Право/1. История государства и права

 

к.ю.н., к.ф.н. Попова А.В.

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Россия

ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИЙ НЕОЛИБЕРАЛИЗМ ХХ ВЕКА

 

Либерализм представляет собой особый образ мысли, противоположный догматизму, схематизму, одномерности и нетерпимости. «Здесь нет однозначных раз и навсегда установленных правил. Гносеологические и социально-философские корни либерализма лежат в устремлённости людей на приспособление к меняющимся условиям жизни, и с этой целью - модификации, пересмотру изживших себя, устаревших социальных и политических институтов, норм, ценностей». Однако, по мнению М. Фридена, «замечать, что вера в свободу была центральным элементом в либеральном мышлении - это трюизм. Доказывать, что либералы были идеологически едины благодаря вере в свободу - это ошибка. Как и другие концепции, концепция свободы объединяет большое число раз личных позиций». Истоки идеологии либерализма можно найти в трудах Дж. Локка, А.Смита, Ш.Монтескье (хотя сами себя либералами они не называли), Д. Юма, Вольтера, И. Канта, Г. Гроция, Б.Франклина, Т. Джефферсона, Д. Дидро. Либерализм, таким образом, представляет собой течение в истории идей, которое развивалось усилиями множества довольно различных между собой авторов.

По мнению английского исследователя Джона Грея, общей для всех вариантов либерализма является специфическая концепция человека и общества. Согласно Дж. Грею, эта концепция является индивидуалистской в том, что утверждает моральный приоритет личности относительно любого социального коллектива; эгалитаристской, поскольку она признает одинаковый моральный статус за всеми людьми и отрицает правовые и политические порядка, основанные на дифференциации моральной ценности индивидов; универсалистской; утверждающей моральное единство всех человеческих существ и, следовательно, вторичность конкретных исторических ассоциаций и культурных форм; мелиористской в своем убеждении в возможность исправления и улучшения социальных и политических институтов. Дж. Грей выделяет четыре ключевые темы:

1. Индивидуализм - как примат достоинства индивида перед любыми посягательствами со стороны коллектива. Речь идёт о достоинстве частного лица как источнике его прав (т.е. юридическом), что не обязательно является онтологическим и, тем более, фактическим. Именно это обстоятельство позволяет говорить о построении устойчивого общежития, в основу которого положена свободная воля частного человека.

2. Эгалитаризм - признание за всеми людьми равной ценности (достоинства), отрицая в правовой и политической организация общества различий в этом плане. Такая логика прослеживается в юридическом плане утверждения и долженствования: все «есть» равны и все «должны быть» признаны таковыми.

3. Универсализм - возможность требовать вышеуказанные индивидуальные свободы и равенство, не моющие быть отвергнутыми ссылками на «особенности» тех или иных культурно-исторических ценностей и форм. При этом универсализм не обязывает содержательно истолковывать данные понятия. Это вопрос требования «равенства» и «свободы», существенных для конкретного общества. Во главу угла ставится вопрос о том, как люди могут требовать свои нрава.

4. Мелиоризм - утверждение возможности исправления и совершенствования любых социальных и политических институтов. Мелиоризм допускает разные представления о соотношении сознательного и стихийного начал в совершенствовании общественных институтов (от «непреднамеренной эволюции» Ф.А. Хайека до рационалистического конструктивизма Бентама).

В конце ХIХ в. - начале XX вв. в Европе появились новые версии основных либеральных идей, оформившихся в 20-30-е годы в виде «нового» либерализма (неолиберализма). Те из либералов, кто расценил подобную трансформации как предательство классической перспективы и трансформацию в сторону марксизма и социализма, отстаивали свое исключительное право быть преемниками традиции и рассматривали использование своими оппонентами классического понятия «либерализм» как факт неправильного употребления термина.

Кризис либерализма коснулся практически всех его основных принципов, что нашло отражение в появлении ряда концептуальных оппозиций, знаменовавших водораздел между двумя либеральными течениями: «негативная - позитивная свобода», «коммутативная дистрибутивная справедливость», «равенстве перед законом - равенство социальных возможностей», «собственность как право чело века - собственность как социальное право», «минимальное государство - государство всеобщего благосостояния» и т.д. В целом, западный неолиберализм оформляется в межвоенные годы, а со времени «Нового курса» Ф. Рузвельта он становится в ряде западных стран доминирующей идеологией. Разработка его основных положений связана с именами Т.Х. Грипа, Дж. Гобсона, Л. Хобхауза (Англия); Ф. Hayманна (Гер мания): Б. Кроче, Дж. Джолитти (Италия): Л. Кроули, Л. Уорда, Ч. Бирда, Дж. Дьюи (США).

В качестве коррективы классической западной модели выступили немецкие либеральные теории гражданского общества и правового государства - либерализм в условиях модернизации. Здесь отчетливо прослеживается значение политической философии германского и русского конституционализма. Они дали обоснование возможности выхода из социального конфликта не путем революции, а радикальных реформ, осуществляемых государством (концепция рациональности М. Вебера, Ф. Дальман, Р.фон Моль, К. Роттек, К. Велькер, Ю. Фребель и др.). Такой тип конституционализма разрешал проблему распада традиционного общества, где со сломом старых сословных перегородок изменяется положение групп и индивидов по отношению к власти. Поэтому теории конституционализма приобрели актуальность не в странах с развитыми демократическими традициями и институтами, а там, где их либо не было, либо они были слабо развиты.

Именно в работах немецких авторов начинает утверждаться тенденция «интеллектуального романтизма» - той специфичной культурной реальности, которая воспринимает государство как осязаемое, «наличное единство», «историческая перспектива», «часть, стоящая над гражданским обществом». В этом смысле немецкие государственнические идеологии представляли собой сплав из построений» сравнимых с досовременными идеями («идеальное (правовое) государство» - «идеальный гражданин») и попытками либеральных преобразований (избирательное право, социальные гарантии и т.п.)

Именно немецкая версия либерализма как идеологии (т.е. как действующей теории) открыла технологический тип либерализма, отчетливо развившийся в конце XX века. Основными постулатами которого заключаются в том, что изначальная задача либерализма - поиск путей преобразования частной свободы в гражданскую - можно решить, включив социально-политические институты, отождествляемые с современной демократией в уже существующую либеральную структуру. Для чего достаточно принять некоторые соответствующие законы. Институты и нормы служат той основой, на которой основывается направленные особым образом повеления индивидов, благодаря чему функционирует вся модель.

Таким образом, западный неолиберализм можно идентифицировать посредством его отождествления с определенным типом политической практики (Ф. Хайек); через попытку реконструкции общей для всех либеральных теоретиков онтологической концепции человека и общества (З. Арбластер); через определение либерализма в «ценностных понятиях» (М. Фриден, Э.Винсент, И. Шапиро, А. Буллок и М. Шок и др.); с помощью критерия общественной и исторической репутации (Д. Мэннинг).