящего.  Необходимо учить молодого певца отличать высокохудожественные произведения. Репертуар, который ученик изучает в аудитории педагога по специальности, повторяясь многократно из урока к уроку, хорошо фиксируется памятью и входит в его активный репертуарный багаж.

         Особое внимание следует уделять творчеству современных авторов, приучать его вслушиваться в новый круг музыкальных интонаций, чтобы он знакомился со стихами современных поэтов, так как в поэтической форме оживают интонации современного языка, обороты речи, живой язык сегодняшнего дня.  Современные  стихи, его ритм, ударения, его музыкальная структура отражают пульс современной жизни, характер    чувств,   настроений. Необходимо слушать и знать творчество  современных казахских певцов и  музыкантов: Ж.Аубакирову, А.Мусакожаеву, М.Бисенгалиева, Ж.Серкебаева, сестер Накыпбековых,  Г.Мырзабекову, М.Мухамедкызы. Особенно важно читать отдельно от музыки  поэтические тексты вокальных произведений современных  композиторов. Необходимо усвоить тот язык, те интонационные обороты, почувствовать те образы, которые вызвали к жизни музыкальные мысли композитора. В исполнении произведений современных авторов особенно выразительно и осмысленно должны звучать слова. Умение достигать органического слияния интонаций живого слова и отличного вокала - это обязательное качество современного певца. На развитие этого положения должно быть постоянно направлено  внимание педагога.

          В произведениях талантливых современных авторов живут образы сегодняшнего дня, переживания и чувства человека нового общества. Эти образы и чувства очень близки современному исполнителю. Если язык и музыка поэтического текста легко доходят до певца, то музыкальный язык композитора в силу консерватизма нашего слуха более трудно усваивается. Необходима большая работа, определенное напряжение, усилие, чтобы проникнуться строем новых интонационных и гармонических оборотов. Непривычные для уха произведения новых авторов кажутся молодым певцам очень сложными, нелогичными по структуре, по гармонизации. Однако  по мере  распевания и освоения, если композитор талантлив, эти произведения начинают нравиться, доставлять удовольствие. Нередко молодые певцы встречают такой репертуар с нежеланием, разучивают его с неохотой. Необходима настойчивая повседневная работа педагога над воспитанием в молодом певце чувства нового, умение заразить его этим новым, раскрыть перед ним ту ценность, которую несут произведения современных авторов. Именно консерватизм слуха и боязнь вокальных трудностей являются причиной пассивности большинства молодых певцов в отношении современной музыки с ее сложным языком. Педагог призван по возможности преодолевать этот разрыв между современной музыкой и традиционным классическим воспитанием слуха и техники молодых певцов.

           Педагог должен стремиться быть высоко  образованным музыкантом, иметь вкус, и знать искусство вообще, разбираться в творчество современных композиторов. Важно, чтобы ученик видел постоянное стремление своего педагога к знаниям, интереса к новой музыке, живописи, литературе, освоение новых вокальных произведений. Развитие в ученике чувства прекрасного, совершенствования музыкальных способностей, воспитания чувства музыки – необходимые компоненты воспитания певца. Молодой  певец ощущает те национальные корни, которые  питают музыку и исполнительский  стиль. Принципиально важным является то, чтобы в результате педагогического воздействия был сформирован певец - достойный преемник исполнителей прошлого. Необходимо включать в репертуар и вдумчиво работать над освоением исполнительского стиля разнообразные по характеру казахские народные песни, а также песни других народов, наследия русской вокальной культуры.

          В задачу вокального педагога входит разбудить в ученике творческое начало, вызвать к жизни его личное отношение к  исполнению. Необходимо не только воспитывать любовь к пению, но и стремление к самостоятельной работе над произведением. Сейчас немало молодых певцов, которые  часто  не ищут своего пути в искусстве, своего отношения к произведению, а пользуются готовыми  образцами исполнения, (например:  фонограммы).

         Педагогу не следует заниматься «натаскиванием» ученика, не  нужно идти путем непререкаемых требований: необходимо развивать творческую фантазию ученика путем подсказа, показа возможных вариантов исполнения. Главное учить подходу к произведению, показывать, как следует над ним работать, чтобы исполнение было убедительным, верным. Надо всячески поддерживать проявления самостоятельности в трактовке произведений у ученика, направляя, поправляя, но никогда не давя на него. Ростки самостоятельности надо бережно охранять, давать им развиваться, даже соглашаясь иногда с тем, что не совсем верно в смысле выражения идеи или стиля. Спугнуть раскрывающееся в ученике собственное «я», и зная, что подавить его легко, а вызвать к жизни очень трудно. Нахождение зерна, роли, задачи, развития творческого воображения, живое видение того, о чем поет певец - все это пробуждает творческую фантазию, обогащает певца, дает ему возможность проявить свое отношение к исполнению.

          Развитие навыков самостоятельной работы над произведением и воспитание своего личного отношения к произведению у ученика закладывает основы самостоятельности, творческого подхода молодого исполнителя. Надо стремиться воспитывать образованного певца, мыслящего, убежденного в том, что он хочет  сказать своим исполнением, своей трактовкой. Очень важно воспитывать в ученике сознание необходимости постоянного совершенствования в искусстве. Исполнитель-творец не может останавливаться на достигнутом.  Выдающиеся певцы прошлого и настоящего, на которых должен равняться молодой певец,  являют нам образцы совершенствования. Например, народные артисты СССР  Р.Багланова, Б.Тулегенова, Е.Серкебаев, несмотря на преклонный возраст, поют до сих пор, показывая пример молодым. Это весьма поучительно. Необходимо время от времени,  на новом этапе вокального развития, снова брать в работу изученные в классе произведения. Ученик сам чувствует при исполнении изученных ранее произведений, насколько он продвинулся вперед, развился как музыкант и певец. Эта личная практика певца убеждает его  больше, чем любые примеры. Народный артист Республики Казахстан К.Мыржыкбай трудолюбивый, постоянно ищет новизну в своей деятельности. Отметим что, при  работе над ранее пройденными произведениями педагог обязан предъявлять к исполнению более строгие требования как исполнительского, так и вокально-технического характера.

          Всю работу в классе педагогу следует строить так, чтобы приучить молодого певца к ежедневной работе над голосом и над расширением репертуара. Только постоянная работа, огромная воля и настойчивость, целеустремленность, мечта о будущем, творческое вдохновение могут привести   молодого певца к большому успеху. Необходимо внушить ученику мысль и подкрепить ее примером из жизни. А тот, кто   перестает работать, творчески не растет, находится в стагнации, ему нечего делать в искусстве. Если певец хочет стать деятелем культуры, то необходимо отдавать, всю энергию, все силы. Это положение должно проходить красной нитью через все обучения молодого певца. Все вышесказанное  предъявляет к педагогу высокие требования, как в смысле его  морально-политического облика, так музыкальной культуры, эрудиции в вопросах вокала и в отношении личностных качеств.

           Роль  личности педагога в воспитании молодого певца трудно переоценить. Каждый педагог должен ясно представить себе то воздействие, которое он оказывает на ученика как личность и поэтому должен строго, с большой ответственностью относиться к своим взаимоотношениям с учеником. Педагог, желая наладить контакт с учеником, не должен допускать приятельских отношений с учеником, что неминуемо ведет к потере дисциплины, к снижению тонуса в работе, к постепенной потере авторитета педагога.

            Ярким примером авторитетного педагога является профессора Ш. Абилов и С. Курмангалиева. Они умело сочетают высокую требовательность, дисциплину в классе, атмосферу большого творческого горения, доброжелательность, большую заинтересованность в делах и в жизни каждого ученика вне класса. Ученики в профессорах видели высокий авторитет, строгого, взыскательного художника и самого близкого человека-друга в жизненных и творческих делах.

          Авторитет многих педагогов основывается на известном и славном творческом имени. Вместе с тем, быть  прекрасным певцом, артистом еще не означает уметь преподавать на высоком уровне. Опыт время показал, что далеко не все певцы высокого класса могут успешно заниматься педагогической  деятельностью. И авторитет известного певца, большого мастера сцены не спасет его как педагога, если он не справляется с задачами, ставящимися перед ним индивидуальностью ученика. Так, многие заслуженные и народные певцы прошлого и настоящего не могли на должном уровне проявить себя в педагогической деятельности. Некоторые отказались заниматься педагогической деятельностью, не находя в себе специальных знаний, педагогической интуиции и любви к педагогическому делу. Напротив, профессор Р. Жаманова, находясь на заслуженном отдыхе, не расстается с педагогической деятельностью. Отдельные известные певцы считают вокальную специальность столь специфичной, столь индивидуальной, что в совершенстве владея своим голосовым аппаратом, не считают возможным браться за воспитание голоса молодого певца. Обучение певца требует специальных способностей, специальных знаний, особой подготовки, особой любви к этой профессии. Но, несомненно, является прочным положение, когда выдающиеся исполнители, большие художники, носители лучших традиций  школы пения не передают молодому поколению тот огромный творческий багаж, который они накопили. Некоторые из них не только не преподают, но и не обобщают своего практического певческого опыта, не оставляют монографии, наследия, воспоминаний, статьей. К сожалению, бесценный педагогический опыт не опубликован в виде монографии нашими  славными, любимыми, выдающимися певцами страны 

Р.Жамановой, Б.Тулегеновой, Е.Серкебаевым и многими, многими другими певцами. Остаются только звуковые памятники их исполнения. Однако внутреннее творческое кредо певцов, их вокально-технические взгляды, принципы работы - все это не исследовано.

          Недостатком в развитии вокального искусства является положение, когда многие певцы, определяющие художественное лицо лучших театров страны, не участвуют в воспитании молодого поколения певцов. Голосовой аппарат певца высшего имеет большие особенности, и многим из них не приходилось сталкиваться с теми сложностями, которые  возникают перед молодыми певцами. Творческий опыт и большая музыкальная культура, которой обладают известные певцы, должна сочетаться с теоретической подготовкой, с владением научными данными о голосе и его развитии. Все это, вместе с желанием принести пользу молодому поколению, дало бы  отечественной педагогике кадры замечательных преподавателей. В вокальной педагогике, прежде всего, страдает, мало разработана научно обоснованная теория.

          Преподаватель, пользующийся только своим личным практическим певческим опытом, отдающийся исключительно педагогической интуиции, сейчас совершенно недопустим. Сочетание науки и практики – непременное современное требование к педагогу в любой специальности, и вокальный педагог не может быть тут исключением. Сложность вопроса в том, что наука быстро  развивается, и тот уровень теоретических знаний, который получил певец, оказывается несовременным к тому времени, когда он приходит после окончания певческой карьеры к педагогике. Известно, что отдельные певцы обладали от природы столь совершенными голосами, что пришли в искусство, минуя консерваторское обучение. Теоретическая подготовка таких певцов недостаточна для педагогической деятельности. Современный педагог обязан иметь знания о состоянии и развитии   основных вопросов, связанных с голосом и его воспитанием. Он обязан быть на уровне современной науки о голосе.

         Несмотря на многообразие методических приемов, и взглядов на  методику  воспитания певца, общие закономерности развития  певца и его голоса едины и в современной физиологической науке. Певческий голос - одна из функций организма, достаточно изученных в физиологии, курсе акустики, где находят объяснение особенности звучания голоса у ученика, и  разумные подходы к выбору пути его совершенствования. Голос-это постоянная борьба нового со старым, когда под влиянием систематических упражнений голос начинает звучать совершенно иначе, в новом качестве. Вокальный педагог должен, обладать педагогическим даром, умением правильно решать конкретные задачи, определенные индивидуальными  качествами ученика, иметь педагогическую интуицию, опыт. Задача педагога - формирования профессионального, технически совершенного голоса. Одновременно с воспитанием музыкально-исполнительных качеств педагог большое количество времени, несколько лет, тратит на создание исполнительного аппарата певца. Это требует от педагога выраженного таланта, интуиции, опирающиеся на глубокие знания теории и практики вокальной педагогики. Практика показывает, что для эффективного преподавания пения, не обязательно быть артистом с уникальным голосом. Скорее наоборот, певец, имеющий  голос среднего качества, в процессе его формирования сталкивается с большими затруднениями и их преодолевает, оказывается более чутким и вдумчивым педагогом. Чем больше трудностей преодолевает певец  в процессе своего развития, тем глубже он занимается анализом голосообразование. Развитие вокального слуха, обостренное внимание к качеству звука и технологии голосообразования часто формируют у таких певцов качества хорошего педагога. Опытные концертмейстеры, работающие с певцами, воспитывают певческие голоса, т.к. опыт развивает слух,  что дает возможность, что дает возможность разработать оптимальную систему упражнений и репертуар. Однако такой способностью обладает немногие. В ряде случаев даже остро развитый слух и практический опыт оказываются не достаточными для решения задач развития голоса. Педагогу необходимо и теоретические знания акустики голосового аппарата. Для вокального педагога следует проанализировать систему вокального обучения, то есть иметь слух, чуткий к правильному звучанию, прочувствовать на своем голосовом аппарате влияние работы его частей, ощущения, которые сопровождают  эту работу. Практический профессиональный певческий опыт обогащает вокального педагога, так как, шлифует технику, развивает как музыканта-исполнителя, как артиста.

          Таким образом, круг требований, предъявляемых к вокальному педагогу достаточно широк. Он включает и педагогическое мастерство, и высокую культуру, глубокую  эрудицию в теории вокального искусства, и комплекс  личных качеств. Для того чтобы воспитывать талантливого певца, педагог сам обязан быть специалистом с большой культурой, глубоким знанием теории и истории искусства, то есть служить примером для ученика. Педагог обязан быть чуток к передовому, современному искусству, приобщать ученика к современной музыке. Как наследник казахской школы пения, он призван воспитывать ученика в стиле ее лучших исполнительских традиций.

Литература:

1. Ж. Баймульдина «Как овладеть голосом». – Алматы, - 1995.

2.С.Елеманова. Казахское трационное песенное искусство. А., 2000.