КАТЕГОРИАЛЬНЫЕ ПОНЯТИЯ ПОДЛИННЫХ ЦЕННОСТЕЙ

ВОСПИТАНИЯ

Тастанбекова Ж. Т. Старший преподаватель ЮКГУ им. М. Ауэзова, г.Шымкент, Республика Казахстан

 

Проблема ценностей воспитания, отражающая представления об идеале человека совершенного, многие века занимала и сегодня занимает умы философов и педагогов. Каким должен быть современный человек? Как не остаться ему в мире культа денег и власти равнодушным к подлинным ценностям? Задача определения тех подлинных ценностей, которые способствуют формированию жизненных приоритетов и совершенствованию растущего человека XXI века по-прежнему остаётся задачей номер один современной школы.

Именно школа призвана сформировать у своих воспитанников комплекс тех важнейших подлинных ценностей, в процессе освоения которых они размышляют, дают им оценочное осмысление, учатся умению уверенно ориентироваться в окружающем мире и в совершенстве различать его ценностную неоднородность. «Школа в идеале должна представлять собой общественный институт, передающий молодому поколению духовную культуру своего народа, национальный облик, нравы, быт, культуру народа, общепризнанные приёмы, средства и методы, которые использовались в воспитаний детей и молодёжи предыдущими поколениями», - пишет казахстанский учёный А.А. Калыбекова [1 ]. Согласно «крылатого» мнения известного российского педагога советской эпохи В.А. Сухомлинского, выработанные человечеством идеалы и ценности, в условиях школы становятся богатством личности воспитанников.

Мы в свою очередь сошлёмся на признанную педагогами и психологами истину: в опыте каждого школьника от присвоения ценностей (всеобщих и конкретных) во всей их широте и разнообразии происходит процесс формирования его личности.

Рассматривая ценности как основу целей воспитания и сопоставляя их в различные исторические периоды, современный учёный Н.Д. Никандров [2] высказал справедливое мнение о том, что правильнее считать цели воспитания вторичными или даже третичными по отношению к ценностям, аргументируя сказанное тем, что «ценности фиксируют то, что сложилось в жизни и менталитете народа и (или) провозглашено как норма Меняются ценности - меняются нормы, меняются цели воспитания».

Руководствуясь сказанным, в рассмотрении ценностей как основы воспитания мы придерживаемся следующих гуманистических позиций:

1. Понимаем цель воспитания в двух значениях: в глобальном и в локальном. В глобальном выражении цель воспитания нами понимается как «идеал совершенного, с точки зрения данного общества, человека, на реализацию которого направлено воспитание, - а в локальном плане - как «предвосхищаемый результат воспитательной деятельности» [3];

2. Поскольку аксиомой современной педагогики является то, что воспитательный процесс всегда связан с освоением воспитанником тех или иных ценностей, из которых он далее исходит в своём поведении, в принятии решений, в суждениях, и на которые ориентируется, то разработка проблемы формирования подлинных ценностей требует обращения к категориальным смыслам понятия «ценности», открывающих с новой стороны привычные явления воспитания.

Наши представления о ценностях как основы воспитания мы выразили графически в форме нарастающего спиралевидного движения (рис. 1) и в виде формулы. Формула ценностей как основы воспитания нам видится в следующем выражении:

ЦОВ = (ЦВ + ОЦ+BOLD: (П + ПР + С), где в числителе:

ЦОВ - ценности как основа воспитания; ЦВ - цели воспитания; ОЦ - освоение ценностей; ВОЦ - влияние освоения ценностей; а в знаменателе: П - поведение; ПР - принятие решений; С - суждения.

Рис. 1 Ценности как основа воспитания

 

Для объективной ориентации в подлинных ценностях воспитания нами проведен терминологический анализ исследуемого понятия по литературным источникам, который показал, что существует множество различных определений термина «ценность», использующихся в различных сферах научной мысли.

В философских толкованиях категория «ценность» часто соотносится с понятием «значение». Так, в Словаре под редакцией И.Т. Фролова [ 4] ценности трактуются как специфически социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительные или отрицательные значения для человека и общества (благо, добро и зло, прекрасное и безобразное, справедливость и несправедливость, идеалы, моральные нормативы и принципы, заключенные в явлениях окружающей жизни и природы). В данном словарном источнике внешне ценности выступают как «свойства предмета или явления», но отмечено, что они присущи ему «не от природы, не просто в силу внутренней структуры объекта самого по себе, а потому, что он вовлечен в сферу общественного бытия человека и стал носителем определённых социальных отношений». Там же отмечено, что «по отношению к субъекту (человеку) ценности служат объектами его интересов, а для его сознания выполняют роль повседневных ориентиров в предметной и социальной действительности, обозначений его различных практических отношений к окружающим предметам и явлениям» [ там же, с.407].

В.П. Тугаринов определяет ценности как предметы, явления и их свойства, которые необходимы людям определенного общества или класса или отдельной личности в качестве средств удовлетворения потребностей и интересов [5]. Объективным критерием ценности В.П. Тугаринов называет мораль, выраженную в нравственных образцах. Названным автором выделено две группы ценностей: ценности жизни и ценности культуры. Ценности жизни в представлении учёного ­это: здоровье, проживание собственной жизни, общение с другими людьми. Данную группу ценностей Тугаринов определяет с позиций социализации и нравственности, подчёркивая, что общение должно строиться на учёте интересов взаимоуважения. К ценностям культуры учёный» относит: материальные ценности, служащие в качестве средств удовлетворения материальных потребностей человека; социально-политические (мир, свобода, безопасность, справедливость, человечность, общественный порядок), выражающие удовлетворённость как социальных, так и моральных потребностей через систему нравственных образцов поступков и поведения; духовное образование; науку, искусство, служащих воспитанию потребностей в нравственной ценности развития личности [там же,с.168].

С позиций социолого-психологического подхода «ценность» - трактуется как совокупность идей, представлений и соответствующих им социально-психологических образований (установок, стереотипов, переживаний), определяющих целеполагание, выбор средств и методов деятельности, степень последовательности их реализации и применение в текущей практике. В некоторых источниках утверждается тождественность понятий «ценность» и «ценностные ориентации», где последние рассматриваются как понятие, выражающее положительную или отрицательную значимость для индивида предметов или явлений социальной действительности» [ 6], или «то, что человек особенно ценит в жизни, чему он придает особый, положительный жизненный смысл» [ 7].

В этико-эстетических представлениях понятие «ценность» рассматривается как интеграция трёх значений, где в первом значении ценность определяется как «характеристика внешних свойств вещей и предметов, выступающих как объект ценностного отношения»; во втором - как «психологические качества человека, являющегося субъектом этого отношения»; и в третьем - как «отношения между людьми, их общение, благодаря которому ценности приобретают общезначимость» [8]. Культурологический подход к определению мира ценностей рассматривает их прежде всего как мир культуры в широком смысле слова, как сферу духовной деятельности человека, его нравственного сознания, его привязанностей, иначе говоря, с позиций тех оценок, в которых выражается мера духовного богатства личности. Например, А.Г. Здравомыслов [9] относит ценности целиком к сфере духовной культуры: «Совокупность сложившихся, устоявшихся ценностных ориентации образуют своего рода ось сознания, обеспечивающую устойчивость личности, приемлемость определенного типа поведения и деятельности, выраженную в направленности потребности и интересов. В силу этого ценностные ориентации выступают важным фактором, обусловливающим мотивацию действий и поступков личности»

В педагогической аксиологии, представляющей собой учение о теории ценностей, понятие «ценности» является центральным, где особый акцент делается на то, что мир ценностей объективен и являет собой социокультурную реальность жизни человека и общества. Ценности жизни становятся содержанием воспитания, то есть, воспитание учит подрастающее поколение «как жить». Вместе с тем, ценности имеют и личностные проявления - ценностные ориентации (установки, убеждения, интересы, стремления, желания, намерения). По мнению В.А. Сластенина и Г. И. Чижаковой [10], важнейшие для индивида ценности определяют систему его ценностных ориентации, которые в целом отражают направленность личности на определённые ценности в деятельности и поведении, а в каждой конкретной ситуации личность руководствуется ценностным сознанием и отношением [ там же].

Ценностное отношение в определении В.А. Сластенина и Г.И. Чижаковой -«внутренняя позиция личности, отражающая взаимосвязь личностных и общественных значений» [там же]; а по мнению П.И. Пидкасистого [11] - это «отношение человека к наивысшим (высокого уровня абстракции) ценностями, таким как «человек», «жизнь», «общество», «труд», «познание».,., но это и совокупность общепринятых, выработанных культурой отношений, таких, как «совесть», «справедливость», «свобода», «равенство»..., когда само отношение выступает в качестве ценности». Ценностным отношением автор также называет и «отношение к ценностям и отношения, которые ценностный в жизни».

Таким образом, понятие «ценности» характеризует социокультурное значение явлений действительности, включенных в ценностные отношения, где ценности определяются как ориентиры деятельности и поведения человека, причем, только при условии сформированности у него ценностных: сознания, отношения и установок.

Наша попытка выявления сущности понятия «ценности» привела к следующим их обобщениям: ценности - это: не только предметы и явления внешнего мира (вещь, событие, поступок) и их свойства, которые нужны людям определенного общества и отдельной личности в качестве средств удовлетворения их потребностей, но также факт мысли (идеи, образы, научные концепции и побуждения в качестве нормы и идеала);

-  предпочтения (или отвержения) определенных смыслов, диктуемые чувствами и принимаемые сознанием. Предпочтения определяют то, к чему следует стремиться,

относиться с уважением, признанием, почтением. Именно соединение чувств и смысла в ценностях определяет способы поведения человека;

- то, что полезно для жизни человека, что способствует развитию и совершенствованию его личности.

Ценности устанавливаются объективно, т.е. независимо от человека, но существуют субъективно, т.е. принадлежат сознанию каждого человека. Благодаря чувствам, ценности воспринимаются. При помощи сознания они осмысливаются и становятся достоянием личности. Поэтому ценностная основа воспитания должна быть в равной мере ориентирована как на чувства, так и смысл.

Конкретизируя, или, иначе говоря, овеществляя идеалы, ценности также могут быть истинными, то есть собственно ценностями, подлинными ценностями, и мнимыми - ложными, антиценностями. К подлинным ценностям относятся те, которые, по определению И. Канта, задают должную меру нравственности в деятельность человека. Они представляют общезначимое нравственное предписание (общечеловеческие ценности), которые приобретают значение личностных ценностей после того, как получают оценку, осмысливаются и переосмысливаются конкретным человеком. Эти процессы определяются различными уровнями культуры, которой он обладает

Таким образом, с одной стороны система ценностей отражает идеологию и культуру общества, к которому индивид принадлежит, а с другой ценностные ориентации выражают внутреннюю основу отношений человека к различным ценностям материального, морального, политического и духовного порядка

Вслед за Е. В. Бондаревской, в качестве рабочего определения ценностей воспитания мы выбираем следующее: «Ценности воспитания - это его человеческие смыслы, общественно одобряемые и передаваемые из поколения в поколение образцы педагогической культуры, запечатленные в культурном облике человека, культурных образцах жизни, межпоколенного взаимодействия и воспитательных отношениях, в педагогических теориях и системах, технологиях и способах педагогической деятельности и поведения» [12]. «Ценности можно выбирать, - резюмирует автор.- В зависимости от выбранных ценностных оснований воспитание концептуализируется. Это происходит на уровне как мако, так и микросистем воспитания...Абсолютной ценностью воспитания и является ребёнок, человек как «мера вещей». Человек - это и цель, и главный результат, и главный критерий оценки качества воспитания» [там же].

Выбирая в качестве приоритетных подлинные ценности как основы целей воспитания, зададимся вопросами, какие же ценности можно считать подлинными? Какие ценности должен формировать учитель как воспитатель?

Проявление абсолютной ценности, уникальности человека в его человечности представители гуманистической педагогики [13] видят в его совершенствовании (Борзенко, В.А. Кувакина, А.А. Кудишина).

С.Ф. Анисимов называет следующие группы ценностей: абсолютные ценности: жизнь, здоровье, знание, прогресс, справедливость, духовное совершенство, гуманность; антиценности (псевдоценности): болезнь, смерть, невежество, мистика, деградация человека; релятивные (относительные) ценности, которые имеют непостоянный характер и меняются в зависимости от исторических, классовых, мировоззренческих позиций: идеологические, политические, религиозные, нравственные, классовые, групповые [14]. По СФ. Анисимову ценности классифицируются следующим образом: высшие ценности бытия - человек и человечество; ценности материальной жизни людей; социальные ценности; ценности духовной жизни общества [ там же].

З.И. Равкиным выделены четыре группы ценностей, имеющих гуманистическую направленность. Среди них нравственные ценности: честь и личное достоинство ученика, его право быть субъектом педагогического процесса, этические стимулы и мотивы овладение знаниями, патриотизм и гражданственность, уважение к труду и людям труда, этика поведения и обучения, взаимопомощь и готовность к сотрудничеству [ 15].

В ходе исследования классификации ценностей, очерчивающих их границы, проведенном Акутиной СТ. [16] по многочисленным источникам, подчёркивается, что «невозможно расположить ценности в порядке их важности, потому что любая такая попытка включает элемент субъективного характера и в какой-то мере относительна».

Таким образом, к ведущим подлинным ценностям можно отнести гуманистические общечеловеческие нравственные ценности: добро, гуманность, чуткость, милосердие, толерантность, долг, ответственность, ориентированные на внутренние качества человека, учитывающие нормы поведения и помогающие в социальной адаптации школьникам, тесно взаимодействуя с общественными, гражданскими, коммуникативными ценностями. Основная особенность перечисленных состоит в том, что их ориентация направлена на благо человека и жизни на земле. «Они пронизывают другие ценности, поэтому нередко их трудно выделить» [там же].

В комплексе подлинных ценностей должны соединяться забота о человеке, его признание как ценности и любовь к нему, почтительность и благоговение перед человеческой и всякой другой жизнью. Общей категорией для обозначения таких ценностей является категория добра и устоявшаяся общеизвестная педагогическая истина: «Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать».

И если по окончании школы и усвоения образовательной программы ученик так научился различать подлинные ценности, а именно: что есть добро и зло, что такое хорошо и что такое плохо, то, несомненно, не может идти речь о сформированной гармоничной развитой личности, как не может она идти и об адекватном этим ценностям поведении выпускника, а, следовательно, и о достижении целей воспитания. Подтверждением тому приведём слова Абая Кунанбаева: «Живая душа и отзывчивое сердце должны вести человека, тогда и труд его, и достаток обретают смысл» [17].

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Калыбекова А.А. Теоретические и прикладные основы народной педагогики казахов.- Алматы: Баур, 2005,-363 с.

2. Никандров Н.Д. Ценности как основа целей воспитания //Педагогика.-№3, 1998. –С.З.

3.       Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. - М..’ Педагогическое общество России, 2000.- С. 336.

4.       Философский словарь./Под ред. И.Т. Фролова.- 4-е изд. М.: Издательство политической литературы, І980.-С.407.

5.   Тугаринов В.П. Марксистская философия и проблема ценности //Проблемы ценности в философии. М.-Л.: ЛГУ. 1966. - //Проблемы ценности в философии. М.-Л.: ЛГУ 1966. - С. 12-34.

    Психологический словарь. / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Политиздат, 1979.- С.

7.   Немов Р, С. Психология: Учеб. для ст. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн.- 4-е изд.-М.: Изд. центр ВЛАДОС, 2003.- Кн. 1.- Общие основы пс-гии,-с.683.

8.       Столович Л.Н. Красота. Добро. Истина: Очерк истории эстетической аксиологии. - М.: Республика. 1994 -464с, С.10.

9.       Здравосмыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. - М: Политиздат. 1986. -224с.

10. Сластенин В.А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию.- М.,2003.

11.   Педагогика. Учеб.пособие для студ.пед.вузов и пед. Колледжей  под ред. П.И. Пидкасистого.- М: Педагогическое общество России, 2002.- с.426.

12.   Бондаревская. Ценностные ориентации личностно ориентированного воспитания //Педагогика.- №4. -С.29-36.

13.   Борзенко, В.А. Кувакина, А.А. Кудишина Основы современного гуманизма /Под ред. В.А. Кувакина, А.Г. Круглова М.: Российское гуманистическое общество, 2002.350 с.

14. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. - М.: Мысль. - 1988. —С. 15-45.

15.   Равкин З.И. Развитие образования в России: новые ценностные ориентиры //Педагогика. -1995. №5. - С. 87-90.

16.   Акутина СП. Воспитание нравственных ценностей у старшеклассников как направление деятельности классного руководителя в условиях ЦПП: Дисс.к.п.н. - Нижний Новгород. - 197 с.

17.   Абай (Ибрагим Кунанбаев). Слова назидания. - Алма - Ата: Жалын, 1983. — С.43.