Агеев В.В., профессор Казахской Академии труда

и социальных отношений, кандидат психологических наук

Жандильденова А., магистрант 2-го года обучения,

отделение психологии КазНУ им.аль-Фараби

 

 

 

ОТНОШЕНИЕ КАК ДУХОВНЫЙ И ЭМПИРИЧЕСКИЙ ОПЫТ

(концептуальная схема развития человеческого в человеке на основе материалов книги Мартина Бубера «Два образа веры»).

 

Отношение, по М.Буберу, – это способ существования, некое взаимодействие, в результате которого человек получает духовный и эмпирический опыт. Отношение – это, прежде всего, то, что дает начало формированию человеческого в человеке, ибо человек изначально является существом не только познающим, способным производить и проверять идеи, но и стремящимся к духовности.

Уже на самых ранних ступенях человеческого развития в онтогенезе ребенок стремится к отношению, которое проявляется в его стремлении схватить, тянуться к чему-то неопределенному, целью которого не является ни удовлетворение биологических потребностей, ни стремление к познанию. Это, скорее, стремление к общению, к со-общению, что, собственно говоря, является главным отличием человека от животного, свидетельством присутствия в нем истинно человеческого. Человеческое «Я» всегда рассматривается как «Я», состоящее в отношении. Вопрос лишь в том, в отношении с КЕМ или с ЧЕМ?

Как такового индивидуального «Я» самого по себе не существует. Человеческое «Я» существует только во взаимосвязи с одним из миров: с миром «Ты» или с миром «Оно». И в этом смысле, целостный мир как таковой является двойственным для человека.

 

 

 

S1 (Я/Ты)

 


                                                         O (Оно)

 


S2 (Ты/Я)

 

где S (1,2) – субъект, О – объект.

 

Схема 1. Взаимосвязь миров (видов) отношений.

 

Субъект-субъектные (SS) отношения (см. Схему 1), или мир отношений «Я-Ты» – это, прежде всего, отношения, характеризующиеся наличием речи. Иными словами, в такие отношения способны вступать лишь те субъекты, которые обладают речью, т.е., собственно, люди.  Как утверждает М.Бубер, « … между Я и Ты [в данном случае, между субъектом и субъектом, между человеком и человеком. – В.А., А.Ж.] нет никакой цели, никакого вожделения, никакого предвосхищения…» [1, с.21]. Другими словами, если следовать логике мысли М.Бубера, то можно интерпретировать данное утверждение следующим образом: всякое истинно человеческое отношение (всякое сущностное отношение между людьми) бесцельно (не инструментально). Кроме таких отношений, в которые вступают люди, есть прагматические, не сущностные отношения, в которых людьми приобретается эмпирический опыт и которые относятся к субъект-объектным отношениям, к миру «Я-Оно».

Мы полагаем, что субъект-субъектные отношения основываются на ценностно-смысловых регулятивах. При этом, самоценность сущностных отношений порождает возможно не всегда осознаваемые цели. Мы полагаем, что такой главной целью субъект-субъектных сущностных отношений (мира отношений «Я-Ты») является производство идей. А наиболее значимой (сущностной) человеческой способностью как раз и является способность производить идеи. Идеи могут быть разными, могут приобретать различные формы, иметь различные смыслы. Это происходит потому, что человек вступает в отношения с разными людьми и в этих отношениях порождаются разные идеи. Генерирование идей – фундаментальная характеристика человека, отличающая его от всего остального неживого и живого мира.

Идеи могут рождаться только в результате конструирования людьми отношения типа «Я-Ты», в результате конструирования междусубъектных отношений (С.Л.Рубинштейн). Отношение «Я-Ты» является той питательной средой, в которой человек обретает способность производить идеи. Именно в условиях междусубъектных отношений человек обретает способность к креативной рефлексии, которая и выступает  в качестве внутреннего механизма производства новых идей.

Всякая идея требует проверки на жизнеспособность и возможность ее практической реализации. В результате практической проверки идеи человек получает ответы на определенные вопросы, тем самым, приобретает эмпирический опыт. Приобретенный в результате проверки идей эмпирический опыт вплетает «Ты» (субъекта/человека) в мир «Оно» (включает его в субъект-объектные отношения), потому что приобретение эмпирического опыта, по М.Буберу, является характерной чертой именно отношений «Я-Оно».

Таким образом, целью самоценных субъект-субъектных отношений является производство, генерирование новых идей, производят которые люди как носители и созидатели речи в результате осуществления креативной рефлексии. Более того, в результате субъект-субъектных отношений человек приобретает огромный духовный опыт порождения идей, который можно приобрести только лишь путем конструирования сущностных отношений с другим человеком.

Переход субъект-субъектных отношений в субъект-объектные (SO) отношения (см. Схему 1),  или переход отношений «Я-Ты» в отношения «Я-Оно» происходит путем совершенствования способности к приобретению опыта и к прагматическому использованию идей, что обычно достигается через ослабление силы отношения «Я-Ты». Той силы, только благодаря которой человек и может жить в духе. Дух же « … есть ответ человека своему Ты … . Дух есть слово … » [1, с.37]. Однако « … дух не в Я, он между Я и Ты … » [1, с.37]. Если исходить из приведённый выше схемы, то можно сказать, что дух находится на уровне субъект-субъектных (SS) отношений и на этом же уровне человек приобретает духовный опыт.

В субъект-объектных (SO) отношениях происходит проверка идей, произведённых в субъект-субъетных отношениях, и результатом субъект-объектных отношений является приобретение эмпирического опыта. В качестве субъекта здесь выступает все тот же прагматический человек, а в качестве объекта – всё, что поддается познанию и практической проверке, пусть то будет другой человек или любой неодушевленный предмет. Главное, чтобы этот объект позволял получать эмпирический опыт в результате устанавливаемых субъект-объектных отношений.

Казалось бы, что суть человеческой жизни как раз и состоит в том, чтобы познавать как можно больше, извлекать опыт и, тем самым, улучшать условия своей жизни. Но сможет ли при этом человек сохранить свои истинно человеческие, сущностные качества? Как было показано выше, главной отличительной особенностью человека является его способность производить идеи. Идеи же он способен производить только в условиях субъект-субъектных отношений «Я-Ты». Поэтому человек не может жить только лишь в отношениях с «Оно». А тот, кто живет лишь в отношениях с «Оно», тот, по сути, не человек. Другими словами, вступать в субъект-объектные отношения нужно, так как благодаря им у человека есть возможность познавать и получать эмпирический опыт, однако, при этом человек должен оставаться человеком, что достигается только в субъект-субъектных отношениях, в которых обретается иной опыт, опыт духовного производства.

Итак, как видно из Схемы 1, возможны три варианта человеческих отношений:

1.            Субъект-субъектные (SS) отношения (или мир отношений «Я-Ты»). При такого рода отношениях люди взаимодействуют между собой, и на основе креативной рефлексии производят новые идеи, которые, наверняка, имеют право быть реализованными в будущем. Благодаря таким отношениям, в человеке сохраняется человеческое.

2.            Субъект-объектные (SO) отношения (или мир отношений «Я-Оно»). Здесь основной целью взаимодействия является познание объектов, прагматическое использование их и получение практического опыта.

3.            Отношения, участвуя в которых человек обретает некую двойственность миров отношений. Благодаря такой двойственности он способен и производить идеи, и получать практический опыт одновременно. И что самое главное, оставаться при этом ЧЕЛОВЕКОМ (см. Схему 2).

 

S1 (Я/Ты)

 


                                                         O (Оно)

 


S2 (Ты/Я)

 

 

Я ---------- производство идей ---------- ТЫ

Я ---------- эмпирический опыт ---------- ОНО

 

Схема 2. Особенность миров (видов) отношений

 

Безусловно, у каждого человека всегда есть выбор, в каком мире жить. Жить, познавая и приобретая эмпирический опыт, или жить, участвуя в сущностных отношениях с другими, оставаясь человеком и приобретая духовный опыт. Идеальным вариантом, на наш взгляд, являются отношения двойственности: возможность одновременного присутствия и в отношениях типа «Я-Ты», и в отношениях типа «Я-Оно».

 

Литература:

1. М.Бубер. Два образа веры: Пер. с нем. / Под ред. П.С.Гуревича, С.Я.Левит, С.В.Лезова. – М.: Республика, 1995. – 464 с. (Мыслители XX века). - Я и Ты, с. 15-92.