Философия / 2. Социальная философия

К. филос. н. Полежаев Д.В.

Волгоградская государственная академия повышения квалификации

и переподготовки работников образования, Россия

Вопросы ментальной динамики:

социально-психологический аспект

 

В последние десятилетия в российском социально-гуманитарном знании актуализирована тема исследования ментальных феноменов. Авторами рассматриваются различные аспекты менталитета вообще, менталитета русского народа, менталитета личности в условиях тоталитарного общества. Менталитет изучается как феномен языка, и эта тема интересна не только профессиональным лингвистам, поскольку является значимой в социально-культурном смысле. Психологические особенности менталитета занимают умы, как психологов, так и иных специалистов в сфере социально-гуманитарного знания.

Историческая протяженность менталитета во «времени большой длительности» (Ф. Бро­дель) не может не вызвать интереса у всех специалистов, увлеченных этой темой. Речь идет, конечно, не об узкоспециальных профессиональных исторических вопросах, а именно о «протянутости» менталитета в историческом времени, особенностях его изменения, периодах стабильности, функциональных аспектах и др.

Пониманий менталитета довольно много. Слово «менталитет» до сего дня звучит в русской речи как иност­ранный термин, а количество опытов эмпирического, феноменального описания менталитета весьма обширно. Актуализация исследований мен­тальных феноменов заслуживает положительной оценки; но подчас совершенно размывается внутреннее содержание понятия и, таким образом, отодвигается искомое – сущностные основания, структурные составляющие и законы «жизнедеятельности». Бесконечное «про­изводство» определений менталитета, то есть чисто суммативное собирание некоторых харак­те­рис­тик, не объединенное общей ментальной теорией, и возникающие при этом разноуровневые содержательные дихотомии создают иллюзию разнообразия и богатства толкования проблемы, которая, на наш взгляд, сдерживает действительно философское исследование.

Менталитет есть не некий абстрактно-не­опре­де­лен­ный феномен, а вполне реальное социальное явление, имеющее психическую природу и обладающее витальной протяженностью. Под менталитетом мы понимаем устойчивую во «времени бо­ль­шой длительности» систему внутренних глубинно-психических со­цио­куль­турных установок общества, формирующуюся и изменяющуюся как под влия­нием внешних воздействий, так и путем внутренне обусловленного саморазвития, и функционирующую на уровне внесознательного.

Менталитет общества представляется нам как сложная система, включающая в себя, по меньшей мере, два уровня: внешний, инертный, в значительной степени подвижный, витальный, связанный напрямую с изменяющимися жизненными обстоятельствами, в том числе природными, социальными, политико-идеологическими и др., и внутренний – инертный, значительно более устойчивый, представляющий собой в определенном смысле «ядро», которое и корректирует видоизменяющиеся внешние ментальные установки, «восстанавливая» их, приводя к единому знаменателю, насколько это возможно, индивидуальные ментальности, функционирующие в данном конкретном обществе.

Такого же рода многослойность прослеживается и в ментальности личности. Выделенные в диспозиционной структуре личности уровни и слои различаются по своей устойчивости и подвижности. Наиболее устойчивые – глубинные пласты личности, наиболее подвижны, изменчивы – наружные, ролевые. Различаются они и по времени формирования. В детстве закладываются ценностные структуры, определяющие общую направленность личности. Затем формируется собственно характер, конкретизирующий избирательность ориентаций. Со зрелостью приходит дифференциация и усиление ролевых ориентаций.

Отечественные философы высказывали свою точку зрения по некоторым вопросам, связанным с социальной динамикой / устойчивостью русской национальной культуры, национального характера, национального менталитета. Так Н. А. Бердяев говорит как о характерно русском явлении – о быстрой смене «поколений и настроений» в отечественной истории. Именно эта быстрота приводит к известному (как встречавшемуся ранее, так и случающемуся сегодня и, по-видимому, не уходящему от будущих генераций) конфликту отцов и детей, столкновению поколений – их интересов, целей, ценностей, ориентиров.

Установившиеся сегодня национальные черты народа могут быть тем или иным образом изменены в течение исторически длительного времени. Они могут быть и направленно модифицированы, под влиянием внешних воздействий, прежде всего, идеологических. Но эти воздействия государства, общества и других больших социальных феноменов должны необходимо учитывать ментальные основы социальной природы человека. Именно в этом случае произвольность повсеместно распространенных динамических форм может быть определенным образом упорядочена и приведена в соответствие с актуальными в данное конкретное время социальными нормами, ценностями, интересами и потребностями. Однако неизменной устойчивости конкретных социальных норм, ценностей и т. п. в историческом протяжении говорить было бы неверно, поэтому принципиальная открытость и незавершенность изучения феномена менталитета общества, а также основанного на нем национального сознания и др., связана с незавершенностью собственно ментальных феноменов, глубинных установок для исторически краткого отрезка времени.

Динамичность менталитета от зарождения его (относительно неопределенного – от исследований Л. Брюля, Л. Стросса и др. до современных авторов) до «схлопывания», то есть прекращения действий ментальных функций позволяет выделить ряд сторон, существенно важных в социально-психологическом отношении. Первая связана с индивидуальными изменениями ценностного плана у носителя индивидуальной ментальности; эту сторону мы не предполагаем здесь рассматривать подробно. Вторая сторона ментальной динамики, связанная с социальной мобильностью индивида, социальной группы и общества в целом, заслуживает отдельного рассмотрения.

Поскольку мы рассматриваем, в пространстве ментального подхода, вопрос о динамике социальных установок, постольку речь должна идти, прежде всего, о социальной мобильности, динамичности (как общем качестве) социальных представлений, установок, привычек, навыков, стереотипов в их психическом протяжении. Здесь намеренно выстроен ряд понятий, характеризующих разноплановые (или заметно различающиеся) социально-психические культурно-исторические явления – только таким образом, предполагается, мы можем подойти к осмыслению феномена менталитета и возможностей его принципиального изменения.

Социальная мобильность (от лат. моbiles – подвижный) чаще всего рассматривается как перемещение индивида или социальной группы на одной социальной позиции, изменение места того или иного социального субъекта в социальной структуре. А, к примеру, этническая мобильность (термин этнографии и культурологии) – это «целенаправленная деятельность, направленная на этническое самоутверждение и самоопределение». Видим, что указанные понятия, если не идентичны, то совершенно определенно рядоположены. Вместе с тем социальная мобильность предполагает большую внутреннюю структурированность: изменения могут касаться профессиональных качеств (компетенций), профессионального или должностного статуса, уровня образованности, места жительства, семейного положения и т. п. Таким образом, термин «социальной мобильности» достаточно тесно связывается с термином «социальной идентификации». Но это – небезынтересная тема для отдельного обсуждения.

Здесь можно было бы напомнить толкование социальной мобильности, данное в свое время П. А. Сорокиным, который рассматривал ее как «любой переход индивидуума или социального объекта или ценности – всего, что создано или модифицировано человеческой активностью – из одной социальной позиции в другую». Существуют два принципиальных типа социальной мобильности: горизонтальная и вертикальная. Под горизонтальной социальной мобильностью или перемещением подразумевается переход индивидуума или социального объекта из одной социальной группы в другую, расположенную на том же уровне. Под вертикальной – подразумеваются отношения, включающие в себя переход … из одного слоя в другой. Надо помнить еще, что ускорение развития конкретного общества и человеческой цивилизации в целом, растущая социальная дифференциация ведут к возникновению качественно новых позиций, вызывают значительный рост социальных перемещений, частоты и скорости социальной мобильности. Замедление и ускорение социальной мобильности характерно и для отдельного общества, в том числе российского, в различные периоды его исторического развития.

Изучение ментальных установок и их динамики невозможно вне обращения к феноменам коллективной психологии, в той или иной степени отражающим социально-психологические изменения общества, его устройства, функционирования и т. д. Деятельностный аспект коллективной психологии (рассматриваемый в историческом протяжении), в определенном смысле является одним из сущностных компонентов менталитета.

Вышеуказанные моменты в осмыслении вопросов динамики ментальных феноменов напрямую связаны с принципом открытости и исторической незавершенности ментальных феноменов вообще. Менталитет – это жизненный феномен. Он имеет свою внутреннюю протяженность и закономерности внутреннего изменения, потенциальную направленность к защите и сохранению не только собственных механизмов жизнедеятельности, но и социальных феноменов, в пространстве (в окружении) которых он осуществляется. Менталитет изменяется и под влиянием внешних воздействий; и если они носят катастрофический характер, то он может быть коренным образом изменен в социально-культурном плане или уничтожен в историческом смысле.

Предлагаемый нами ментальный подход – это своего рода основа в осмыслении и понимании менталитета: менталитет, прирастая новыми значениями, содержит в глубине своей первоначальное толкование. Социальные изменения наиболее явно просматриваются в пространстве культуры (в исторической динамике ее культурных составляющих). Поэтому не следует отказываться, например, от идеи об относительной внутренней гомогенности культуры, в том смысле, что она покоится на общем для ее носителей ментальном субстрате.