Филологические науки

К. филол. н. Н.Ю. Абузова

Алтайская государственная педагогическая академия, Россия

Поэтика времени в поэзии В.В. Капниста (1758 - 1823): суточный аспект

 

         В.В. Капнист – примечательная фигура в поэзии XVIII века. Его творчество - перекрёсток, где сходятся пути классицистических, сентименталистских, романтических традиций и веяний. Формально он придерживается принципов классицизма: в жанровой системе тяготеет к оде, в поэтике - к творчеству Ломоносова, Сумарокова. Содержательная же сторона его поэзии заставляет ощутить влияние художественных вкусов нового времени, так что в поэтической системе Капниста можно выявить два сосуществующих мирообраза: космоцентрический, сформировавшийся в классицистической поэзии, и антропоцентрический, складывавшийся в литературном движении от сентиментализма к романтизму.

         Как правило, центральное место в пространстве мира у Капниста отдано категориям света/тьмы, определяющим бинарность композиции суточного цикла (день - ночь), антитетичность «дневного» и «ночного» пейзажей. Свет несёт в поэзии Капниста традиционную общекультурную семантику: дневной свет, солнце как источник света – символы жизни, порядка мира, метафоры разума и Творца, в чем проявляется генезис классицистической оды. Тьма, противостоящая свету, – неотъемлемая часть бездны, ночи. Следуя классицистической одической традиции, ночь у Капниста как часть единого божественного миропорядка несет положительные коннотации, отмеченные в образах «небесного света», «эфирной синевы», «звёзд ясных» и пр.

Вместе с тем свет и тьма, день и ночь так же, как их атрибуты - солнце, луна, звезды, - организуют локальное жизненное пространство лирического субъекта. Если у Ломоносова ночь создаёт условие рефлексии условно-научного и мистического характера, плодом которой становится суждение о Божественном Величестве, то у Капниста ночь может быть обозначением времени эмоционально-личностной рефлексии по поводу событий личной жизни - смерти родных или близких людей, в связи с чем образы мрака, ночи, луны несут, следуя элегической традиции, символику смерти, разлуки, страдания. Тенденция к синтезу одических и элегических мирообразующих мотивов нашла выражение в особой жанровой форме, получившей у Капниста определение «элегической оды». По предположению Г. Ермаковой-Битнер, «термин «ода» у Капниста обозначает … стихотворение с более или менее возвышенной лирической тональностью, предметом которой могут служить и какие-то акты государственной важности, и размышления на темы общечеловеческой морали, и, наконец, переживания и чувства отдельного человека, но, как правило, эстетически приподнятые» [Капнист, 1973, с. 28]. Нам представляется, что дело не только в одической модальности изображения любого, в том числе, не одического предмета, а именно в своеобразном срастании классицистических жанров оды и элегии на базе которого развивается новое сентиментально-романтическое миросознание творческого субъекта.

         «Адресация» элегических од Капниста в известной степени напоминает элегии русских поэтов XVIII века (например, А.П. Сумарокова), написанные «на случáй». У Капниста таким «случаем» выступает смерть сына, брата, жены друга-поэта Плениры. Основная эстетическая доминанта стихотворений – печаль, грусть, тоска, горестное томление; поэтическая топография - кладбище - «гробница» / «гроб» / «могила», - мир бренный и мир вечный. Композиция лирического сюжета следует логическому строю образцовых элегий: от факта смерти лица - к воспоминаниям о нем, от них - к размышлениям о собственной судьбе; от частного предмета - к рассуждениям о жизни и смерти вообще. Таковы «Ода на смерть сына» (1787, 1806); «Ода на смерть Плениры» (1794); «Ода на воспоминание Пленириной кончины», (1796).

         Последние два стихотворения: «Ода на смерть Плениры» (1794) и «Ода на воспоминание Пленириной кончины» (1796) образуют лирический диптих, повторяющий двухчастную композицию стихотворения «Ода на смерть сына». При этом двухчастность композиции отражает своеобразную эмоционально-семантическую динамику элегическо-одического характера: в первом стихотворении - «от горести и скорби – к призыванию радости»; во втором стихотворении («отделившаяся часть») - «радость, ликование – воспоминание о скорби – умиротворение». В то же время Капнист избегает общих жалоб на несправедливость жизни, характерных для элегии, – поэт обращён к частной ситуации, которая раскрывается через обобщенные «суточные» образы с традиционными метафорическими значениями. Так, в стихотворении «Ода на смерть сына» жизнь маленького сына - это «луч радости»; сын прожил «одну зарю лишь», «полдня не видал», напротив, смерть сына, печаль отца - «завеса ночи». Эмпирического «пейзажа» в этом стихотворении нет: заря, и светило дня, и звезды - риторические знаки смены времени суток, в продолжение которого совершается ритуал погребения/оплакивания, посещения могилы и размышления/созерцания.

         В стихотворении отмечены два суточных цикла, организующие две части поэтического сюжета с особым доминантным эстетическим модусом в каждой из них: в первой - скорбное сетование на судьбу, искание сострадания у других, оплакивание преждевременной смерти сына, сожаление о том, что он не вкусил «приятств» жизни; во второй - опровержение последней мысли размышлением о тяжести земного существования и счастия на небесах, усмирение скорбных чувств, замена их «отрадной надеждой» на встречу в ином мире, наконец, «восхищенная» хвала солнцу и величию вселенной и постижение истинной цели жизни. Во второй части «Оды на смерть сына» происходит поэтическое преобразование печали, скорби, страдания в умиротворение в буквальном смысле этого слова (у-миро-творение). Причем переживание поэта реализуется в двух состояниях суточного цикла и соответствующих им миротворческих действиях лирического субъекта. Утро на могиле сына описывается как ритуальное жреческое священнодействие: цепь семантических ассоциаций – Солнце – свет - огонь - жертва - гроб - жертвенник - алтарь - Творец - порождает причудливое смешение языческих и христианских символов, развивающееся в новом романтическом мышлении. Так же и ночная картина, открывающая созерцателю «при свете бледныя луны» «вселенну, / Душой всесильной оживленну. / Там, может статься тень твоя / Мне будет меж дерев мечтаться» [Капнист, 1973, с. 91 – 92], воссоздает подобие романтического континуума как синтеза конкретно-эмпирического и абстрактного, частного и всеобщего, материального и духовного: бледный свет луны и «пределы вечной тишины», «созерцать вселенную» и тень твою «меж дерев», «Тут часто ночь меня застанет» - «Мой дух там воскрылаться станет», Мне будет…мечтаться» - «буду научаться / О цели жизни моея».

         В двух стихотворениях о смерти Плениры воссоздаётся тот же ритуал оплакивания/погребения/воскресения на небесах с той же эмоционально-семантической парадигмой. Но в первом стихотворении ряд ключевых для элегии словообразов, таких, как смертна тень – гроб – тень – мрак унылой  пустоты – вид увялый - струя слёз – смерть – смертный ров – час уединенный, - сменяет ряд словообразов, ключевых для оды: человек, общество, вера, радость, ликованье, благодать, златые лучи, радужный венок победы. Во втором стихотворении та же смена жанровых эмотивов, но в обратном порядке: одический лад сменяется элегическим.

Риторические медитации лирического субъекта связаны с символикой движения времени. В первом стихотворении условно символическим обозначением времени смерти является осень («осень рощу…мертвит»); абстрактно-обобщённая категория вечности дробится на конкретные временные переживания: «медленны часы», «быстротечный век», «долгий век». Время «жизни» переживается как биографическое: роды, детство, юность, мужество, старость, смерть. Время ночи в стихотворении традиционно символизирует смерть и скорбь, следует заметить повторение меланхолической позы лирического героя у могилы как элемента, развитого в романтической элегии: «Те печальные места, / <…> / Где от всех уединенный, / Мрачной мыслью отягченный / С горестью один сидит [100]. Кроме того, ночь, как у романтиков, - время общения с потусторонним: «Но от горныя беседы, / Как взойдет на холм луна, / В ризы скрывшися нетленны, / Прийдет в час уединенный / Утешать тебя она» [102].

         Движением к романтическому мышлению может быть объяснено стремление Капниста проявить внутреннее, духовное как отражение высшего небесного в конкретных деталях внешнего облика лирического персонажа. Так, характерная деталь - белизна рук Плениры - в начале названа снежной, а в конце стихотворения - лунно-видной, обозначая оппозиции: внешнее-внутреннее, земное-небесное, духовное-телесное: «Как сияла между нами / Нежных прелестей чертами / И душевной красотой» [Капнист, 1973, с. 103].

          Второе стихотворение открывается картиной восхода солнца, прихода дня. В образах света, солнца, утра, символизирующих радость, ликование, пробуждение жизни акцентирована семантика противостояния ночи, тьме, смерти, их преодоления: солнце рассекло тучи, лучами багряны их бока зажгло, день разогнал ночи тень [Капнист, 1973, с. 103]. Ту же функцию выполняет весна, которая, «прогнавши хлады / Природе нову жизнь даёт» [Капнист, 1973, с. 103]. Но действие природы не безгранично. Отрицательный параллелизм разводит у Капниста природу и человека, жизнь и смерть. Ни восход солнца, ни наступление благоуханного дня не могут развеять горесть унылую, лютую скорбь, вызванных памятью о смерти Плениры, в связи с чем время дня отступает от традиционной позитивной символики, приобретая эмоционально-семантическую многозначность: день памяти о дне смерти - священный и безотрадный, светлый и мрачный, ликующий и скорбный. Точно также весна, дающая природе нову жизнь, зовущая из недр земли цветы, не способна восстановить из недр земной утробы прах милой Плениры. Время года утрачивает свою традиционную символику и становится обозначением времени событий частной жизни: Капнист обозначает временной разрыв между смертью Плениры и воспоминанием о ней: «Уж солнце года круг свершило»; весна - время смерти Плениры и весна - календарное праздничное время (Пасха), когда совершается освящение родных могил - ритуал символического возрождения умерших: «Над сим убежищем святым, / Из незабудьков с васильками / Сплетённым именем твоим / Простой тебе алтарь украшу. / Там горсть пшеницы, мёда чашу / В дар памяти твоей драгой / Поставлю; фимиам возжжётся / И тёплых слёз поток прольётся / С усердной к небесам мольбой» [Капнист, 1973, с. 104].

         Незабудки, зерна злака, мёд - символы вечности, вечной жизни и вечной памяти, среди которых нет обычного в православном ритуале поминовения крашеного яйца, не соответствовавшего риторической культуре, ориентированной на античные образцы, которой следует русский поэт. Но если риторика оды сохраняет формально-абстрактный мирообраз, то её семантика отчетливо выражает индивидуальное национальное миросознание лирического субъекта. «Для православного сознания Пасха есть время, когда открывается небесный мир. <…> Светлый праздник Христова Воскресенья есть прорыв в вечность, в небесный мир, который, в свою очередь спускается к нам на землю. Все перемешивается - люди и ангелы, живые и умершие, все живут одной общей жизнью, общим ликованьем, общим восторгом» [Калинский, 1990, с. 34]. Именно такую картину рисует Капнист: «Ликуй же средь безмерна круга, / В небесном сонме веселись, / Но иногда на верна друга / С приятным чувством оглянись», «Прийми сей дар, о тень драгая! / Прийми, с превыспренных спустись / И в легком ветерке летая, / Горячей сей груди коснись» [Капнист, 1973, с. 104]. Особое самобытное самовыражение придает формульным элегическо-одическим мотивам эмоциональную теплоту, лирическую искренность, разрушающие классицистический мирообраз. Наличие элементов цветовой колористической живописи и телесной пластической метафорики в картине восхода солнца (златыми полосами, багряны…бока туч) демонстрирует движение к романтическому пейзажу.

         Первая часть стихотворения «Ода на смерть сына» и стихотворение «Ода на смерть Плениры» (как условная первая часть) воспроизводят, таким образом, архаический модус элегии - погребальной песни-плача, вторые части - новый - литературный модус элегии-размышления о жизни и смерти, воспринятый романтической эстетикой. В поэтической риторике смерти Капнист использует как традиционную вегетативную метафору (цвет увял), так и архитектурную (зданье развалилось), востребованную в «руинной» поэтике романтизма.

         Мирообраз в творчестве Капниста даёт ощущение непрерывного глобального целого, но вполне обозримого и проходимого из конца в конец. Эффект единого пространства создаётся благодаря присутствию в нём двух главных категорий: свет/тьма (с вариантами). Категории в творчестве поэта обладают весьма широким диапазоном смыслов, и поэтому предполагают соположение внешнего-внутреннего, земного-небесного, духовного-телесного, космоцентрического-антропоцентрического. Именно оппозиции выстраивают известную бинарность (она демонстрирует движение мирообраза Капниста к романтическому мышлению), задают протеичность данного универсума – присутствие персоны субъекта-поэта с её установкой на постоянную рефлексию. Именно она в соединении с риторическим блеском является сквозной стратегией Капниста, демонстрируя его формальное утверждение в оде, но и целенаправленное движение к романтической элегии.

 

Литература

Ермакова-Битнер, Г.В. В.В. Капнист: Вступительная статья // Капнист, В.В. Избранные произведения. - Л.: 1973. - С. 28

Капнист, В.В. Избранные произведения. - Л.: 1973.

Церковно-народный месяцеслов на Руси И.П. Калинского. - М.: 1990. - С. 34