*113279*

           

История /1.Отечественная история 

                       

 

К. и. н., доцент, Кунц Е. В.

 

Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана, Россия.

 

Формирование русского национального самосознания во второй половине XVIII – первой половины XIX столетий: на примере научно-просветительской деятельности ученых

императорского Московского университета.

 

В пору поиска современной Россией своей национальной идеи в условиях стремительно меняющегося мира особое значение имеет процесс обращения к историческим истокам, ретроспективный взгляд на первое пробуждение сознания своей уникальности, выделенности среди других культур и народов. Среди таких особенностей культурного порядка второй половины XVIII – первой половины XIX столетия, необходимо назвать целый ряд новых явлений в сферах дворянской, а также купеческой и крестьянской культур. Так, целый ряд концептов современной светской культуры первоначально был присущ именно замечательным представителям (людям культурной эпохи «русского Просвещения», а в дальнейшем эпохи романтической культуры в России) русской дворянской интеллигенции.

Именно в среде образованного дворянства в эту эпоху активно начинают входить в моду изучение наук (в особенности «натуральной истории» и памятников отечественной древности) и получение высшего научного образования (следует отметить, к примеру, учебные и научно-образовательные поездки в Европу любознательных дворян и разночинцев). Таким образом, перед нами - наглядная  карта процессов и фактических событий истории формирования культурной и интеллектуальной среды, начавшей активно продуцировать возможности для возникновения инноваций в различных сферах жизни российского социума, как на протяжении историко-культурного периода второй половины XVIII – первой половины XIX столетий, так, и в последующее время.

Становление индивидуальности в русской культуре XVIII века приводило к коренному изменению представления о своём месте в мире. Для современников, получивших светское образование и имевших сложные духовные запросы, православная церковь уже не могла стать основным духовным пристанищем. Крушение традиционной картины мира под влиянием новой заимствованной культуры нередко имело трагические последствия. Как известно, православная церковь не имела своей Реформации, и в отличие от Западной Европы становление «новой» культуры в России XVIII века происходило особенно болезненно. Далеко не все, кто получил современное образование, были способны примирить традиционные коллективные и родовые устои с необходимостью самостоятельно формировать свою личность и выбирать свой жизненный путь.

            Образованному дворянину, знакомому с достижениями естествознания, стремительно развивавшегося на протяжении середины – второй половины XVIII века предстояло примирить в своей душе великие открытия, которые грозили перевернуть прежнюю картину мира, и нравственность, основанную на православии. Так рождается потребность в выработке философской системы, способной элиминировать все возникающие при восприятии мира противоречия.

            В изданиях Московского университета второй половины XVIII века, адресованных юношеству и посвящённых вопросам естествознания, природа рассматривается как воплощение божественного, изучение Природы напрямую отождествляется с поклонением Творцу всего сущего. В речи на университетском торжественном Акте профессор Энциклопедии и естественной истории А. А. Прокопович-Антонский отмечал: «познание натуры ведёт, наконец, неложными шагами к познанию самого Верховного Существа, первоначальной вины всех существ»[1].

«… В садах растение показывает мне величие Божие: каждая травка изображает присутствующего Создателя, или порядок творений описывает мне самого Творца, который все созидает и живит. Самые луга доказывают Его всемогущество, и приятная зелень подтверждает бытие Его», - декламировал профессор ботаники Г. Ф. Гофман в своей речи «О ботанических врачебных садах» во время торжественного Акта Московского университета, проходившего 2 июля в 1807 году[2]. Таким образом, познание Бога рассматривается современниками в качестве наиболее важного аспекта изучения натуральной истории.

             В глазах современников привычный природный мир предстаёт в неожиданно таинственном озарении: начинается осмысление места человека в бескрайнем мире вовне и внутри человека, единства и взаимосвязи всего живого, поиск истоков всего сущего[3]. Современник писал: «знание Природы есть, бесспорно, одна из полезнейших наук. Оно даёт человеку понятие о самом себе, о творениях, его окружающих, о его жилище…наука сия возвышает нашу душу, внушая нам благороднейшие мысли о Творце всех вещей»[4]. Познание мира и природы также несет в себе эстетический и философский аспекты, наделяя личность естествоиспытателя или любителя натуральной истории даром целостного восприятия сущего: «Ибо грубый и необразованный человек нигде не находит для себя предмета, которому бы он мог удивляться; напротив того, философствующий Ботаник, новостью и разнообразием вещей восхищенный, с любопытством взирает на все предметы в Природе, и плененный их красотою, с удовольствием погружается в непрерывное об них размышление»[5].

            В начале XIX столетия знатные вельможи увлекаются естествознанием, собирают гербарии, коллекции насекомых, натуральные «кабинеты»[6], окаменелости, дарят свои коллекции учебным заведениям, начиная «видеть в интеллектуальных и культурных занятиях более надёжный критерий благородства духа, чем даже в военной и гражданской службе»[7]. В восприятии просвещенных современников утилитарное отношение к природной среде уживается с эстетическим восприятием «священной Натуры»[8]; человек Александровкой эпохи, проявляющий глубокий интерес к науке и ощущающий её огромные возможности, тяготеет к  установлению гармонии с  миром.

            В достаточно узкой среде просвещенного и нередко обеспеченного дворянства в эту эпоху рождается аристократическое по духу стремление принимать непосредственное участие в насаждении наук и искусств, тем самым, способствуя дальнейшему формированию оригинальной национальной российской культуры. Известно, что современная светская культура в России в рассматриваемый период являлась преимущественно дворянской культурой.

            Наряду с традицией службы государю, благодаря которой дворянин сознавал себя частью собственного сословия, на рубеже XVIIIXIX вв. существовала и иная, гораздо менее развитая традиция служения во имя идеалов века Просвещения – идей добра, нравственности, чувства собственного достоинства, дворянской чести. Стремление в части наиболее образованного и пылкого дворянства посвятить себя служению Отечеству и обществу выразилось в формировании того отношения к миру и типу поведения, которое можно определить как дворянскую интеллигентность[9].

             Главным содержанием передовой общественной мысли представителей дворянской интеллигенции становятся размышления о нравственном бытии[10]. На страницах литературных произведений, относившихся к новому литературному направлению сентиментализму,  поэт и писатель М. Н. Муравьёв, а также виднейший литератор, историк и мыслитель Н.М. Карамзин на фоне изображения внутреннего мира личности, отстаивают идею её активности, направленной на утверждение внутренней независимости, чувства собственного достоинства, стремление оставаться верным «науке первой - чтить самого себя» (А. С. Пушкин).

            Через литературные произведения и особенно знакомые людям европейской культуры театральные постановки искусство активно проникает в повседневную жизнь просвещённых современников, перестраивая их поведение в соответствии с идеями и, в особенности, художественными сюжетами произведений искусства. «Искусство становится той областью, которой жизнь подражает» (историк культуры, мыслитель Ю. М. Лотман). Жизнь русского дворянина предшествующей эпохи проходила в значительной степени под властью социального группового обычая; бытовая сторона жизни нередко поглощает человека целиком, не оставляя возможности для свободного поведения.

            Между тем романтизм в искусстве оказывал мощное влияние на изменение повседневного поведения дворянства; человек, подражая в обычной жизни поведению героев произведений искусства, начинал высоко ценить всё отмеченное печатью индивидуальности, раскрепощая свою внутреннюю жизнь. Его внешнее поведение театрализуется, начинает варьироваться в зависимости от конкретной ситуации. Театрализация дворянского поведения проявляется в свободном выборе образцов поведения, наполняет жизнь человека сюжетностью, то есть представлением о том, что любые события возможны, а главному герою предстоит самостоятельно избрать стиль индивидуального поведения [11].

Таким образом, в центре общественного внимания в начале XIX в. находилась проблема национального самосознания[12]. Просвещённое общество устремилось на поиск национальных корней, осмысление своего положения среди других народов, созидание единой национальной культуры. Важно иметь в виду, что оформление национального самосознания на основе национальной культуры, опирающейся на общепризнанные народные традиции, воспринималось основной частью образованной элиты в качестве необходимого условия дальнейшей европеизации страны. Для реализации этих целей более всего подходили не общечеловеческие и космополитические идеи эпохи Просвещения, а идеалы национального немецкого романтизма, идея историзма, получившая воплощение в творчестве романтиков и в философских произведениях Ф. Шеллинга и Г. Гегеля.

             Обращение в рассматриваемый период русской интеллигенции к творчеству Ф. Шеллинга, философа-романтика, было неразрывно связано с пробуждением национального самосознания, живым  интересом к своему культурному  и природному  окружению, с искренним стремлением романтической молодёжи проникнуть в тайны мироздания и тем самым ярче заявить о месте своего народа среди других народов.

 



[1] Прокопович - Антонский А. А. Слово о начале и успехах наук, и в особенности естественной истории. М., Унив. тип, 1791. С. 25.

[2] Гофман, Георг Франц. Речь о ботанических врачебных садах при торжественном собрании в императорском Московском университете июля 2 дня 1807 года говоренная Георгом Францем Гофманом. Пер. Дмитрием Левитским. М., Унив. тип, 1807. С. 29.

[3] Пономарева В. В. Любовь к натуральной истории // Университет для России. Т. 2. Московский университет в александровскую эпоху. М., 2001. С. 322.

[4] Цит. по: Там же.

[5] Гофман Г. Ф. Указ. соч. С. 21.

[6] Натуральный «кабинет» - зд. частное собрание природных экспонатов.

[7] Виттекер С. Граф Сергий Семёнович Уваров и его время. СПб.,1999. С. 21.

[8] Зд. «Священная» Природа.

[9] Шмидт С. О. Общественное самосознание noblesse russe в XVI – первой трети XIX века // Он же. Общественное самосознание российского благородного сословия XVII – первая треть XIX века. М., 2002. С. 101 – 123.

[10] Там же.

[11] См. подробнее об этом следующие статьи Ю. М. Лотмана: «Поэтика бытового поведения в русской культуре XVIII века», «Театр и театральность в строе культуры начала XIX века», «Сцена и живопись как кодирующие устройства культурного поведения человека начала XIX столетия» в книге: Он же. Избранные статьи. В 3 т. Таллинн 1992. Т. 1. С. 248 – 295.

[12] Под национальным самосознанием здесь понимается определенная устойчивая и совокупность осмысленных самобытных представлений в отношении прошлого своей страны, социальных и культурных реалий в ее настоящем и необходимых направлений развития  и ожиданий в ее будущем, разделяемая наиболее значительной частью современников.