Философия, подсекция- №4, философия культуры

 Никифорова Л.А., Шевченко Т.С.

Донецкий национальный университет экономики и торговли

 им. М. Туган-Барановского

СМЕРТЬ КАК ЭТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

           Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что конечность земного существования заставляет  размышлять о том, что есть смерть? Начало или конец? Дух или Тело? Возможны ли ответы на эти вопросы? И устроят ли они человека? Эти и другие вопросы наиболее сильно и глубоко волнующие человека в его повседневном жизненном существовании, как раз и составляют глубочайшие и острейшие проблемы всей культуры, а значит, искусства, философии, этики.

         Выходя из самого факта смерти, из сопровождающих ее потрясений всех чувств человека, происхождение почти всех видов искусства: музыка возникает из печальных песнопений, стонов и жалоб по покойнику - особенно горестных, когда умерший был близким и любимым. Литература происходит из горячего желания рассказать о жизни ушедшего человека, его радостях, горестях, заботах, делах, и успехах. Скульптура рождается из желания запечатлеть телесный облик навсегда утерянного. Живопись  символизирует стремления изобразить его лицо, или отдельные события и эпизоды прошедшей жизни.

Из факта существования смерти как неотъемлемой части жизни во многом происходит и философия, если понимать ее как размышления о жизни, о судьбе человека, о его месте во вселенной, о смысле его существования. Сократ утверждал "философствовать - значит учиться умирать" и позднейшие откровения о "болезни к смерти" вплоть до современного экзистенциализма, где изучение смерти становится центральной проблемой философии.

        Платон говоря о смерти утверждал, что жизнь благородна только потому, что в ней  есть  смерть,  есть  конец, свидетельствующий о том, что человек предназначен к другой, высшей жизни.  В бесконечном времени смысл никогда не раскрывается, смысл лежит  в  вечности.

     Смерть есть самый  глубокий  и  самый  значительный  факт  жизни, возвышающий самого последнего  из  смертных  над  обыденностью жизни.

      Только факт смерти ставит в глубине вопрос о  смысле  жизни.  Жизнь  в этом мире имеет смысл  именно  потому,  что  есть  смерть.  Смысл  связан  с концом. И если бы не было конца, если  бы  была  только  бесконечность жизни, то смысла в жизни не было бы. Смерть - предельный  ужас  и  предельное зло - оказывается единственным выходом из  времени  в  вечность,  и жизнь бессмертная и вечная оказывается достижимой лишь через смерть.

     Но смерть есть явление жизни, она еще по эту сторону жизни,  она  есть

реакция жизни на требование конца во времени со стороны жизни.  Смерть  есть явление, распространяющееся на всю жизнь. Жизнь есть  непрерывное  умирание, изживание конца во всем, постоянный суд вечности над  временем.  Жизнь  есть постоянная борьба со смертью  и  частичное  умирание  человеческого  тела  и человеческой души.

     Смерть отрицательно свидетельствует о силе Божьей в Мире  и  о  Божьем смысле,  обнаруживающимися  в  бессмыслице.  Можно  даже  сказать,  что  мир осуществил бы свой безбожный замысел бесконечной  жизни,  если  не было бы Бога, но так  как  есть  Бог,  то  этот  замысел неосуществим  и заканчивается смертью. И Сын  Божий,  Искупитель   и  Спаситель,   абсолютно безгрешный и святой, должен был  принять  смерть,  и  этим  освятил  смерть.

     Отсюда двойное отношение  христианства  к  смерти.  Христос  смертью  смерть попрал. В почитании креста мы почитаем  смерть,  освобождающую,  побеждающую смерть.

     Чтобы ожить, нужно умереть. В кресте смерть преображается и ведет  к жизни, к воскрешению. И вся жизнь этого мира  должна  быть  проведена  через смерть, через распятие. Без этого она  не  может  прийти  к  воскрешению,  к вечности. Добро, благо есть жизнь, сила и  полнота  жизни,  вечность  жизни.

Смерть есть безумие, ставшее обыденностью.

Как мы видим, вот почему человек почитает себя принадлежащим к вечности и стремится  к вечности. Человек бессмертен и вечен, как духовное  существо,  принадлежащее к  нетленному  миру,  но  он  есть  духовное  существо,  когда  в  нем  побеждает  дух  и  духовность,   овладевает   его природными элементами. Бессмертным оказывается вид, род, а  не индивидуум.

Бессмертие завоевывается личностью и есть  борьба  за  личность.  Фихте  или Гегель не знают личного человеческого бессмертия.  Человеческая  личность  и ее  вечная  судьба  приносятся  в  жертву  идее,  ценности,  мировому  духу, мировому разуму.

         Человек не может войти в смерть  достойно  и  гармонично,  если  он  не подготовлен к этому, если он не знает пути к смерти, если он скован  страхом и трепетом. Этика которая исконно “есть помышление  о  смерти”,  должна вновь повернуться к ней лицом.

     Нравственный парадокс  нашей  жизни и смерти выражается в этическом императиве: относись к живым, как к  умирающим, к умершим относись, как к живым, т.е. помни всегда о  смерти,  как  о  тайне жизни, и в жизни, и в смерти утверждай всегда вечную жизнь.

     Я считаю, что от рождения до смерти мы можем жить нашей жизнью, работать ради  того, что мы  считаем  дорогим,  и  наслаждаться  этим.  Мы  можем  придать  нашим действиям значительность и наполнить наши дни на земле смыслом  и  размахом, которых не сможет уничтожить и наш конец - смерть.

Литература:

1. Электронный ресурс/http://www.aquarun.ru/images/logo.gi3.

2. Зеленин Д. К. Обычай «добровольной смерти // Зеленин Д. К. Избранные труды. Статьи по духовной культуре 1934—1954. М., «Индрик», 2004г.

3.  Этика. Энциклопедический словарь / Под ред. Р.Г. Апресяна и А.А. Гусейнова. М.: Гардарики, 2001. — 671 с.