РОЛЬ НАЦИОНАЛЬНОГО ИСКУССТВА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛНИКОВ

 

Келденова К.К. – старший преподаватель кафедры академической живописи КазНПУ им. Абая

 

Национальное декоративно-прикладное искусство казахского народа уходит корнями в глубь веков и является фундаментом современной художественной культуры Казахстана, следовательно, дальнейшее духовное, нравственное совершенствование общества невозможно без усвоения жизнелюбия и оптимизма народного искусства, народной культуры. Оно способствует решению труднейших задач в области художественно-эстетического воспитания младших школьников, развития духовных потребностей, становления художественного вкуса, роста творческих способностей. Совокупность прикладного искусства, традиционных ремесел и обычаев, а также изобразительное, архитектурное и духовное наследие казахского народа, нажитое и передаваемое из поколения в поколение являются неотъемлемыми компонентами нашего культурного наследия, развивающиеся в тесной и многогранной связи с этнической идентичностью нашего народа, исторического наследника культуры древних саков, гуннов и тюрков. На территории Казахстана с незапамятных времен сменялись различные типы кочевой и оседло-кочевой государственности, процветали и приходили в упадок великие империи прошлого, но неизменным оставалось культура народа. Его искусство оттачивалось столетиями и практически лишено безвкусицы, потому что искусство создавалось всеми и для всех, в рамках многовековых традиций. Единство представлений о красоте определяло единство художественного стиля, и это, как, броня, защищало народное творчество от всего чуждого и агрессивного. Такова сила исторической памяти - величайшей из основ, на которых рождается культура. В созидании культуры всегда участвовали многие поколения казахов. Это важнейший творческий процесс, запоминалось то, что нужно, постепенно. Можно сказать, что история культурного наследия Казахстана - это история нашей исторической памяти, противоборствующей бездушной силе времени. Поэтому отношение к памятникам истории и культуры является выразительным показателем нашей духовной зрелости. Подлинно научное изучение казахского народного декоративно-прикладного искусства начинается в послевоенные годы. Неоценимый вклад в теоретическую и методологическую разработку изучения проблем народного творчества внес выдающийся ученый-этнограф и фольклорист академик А.X.Маргулан (1904-1985) [1]. В его фундаментальных трудах затрагиваются вопросы происхождения, истории и эволюции казахского народного декоративно-прикладного искусства, дается классификация произведений, характеризующих быт, обычаи и обряды казахов. В первую очередь следует отметить работу «Казахское народное прикладное искусство».

Большой интерес представляет также исследование этнографа М. С. Муканова «Казахские домашние художественные ремесла» (1979), в которых прослеживаются истоки народных ремесел, дается научная классификация казахского орнамента, рассказывается о войлочном производстве, ковроделии, плетении циновок и вышивках. Как справедливо замечает ученый, «задача исследователей в области народных промыслов заключается в необходимости обобщить наследие прошлого, подметить новые веяния в этой области, оградить истинно народное творчество от чуждых ему «новшеств» и тем самым способствовать эстетическому восприятию его лучших образцов» [2].

Пристального внимания и изучения заслуживает работа Т.К. Басенова «Орнамент Казахстана в архитектуре», где автор последовательно и обстоятельно рассказывает о зарождении и развитии казахских орнаментов, их разновидностях и использовании в архитектурном искусстве [3]. Одним из основных источников по казахскому народному декоратив­но-прикладному искусству можно считать книгу С. Касиманова «Казахское прикладное искусство» (1962) своеобразную краткую энциклопедию по народному творчеству.4 Исследователь дает описание всех видов произведений народных промыслов от орнамента до национальных костюмов, а также рассказывает о технологии их обработки и изготовления. Наибольший интерес в этой работе представляет глава, посвященная орнаментальному искусству казахов, в которой дается подробная классификация орнаментов и узоров по различным признакам.

Среди других научных трудов по казахскому декоративно-прикладному искусству следует назвать книги А.Г. Медоева «Гравюра на скалах» [5], К.Т. Ибраевой «Казахский орнамент» [6], А. Тажимуратова «Казахское прикладное искусство» (1977) [7], а также исследование публикации А. Маргулана [1], К. Акишева [8], М. Кадирбаева и А. Оразбаева «Древняя культура Центрального Казахстана». В последние годы, согласно программе Республики Казахстан «Культурное наследие», определены задачи изучения и сохранения архитектурных памятников и изделий декоративного искусства. Одной из главнейших задач Программы является подготовка Свода памятников истории и культуры, строгий учет и ревизия историко-культурного наследия. Свод – это фундамент всей работы по изучению и охране памятников.

Анализируя проблемы развития культурного наследия и декоративно-прикладного искусства, народного творчества и орнаментального украшения в исследовании обращаемся к обширному археологическому и историко-этнографическому материалу разных эпох, начиная с первобытных, античных времен и до наших дней. Понятно, что история искусства казахов представляет собой, связующего все разно­образные звенья художественной культуры Казахстана с древней­ших времен до наших дней в совокупность результатов развития самостоятельной этнической культуры казахов, произведений искусства, стала концепция преемственного развития искусства Казахстана на протяжении его тысячелетней истории. Это - определение художественно-эстетического своеобразия, самобытности путей и закономерностей формирования искусства Казахстана с древнейших времен до наших дней, осмысление преемственной связи современной казахской культуры с традиционными духовными ценностями.

Таким образом, национальное искусство казахов представляет собой сложную систему. Поэтому некоторые исторические периоды не вошли в разбор, так, например, период неолита и эпохи бронзы, хотя они и интересны в истории. На наш взгляд, глобальная историческая и культурологическая периодизация казахского народного искусства пока еще не сложилась. Однако, существует немало литературы по народному искусству, которая, предназначена либо для широкого круга читателей, либо дается в виде отчетов и сообщений археологов. До сих пор не существует фундаментального труда, где бы отражалось история прикладного искусства народов Казахстана по периодам и с сохранением историографических данных. Все периоды развития народного искусства интересны и своеобразны, но каждый из них имеет свое лицо, свои характерные особенности. Вместе с тем, искусство каждого периода тесно связано с прошлым, т.е. развивалось оно на опыте прошлых лет. В результате сложных взаимосвязей народов, развития их материальной культуры, формировалось народное искусство с особой композиционной основой.

Взгляды древних казахов на мир, своеобразие их мироощущения отражает мифология. Мифологическое мышление является ранней стадией эстетического отношения к миру. В небесный мир они переносили свою земную ориентацию в пространстве и времени, населяли его животными из своего реального окружения. Природный мир, чувственно воспринимаемый, — одно из оснований, на которых выросло национальное мироощущение кочевника. У каждого народа есть свой ландшафт, в восприятии которого преломляются его культурные традиции (степь и горы). Однако, главной темой искусства, источником наслаждения, переживания прекрасного (или ужасного) остается природа. Своеобразие мироощущения того времени этносом выразилось в эволюции фольклорного сознания. Возникает древнейший литературный жанр — эпос, идеализирующий человека как носителя исключительной энергии и силы, как героя. Мифология, питавшая эпос, ориентировала на целостность бытия, гармонию человека и природы, человека и мира. В эпосе все фантастическое изображается как реально существующее. Чувственно воспринимаема первооснова бытия — стихии воды, земли, воздуха, огня, они порождают космическую и природную целостность, а каждое природное явление отражает гармонию или дисгармонию космоса

  Нельзя забывать о том, что национальные образы мира казахов, передаваемые через устную кочевую культуру, оставившую наиболее заметный след в национальном менталитете и психологии, речевые, образные, поведенческие стереотипы не соответствуют во многом прагматизму нынешней жизни. Таким образом, анализ вышеназванных искусствоведческих и исторических работ казахстанских ученых позволяет нам утверждать, что казахское народное декоративно-прикладное искусство, занимая приоритетное направление в системе искусств многогранно и исторически разнообразно, базируется на принципах орнаментального единства (формы и содержания), служит важным средством эстетического воспитания и художественного образования.

Применительно к этносу в национальном самосознании менталитет выполняет функцию конструирования гармоничного национального образа мира не рациональными, не логическими средствами, а посредством символизации духовной, художественной культуры этноса. Такого рода модификация предполагает трансформацию темпоральности национальной культуры. Мир национальной культуры предстает как единство природной и социальной действительности в поле деятельности человека и как единство этих сфер во времени культуры этноса, связанном с типом деятельности человека и возрастанием ценности времени. Поэтому искусство, как и  любая форма коллективного сознания использует фундамент, который лишь две сотни лет назад стал исследоваться учеными мира, - это фундамент психологической (эмоциональной и рациональной) общности человека со своим народом. Человек отождествляет себя как часть своего народа в большинстве случаев автоматически, во всяком случае, в повседневной жизни; чаще всего национальное  самосознание человека ограничивается лишь констатацией этого факта, без осмысленной его расшифровки. Но именно содержание национального самосознание позволяет обществу транслировать, а человеку воспринимать коллективные формы сознания в качестве нормативных: общепринятая мораль, критерии оценки исторического события, человеческого поведения или произведения искусства превращаются в реальный инструмент человеческой жизнедеятельности. Без такого ощущения единства человека со своим этносом все это осталось бы для него ничего не значащими абстракциями. Поэтому то, чем сегодня живет и творит человек, возможно только благодаря этому внутреннему каналу связи между человеком и народом, передающим ему смыслы и значения, которая называется национальной идентичностью. Размывание этнического самосознания, идентифицирующего себя с лучшими историческими и духовными образцами народа, способно лишить человека реальной нравственной почвы его поведения, мысли и чувства. Тогда как укрепление этнической идентичности не просто позволит воспитать полноценную духовную личность, не только создаст необходимые условия для ее успешной культурной и социальной деятельности, но и обеспечит преемственность этнокультурной традиции - человек станет полноправным членом этносоциального и этнокультурного целого.

Все вышесказанное позволяет нам сделать следующие выводы:

- развитие национальной культуры и возрастающий интерес к истории своего народа – одна из ярких примет сегодняшней действительности. Вхождение этнокультурного феномена в систему мировой цивилизации играло определенную роль в формировании национальной идеи, в ее целостности на протяжении всей истории этого этноса со всеми ее столкновениями противоположных процессов, социальными катаклизмами, культурными и духовными взлетами, застоем и даже регрессом в развитии материальной и духовной культуры. Это процесс, который цементировал социально-экономический, морально-этический и духовный строй нации, способствовал развитию добрососедских отношений как внутри этноса, так и между другими народами, независимо от того, к какой цивилизации они относились;

- отчуждение подрастающего поколения от традиционной культуры своего народа, десятилетиями формировавшееся этнически нивелированное индивидуальное сознание, в том числе художественное; чаще всего не способствуюет развитию эстетического сознания, высокохудожественного идеала и вкуса. Данное положение актуализируют обращение к решению психолого-педагогических проблем в области художественно-эстетического воспитания, одним из способов, решения которых является внедрение в практику дополнительного образования национального декоративно-прикладного искусства;

- национальное декоративно-прикладное искусство казахского народа обладает мощным потенциалом в деле художественно-эстетического воспитания младших школьников в системе дополнительного образования. Данный процесс призван не только развивать специальные навыки и знания о национальном искусстве; не только преследует формирование практических навыков (умение воспроизводить и интерпритировать в творческой работе элементы национального искусства); способствовать формированию положительной национальной самоидентификации (иначе говоря к положительной этнической самоидентификации).

 

1.     Маргулан А. Х. Казахское народное прикладное искусство: в 3 т. — Алматы, 1994.

2.     Муканов М. С. Ұлттық мұра. – Алматы, 1974.

3.     Басенов Н. А. Орнамент Казахстана в архитектуре. – Алматы, 1957.

4.     Касиманов С.К. Прикладное искусство казахского народа (на каз. яз.). -Алма-Ата: Казахстан, 1995.  

5.     Медоев А. Гравюра на скалах. — Алматы, 1957.

6.     Ибраева К. Т. Казахский орнамент. – Алматы, 1991.

7.     Тажмуратов А. Казахские прикладные искусства. – Алма-Ата, 1977.

8.     Акишев К. А. и др. Древняя культура Центрального Казахстана.– Алма-Ата, 1979.

Түйін

Бұл мақалада балаларға көркем-эстетикалық тәрбие беруде және балалардың ұлттық өзіндік ерекшелігі қалыптасу үдерісінде ұлттық өнердің алатын орны көрсетілген.

 

                                                           Summary
       This article discusses the importance of national art in the artistic and aesthetic education and the formation of a positive national identity of children.