Социальная философия

 

 

К.филос. н., докторант Закревский В. Э.

Южный научный центр Национальной академии педагогических наук України, Одесса

 

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ «СВОБОДА»

 

     А. Камю категорически не приемлет сартровское понимание свободы, как абстрактной жизненной данности, имманентной человеческому существованию. Абсолютной свободой человек никогда не располагал, ни в духовной сфере, ни в пространстве воления –– действования. В лучшем случае, за человеком можно признать право на « …абстрактную волю к свободе». [1, с. 35] Если для Ж. П. Сартра свобода атрибут сущностных сил человека, то для А. Камю это преимущественно социально-практический феномен. Ж. П. Сартр же просто авансирует человеку абстрактную « …истинную свободу, совместимую с этикой социального действия», не вдаваясь в детализацию способов ее освоения индивидуальной экзистенцией. [1, с. 20] Для А. Камю свобода - борьба за свободу, для Ж. П. Сартра –– непременное условие человеческого существования. Правы оба, хотя принципиально нового в данное проблемное поле не привнесено.

     Стремление к расширению личной и социальной свободы обуславливается А. Камю так: «Я бунтую, следовательно, мы существуем». [1, с. 23] Хотя этику А. Камю называют негативной, он ее таковой не считал. Об этом свидетельствует его признание:Я не аристократ…, и, однако же, я нуждаюсь в чести, потому что я недостаточно велик, чтобы обойтись без нее». [1, с. 35] Это напоминание и укор толпам «покорных», пассивно ждущих лучших времен без перемен.

     Для большей части землян «шагреневая кожа» их свободы съежилась до катастрофически малых размеров –– наемные работники, налогоплательщики, солдаты. А. Камю категорически не приемлет как абстрактную свободу, так и ее очевидное социальное следствие –– абсолютную справедливость, считая их ложными социокультурными мифами. А. Камю убежден, что субъектом свободы может быть только тот, кто ее лишен: «Общество денег и эксплуатации никогда не возлагало на себя обязанность устанавливать царство свободы и справедливости. И, если сегодня свобода унижена или закована в цепи, то вовсе не потому, что она… потеряла своего законного защитника. Занимаясь притеснением и эксплуатацией, они занимаются своим прямым делом. Свобода - дело угнетенных». [2, с. 677]

     Оптимистичным в учении Н. Абаньяно является его трактовка смерти. Если для М. Хайдеггера и Ж. П. Сартра индивидуальная экзистенция –– это бытие для смерти, то для Н. Абаньяно смерть не трагедия, а лишь завершение жизни. [3, с. 26] Опосредованно А. Камю «духовный коммунизм» предтечи экзистенциализма Ф. М. Достоевского полагает условием « …ответственности всех за все». [1, с. 6]

     Ж. П. Сартр, анализируя дихотомию свободы и ответственности в судьбе человека, приходит к выводу о том, что они взаимосвязаны и взаимоопределяемы:Человек, приговоренный быть свободным, несет на своих плечах всю тяжесть мира…, человек, как определенный способ бытия, ответствен за мир и за самого себя». [4; с. 26] Чем обусловлено разнообразие выборов Себя? Почему представители одних социальных общностей выбирают Себя более типично по отношению к другим социальным общностям? Эти вопросы остаются за рамками научных интересов Ж. П. Сартра, для которого Свобода, Ответственность, Судьба абстрактные смысловые конструкты, к которым он апеллирует, как к неким изначально заданным антропологическим константам, качественные характеристики которых полагаются известными всем также хорошо и ясно, как и ему самому.

     Можно согласиться с метким замечанием Ж. П. Сартра: «Нет никакого принуждения, потому что принуждение не способно взять верх над свободой, у меня не было никакого оправдания, потому что особенность человеческой реальности в том, что она существует без оправдания». [4, с. 44] Действительно, нет оправдания тем добропорядочным бюргерам, которые десять лет ковали оружие для войны и с восторгом внимали речам бесноватого фюрера. Наша ответственность распространяется на все человечество, « …выбирая себя, я выбираю человека вообще». [4, с. 12]

     Единственно возможной свободой в изначально несвободном мире А. Камю полагал бунт, как волю (интенцию) к обретению (завоеванию, присвоению) истинной свободы. Сартрово понимание свободы абстрактно-универсально. Характерной особенностью позиции Ж. П. Сартра является фиксационно-статичный поход. Сквозь тексты А. Камю простуапает мощный заряд ненависти к псевдоэлитам, узурпировавшим Общую Свободу. Поскольку понятие «свобода» соподчинено с понятиями «выбор», «достоинство», «справедливость», последние стали предметом пристального изучения выше означенных философов.

 

Литература:

 

1. Камю А. Изнанка и лицо / Камю А. –– М.: ЗАО – Сочинения. Составление, вступительная статья и комментарии А. Филоненко. –– Серия «Антология мысли». –– Изд-во ”ЭКСМО-Пресс”. – Харьков: Изд-во ”Фолио”, 1998. – 864 с.

2. Карнаух Б. П. Діалектика свободи: синтез вибору і необхідності / Б. П. Карнаух // Філософські обрії. – 2010. – №23. – С. 124–134.

3. Абаньяно Н. Экзистенциализм и позитивный экзистенциализм Н. Абаньяно. –– / Абаньяно Н. –– М.: Изд-во „Директ-медиа, 2008. –– 709 с.

4. Сартр Ж.П. Экзистенциализм – это гуманизм / Сартр Ж. П. –– М. : Наука, 1953. – 42 с.