Педагогические науки /3. Современные методы преподавания

Еркибаева Г.Г., д.п.н., профессор кафедры «Педагогики»,Жузеева К.Е., ст.преподаватель кафедры «Дизайн одежды»

Международный казахско-турецкий университет имени Х.А.Ясави,

г.Шымкент, Казахстан

 

Роль орнамента в развитии познавательного интереса к национальному быту и культуре

Орнамент - древнее искусство. Он имеет длинную и интересную историю. Еще пару сотен назад люди относились к природе совсем иначе, чем теперь. Она была их матерью, которая кормила, одевала, лечила. Но могла и наказать за непочтительность. Люди верили, что луна и солнце, море и пустыня, ветры и скалы, животные и растения могут думать и чувствовать, разговаривать и помогать человеку или мстить.

Орнамент - специфический вид изобразительного искусства, который в условно символической форме отражает важнейшие для человека идеи бытия. Эта форма искусства призвана одухотворять и защищать мир вещей человека, выражающая антиэнтропийные тенденции человеческой культуры, пафос его в преобразовании косного мира в мир динамической упорядочности.

С самых древнейших времен люди изображали на предметах домашней утвари и убранства жилищ знаки небесных светил, согревающего огня, воды, зеленых побегов и спелых колосьев, тучных стад, как символ здоровья детей и плодородья земли, богатства и процветания дома и его хозяев. Охотники и воины украшали свои тела, доспехи и оружия с узорами с фигурами хищных зверей, чтобы стать такими же храбрыми и непобедимыми, как они.

Кочевой образ жизни, непростые природные условия вынуждали казахов быть изобретательными и экономными. В хозяйстве ничего не пропадало, всему находились применение. Главным материалом, из которого делали все: дом, одежду, постель, предметы домашнего обихода был войлок - плотно свалянная овечья шерсть.

Изготовление войлока - дело трудоемкое. Чтобы сэкономить материал, казахские мастерицы придумали особый способ составления орнамента. Два куска войлока разных цветов складывают вместе и острым ножом вырезают узор. Затем вырезанные детали меняют местами и аккуратно вшивают в оставшийся «обрезок». Получаются два замечательных узора и не капли отходов! Так сложилась одна из основных особенностей казахского орнамента - равенство фона и узора. Чаще всего узоры строились на сочетании двух цветов - белого и черного, как символов двух начал: жизни и смерти, добра и зла, которые всегда едины и всегда борются друг с другом.

В дальнейшем казахский орнамент стал более разнообразным по цвету, но природное чувство меры и безупречный вкус народа никогда не допускали излишней пестроты узора.

Казахский орнаментальный декор - гетерогенная система, т.е. система, состоящая из нескольких разных по происхождению, по формальным характеристикам, а также по семантике частей. Казахская орнаментика, образуя целостную систему, обладает довольно сложной структурной организацией. Подобно любому материальному объекту, орнаментальная система характеризуется многоуровневым строением, координацией и соподчинением подструктур. Так, простейшие элементы орнамента образуют мотивы, которые в свою очередь создают орнаментальные композиции, входящими составными частями в более сложные пространственные ансамбли, одной из разновидностей которых является архитектурный памятник в совокупность.

Для казахов орнамент стал видом изобразительного искусства, в котором отразились живая, поэтичная душа народа, любовь к родной природе и интерес к окружающему миру. В жизни кочевников большую роль играли овцы, лошади, верблюды, архары, поэтому в казахском орнаменте и появились такие мотивы, как «верблюжий след», «глаз верблюжонка» и «бараний рог». А в древних легендах рассказывалось о Мировом дереве, которое корнями уходит глубоко под землю, в мир умерших предков, а вершиной упирается в самое небо, где живут боги. Поэтому дерево, часто украшенное пышными цветами, стало излюбленным мотивом казахского орнамента, его декором.

Казахские народные мастера отражали в своих орнаментальных композициях мир, который  они  мыслили  как  единство  взаимоисключающих,  обслуживающих,  дополняющих, борющихся между собой противоположностей, созидающих и одновременно нарушающих гармонию.

Одним из главных отличительных знаков нашего государства является Государственный флаг. В центре флага мы видим парящего под золотым солнцем орла, а по краю, где полотнище крепится к древку, полоску казахского национального орнамента.

Все разнообразие орнаментальных мотивов и композиции в казахском декоративном искусстве получается в результате изобразительного использования множества различных типов симметрии на основе ограниченного числа исходных элементов.

Орнамент очень чяасто встречается на коврах. Ковроткачество в Казахстане также имеет глубокие корни. Им занимались в основном женщины. Секреты качества на урмеке - горизонтальных станках изделий типа алашы, баскуров - ковровых полос, тангыша, бау - ковровых лент, шекпена - домотканого сукна из верблюжьей шерсти, передавались из поколения в поколение. В казахских коврах как безворсых, так и ворсовых присутствует довольно несложная кайма - корган, коршау (дословно - вода), обрамляющими центральное поле ковра - кол (озеро), где обычно один тот же геометрического или растительного типа рисунок со сложным сочетанием завитков и других знаков, которые приятно называть «розеткой», повторяется в строгом порядке несколько раз. Розетки центрального поля ковров в отдельных регионах Казахстана называются по разному: кумбез (купол), тобе (окружность) - в присырдарьинских степях, табак (блюдце), жулдыз (звезда) - на юге Казахстана, тур-узор - в Сары-Арке, ою (орнамент) - Семиречье и т.д.

Безворсое ковроткачество, имевшее в прошлом большое распространение в степях Сары-Арки, Западного Казахстана, связано с кочевым образом жизни насельников степей. Наибольшим спросом у них всегда пользовались сшитые из отдельных полос ковры-алаша, ковры паласного типа алты аул клем, арабы клем, адай клем и др.Практика развития безворсого ковроткачества в этих регионах продолжается и по сей день. Для казахского ковроткачества характерны своя техника изготовления, манера исполнения, равновесие фона, отточенность рисунков, строгая симметрия их расположения. Но в то же время в ворсовом ковре гул кумбезди, дословно «цветочный», граница центральным полем, состоящим из 3-4 крупных розеток, известных в литературе под названием кумбез, жулдыз и каймой выглядят нередко весьма условной. В коврах паласного типа тыкыр клем, таз клем орнаментальные рисунки могут располагаться произвольно и в секциях, раздельными полосами, заполненные зигзагами. А в композициях таких паласных ковров, как арабы клем, адай клем, алты ауыл клем, напротив, рисунки центрального поля отличаются отточенностью и строгостью. Декоративная орнаментация ковров достигалась за счет соблюдения его давно сформулированного рисунка.

Казахские мастерицы, подчиняя своему замыслу тот или иной рисунок, всегда подчеркнуто следовали сложившимся на протяжении веков композиционным приемам, стараясь использовать вариации исходного элемента - узора.

Рассмотрим основные мотивы казахского орнамента.

Прообразами для построения собственной системы казахского орнамента служили предметы и явления окружающего мира, соединенные порою с магическими обрядовыми знаками, трансформированные творческой мыслью многих поколений. В казахском орнаменте четко выделяются зооморфные (животные), космогонические, растительные и геометрические и другие мотивы. узеева К.Е.

Они легко сочетаются друг с другом, порою трудно выделить их по общепринятым признакам. Отдельные из них могут выглядеть как геометрические, например узор ормекши, дословно «паук-ткач», на самом деле он относится к зооморфным, другие, наоборот, по характеру или названию зооморфные, а их можно принять за космогонические или растительные.

Широко распространены в казахском орнаменте зооморфные мотивы. Однако это не только роговидные дуговые линии, известные в искусствоведческой литературе под названием кошкармуийз, что по русский - означает бараний рог, но и всевозможные вариации и композиции этого узора: кос муйиз - двойные рога, сынык муйиз - сломанные рога, а также изображение отдельных частей тела животных, например, верблюда: табан - ступня, туйе мойын - верблюжья шея; птиц - кусканат - крылья птицы, каз мойын - гусиные шейки и т.д.

По всей вероятности, и бараньи рога, и верблюжья ступня, и птичьи крылья, и паук имели некогда значение оберегов. На это указывает и то, что их можно встретить самых затейливых формах на различных предметах домашнего обихода. Космогонические мотивы казахского орнамента возникли, очевидно, в толще напластований культур древних племен и народов. К ним относятся донгелек - столярный круг, терт кулак - крестовина, шимай - спираль, символизирующие, соответственно, пожалуй со времен, древних саков, - мировое пространство, четыре стороны света, вечное движение. В религии саков, как известно, большое место отводилось верховному божеству, связанному с культом солнца, а в искусстве - его сложному и очень емкому философскому звучанию символу.

Такой замечательный вид искусства не может умереть. Его высокие эстетические качества, замечательные декоративные возможности, глубочайшая связь с народными традициями обеспечивают ему право на существование и в современных условиях научно-технического прогресса.

Литература

1.Маргулан А.Х. Казахское народное прикладное искусство. –Алматы, 1987.-126 с.

2.Жанибеков У. Культура казахского ремесла. Алматы, 1982.- 213 с.