*109452*

БУЯНОВА Л.Л. к.и.н.

КАСПИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ И ИНЖИНИРИНГА ИМ. Ш. ЕСЕНОВА

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ЗАПАДНОСИБИРСКОЙ ДЕРЕВНЕ НАЧАЛЕ ХХ В.

 

В социокультурном отношении сибирская деревня значительно отставала от города, крестьянство имело крайне ограниченные возможности получения образования, приобщения к культуре. В селах и деревнях Западно-Сибирского региона работали по преимуществу церковно-приходские школы, школы грамоты, дававшие лишь самые элементарные навыки письма, чтения и счета. Так, в Тобольской губернии  в начале XX в. действовало 22 сельских двуклассных, 346 одноклассных, 255 церковно-приходских и 215 школ грамоты, всего - 838 школ.[1;66c.]. К 1913 г. количество сельских школ всех типов возросло до  1608,  к 1917 г. работало около 1670 начальных школ. Однако они далеко не обеспечивали потребности крестьян в образовании их детей. В сельской местности Тобольской губернии в школах обучалось не более трети всех детей школьного возраста. [2]. Известно, что  в  1911 г.  в селах Западной Сибири в школе учились только 27% мальчиков и 11% девочек школьного возраста (8-11 лет).[3].  Тем не менее, в западносибирских селах стали открываться первые  средние школы. Так, в с. Камень Барнаульского уезда Томской губернии   работала гимназия для детей обоего пола. Конечно, это село, имевшее 15 тыс.  жителей, несколько промышленных предприятий, множество торговых заведений, не было типичным, и в 1915 г.  оно было преобразовано в город.  В западносибирских селах действовало несколько профессиональных учебных заведений, например учительская семинария в с. Павловском  Барнаульского уезда (в 1911 г. она была переведена в г. Ново-Николаевск),  две сельскохозяйственные школы в Тобольском и Томском уездах.  В д. Родино  Кривошеинской волости Томского уезда в 1916 г. открылась учебно-показательная ткацкая школа-мастерская,  единственная подобная во всем Томском уезде.

Недостаток школ приводил к тому, что доля грамотных среди крестьян хотя и росла, но оставалась достаточно невысокой. К 1917 г. грамоте в Томской губернии, например,  были обучены 17% крестьян из переселенцев, 10% - из старожилов и 2,8% - из инородцев.[4]. Вместе с тем, крестьяне стремились к образованию, хотели стать грамотными. Из литературы известно, что немало сельских сходов Западной Сибири  составляли приговоры о строительстве школ. Так, крестьяне с. Павловского Омского уезда Акмолинской области выстроили на свои средства дом для школы, но получили отказ в ее финансировании. Они не смирились и послали телеграмму в Министерство народного просвещения. В ней писали: «Жители не могут согласиться с тем, чтобы в казне не нашлось средств на такое доброе дело, как  образование детей. Затраты на здание 8 тысяч рублей слишком чувствительны для нашего поселка, состоящего из 200 домов, и отказ в открытии училища слишком обидный…».[5;19 c.].

Сибирская интеллигенция предпринимала попытки просвещения деревни. Так, известный томский предприниматель и общественный деятель П.И.Макушин еще в конце XIX в. пытался организовать торговлю книгами в пригородных томских  селах, но потерпел  неудачу. В 1901 г. он основал Общество содействия устройству сельских бесплатных библиотек-читален в Томской губернии. За первое десятилетие своей деятельности это общество учредило 278 сельских библиотек. Позже П.И.Макушин начал организовывать в селах книжные лавки-шкафы, всего работало более ста таких лавок.[6;2,5 c.]. В некоторых селах, особенно расположенных вблизи больших городов, формировались культурные центры. 7].                                                                                                                                                                                             

Однако далеко не все крестьяне относились к книгам и чтению и другим культурным развлечениям благожелательно. Тобольский агроном П.А. Суханов писал, например, что в с. Романове Филинской волости Тобольского уезда по инициативе местного священника при сельскохозяйственном обществе открылась небольшая библиотека. Но никто из крестьян ею не пользовался, полагая, что чтение это баловство для детей. И особенно женщины были настроены отрицательно «против всякого чтения».[8].

На явно недостаточном уровне находилось медицинское обслуживание населения Западной Сибири. По данным на 1908 г., в Томской губернии было сформировано 46 врачебных участков, в каждый назначался один врач. Участок объединял до 6-7 волостей, в густонаселенных  алтайских волостях это означало до 160 населенных пунктов. Врачебные  участки в северной части губернии были очень обширны и практически малодоступны для приезда врача. Например, Колпашевский и Нарымский участки, которые включали всю территорию громадного Нарымского края, обслуживал один врач.  Врачу  Ишимского участка,  получившего вызов из Таловской волости, например, нужно было ехать из с. Ишимского 50 верст до разъезда Судженского,  от него по железной дороге до станции Тайга, а затем  на лошадях 20 верст до поселка Усть-Таловского. Дороги в другие переселенческие поселки  Таловской волости тогда еще не были построены.[9].

 В Тобольской губернии одна больница обслуживала жителей 10-12 волостей. Не случайно тобольские крестьяне говорили: «Если захочешь хворать, так раньше закажи гроб, да исповедуйся в грехах».[10;269c]. Тем не менее, в 1900-1910-х гг. в ряде крупных сел открывались медицинские пункты и лечебницы, по преимуществу силами Переселенческого управления. Таковые были в селах Томского уезда - в Николаевском, Большом Трубочеве, Воронове, Ишиме, Ново-Александровском, Ново-Кускове,  Колпашеве,  Парабельском.[11;12-120c.].  Например, в с. Ново-Кускове действовала  переселенческая больница в составе  терапевтического отделения на 15 коек, заразного – на 15 коек и родильного - на 2 койки. В штате больницы  работали врач, выпускник Императорского Томского университета Н.А. Лампсаков, 2 фельдшера, 1 акушерка, 2 сиделки, аптекарский служащий.[12].

Большинство крестьян традиционно пользовались услугами знахарей и знахарок, лечилось травами, заговорами. По материалам томского исследователя П.Т. Приходько, знахари и знахарки были едва ли не в каждом сибирском селе, по преимуществу – женщины..»[13;4-9c].

Сибирские крестьяне обязательно посещали церковь, исполняли все религиозные обряды.  Известно, что в 1910-х гг.  в составе Томской православной епархии, включавшей всю Томскую губернию,  действовало 840 приходов,  в них - 15 монастырей и свыше 1600 храмов и молитвенных домов. Абсолютное их большинство располагалось в сельской местности. Сельские церкви, по преимуществу деревянные, строились на средства самих прихожан без какой-либо заметной помощи со стороны государства. Население во многом обеспечивало и содержание причта. Как следствие, члены приходской общины  имели возможность обсуждать и решать многие вопросы внутриобщинной жизни: прихожане-мужчины принимали решение о строительстве новой или реставрации старой церкви, избирали церковного старосту, ведавшего хозяйственной частью в храме, и могли даже ходатайствовать о замене чем-то не угодившего священника.[14;4-9c]. 

Вместе с тем, следует согласиться с мнением Д.В. Поспеловского,  который писал об усилении  антицерковных настроений российского населения в канун революции 1917 г.  Он писал,  что российское общество воспринимало церковь, находившуюся «в тисках государственного пресса», как реакционную и антинародную силу,  и поэтому лишало ее своего доверия и поддержки.[15;20c].  Не случайно, сразу после  свержения самодержавия западносибирские крестьяне стали выступать против некоторых священнослужителей, захватывать церковное  имущество и т.д.

Однако посещение церкви, престольные праздники, крестные ходы, общественные молебствия играли все же большую роль в единении крестьян того или иного села. По сведениям, собранным  томским этнографом П.Е.Бардиной, во время церковных праздников, например прощеного воскресенья, «в каждой семье сначала младшие у старших просили прощения за все вольные или невольные прегрешения и с обязательным поцелуем прощали друг друга. Затем следовало общесельское покаяние: односельчане шли к соседям, кланялись друг другу в ноги, обнимались и целовались со словами: «Прости, кум, сват…». С очищенной таким образом душой сельчане встречали чистый понедельник – начало великого поста».[16;27c.].

В больших селах  отмечались  престольные, или съезжие праздники, когда к какой-то дате церковного календаря (в каждом селе  ежегодно или даже два раза в год отмечались свои даты) собирались жители окрестных сел и деревень.  Они посещали церковь, а затем угощались по домам родных и знакомых. Иногда устраивались и общественные пиры на улице, на речном берегу. После совместного угощения мужчины играли в лапту или городки, женщины пели песни или беседовали, молодежь водила хороводы. На таких гуляниях и праздниках происходило неофициальное,  дружеское общение и односельчан, и жителей близлежащих сел, формировались общие традиции, складывались общие представления, укреплялось самосознание крестьян. По справедливому мнению исследователей, праздничное веселье крестьян «уравнивало богатых и бедных, давало психологическую и социальную разрядку, упраздняя на время сословно-иерархические отношения…».[17;28c.].

На рубеже XIX-XX вв., а в особенности в 1914-1917 гг.,  усилился рост кооперации в западносибирской деревне, бывшей и формой социального объединения, и  средством улучшения материального положения крестьян. Томский профессор-экономист  М.Н. Соболев писал по этому поводу: «Путем кооперации перестраивается экономическая мотивация и подготовляются элементы более совершенного экономического строя на началах общественности».[18;91-92c].

О размахе кооперации крестьян региона говорит то, что в  1915 г. в Западной Сибири действовало  866 кооперативов, тогда как в Восточной Сибири – 403. Западносибирские крестьяне участвовали в создании  трех разновидностей кооперации – кредитной, маслодельной и потребительской. По данным на 1913 г.,  кредитная кооперация объединяла в Тобольской губернии  68,6% всех хозяйств, находившихся в зоне действия кредитных кооперативов. В Акмолинской области этот показатель равнялся  54,7%, в Томской губернии - 49,5%. В годы войны началось укрупнение существующих кредитных товариществ, они стали объединяться в союзы. По сведениям Б.В. Иванова,  хронология создания кредитных союзов такова:  21 ноября 1915 г. возник Алтайский кредитный союз, 29 декабря 1915 г. -  Мариинский союз, 1 января 1916 г. – Новониколаевский,  –– 24 апреля 1916 г. – Черепановский, 23 ноября 1916 г. -  Славгородский.  В 1916 г. был создан, кроме того, Курганский кредитный союз, в январе 1917 г. – Барабинский союз.[19;110-114c.].

В годы войны кредитные товарищества и союзы  не только обеспечивали крестьян-производителей денежными  кредитами, но и организовывали сбыт продукции, снабжение деревни орудиями и материалами производств.[20;110-115c].

Другая форма кооперирования - маслодельные артели – к началу Первой мировой войны объединяла 47,5% всех крестьянских хозяйств Тобольской губернии, 17,7% - Томской губернии. К тому времени в регионе  был создан и работал Союз сибирских маслодельных артелей, учрежденный маслоделами Курганского уезда Тобольской губернии. В годы войны этот союз объединял примерно пятую часть всех маслодельных артелей  Томской и Тобольской губерний (каковых насчитывалось более 1800).[21;117-119c].

Потребительские кооперативы в Западной Сибири имели давнюю традицию. Если до 1904 г. в Томской губернии было создано 2 потребительских кооператива, к  1914 г. действовало 444 кооперативных организаций, большая часть которых были потребительскими. При этом 182 потребительских кооператива располагались в сельской местности.[22]. В  1916 г.  в Тобольской губернии насчитывалось  48 сельских потребительских объединений, в Томской – 377, в Акмолинской области – 22.[23;121c]. Как и в случае с кредитными и маслодельными кооперативами, в канун войны началось объединение потребительских кооперативов в союзы. Первый  потребительский союз в Сибири возник в 1913 г.  в Мариинске. Силами томского потребительского общества «Деятель» был созван съезд сельских кооперативов Томского, Кузнецкого и Мариинского уездов с целью выработки общих принципов торговой деятельности.[24].  В 1915 г. были созданы Алтайский и Новониколаевский союзы,  в 1916 г.  – Томский,  Кузнецкий, Обь-Иртышский союзы. А 16 августа 1916 г. в Новониколаевске был создан общесибирский союз союзов потребительской кооперации «Закупсбыт».[25;121c]. В союзы эти вместе с потребительскими кооперативами входили и некоторые маслодельные артели. Наряду со снабжением населения продуктами и товарами потребительские кооперативы вели и заготовку, и сбыт сельхозпродукции.

Участие крестьян в кооперативном движении учило их объединению усилий, а также и поддерживало материально. Кооперативы создавались, согласно их уставам, для  «материального и духовного благосостояния населения». В уставах крестьянских кооперативов предусматривалось создание образцовых хозяйств, опытных полей, выделение средств на культурные нужды.[26;68c].

Список  литературы:

1.     Дунин-Горкавич А. Справочная книжка Тобольской губернии (приложение к карте Тобольской губернии). Тобольск, 1904.С.66. 

2.     Пространство, административное деление и количество населения Тобольской губернии на 1 января 1913 года (губернской земской управы). Б.м., б.г. Табл.11; Сибирская земская древня.1918.27 февр.

3.      Серебренников И. Начальное образование в Сибири. Сибирская жизнь.1915.1 апр.

4.       Голос свободы. 1917. 13 мая. 

5.     Цит. по: Шамахов Ф.Ф. Школа Западной Сибири между двумя буржуазно-демократическими революциями (1907-1917 г.г.). Томск, 1966. С.19.

6.     Краткий очерк деятельности общества за время его существования  и отчет совета Общества за 1910-1912 годы. Томск, 1912.С.2,5.

7.     Дембинский В. Сельская старина и современность. Красное знамя.1924.4 окт.

8.     Бывшая сибирская земская деревня.1918. 16(3) мая.

9.     ГАТО. Ф.3. Оп.40. Д. 534. Л. 32-33.

10. Горюшкин Л.М. Сибирское крестьянство на рубеже двух веков. Новосибирск, 1967. С. 269.

11. Список населенных мест Томской губернии на 1911 год. Томск 1911. С 12-120.

12. ГАТО. Ф. 3. Оп. 40. Д.535-а. Л. 114-119.

13. Приходько П.Т. К вопросу о приемах народной медицины в деревнях Томского края .Труды Томского краевого музея. Томск, 1927. Т. 1. С. 112.

14. Адаменко А.М. Характеристика приходов Томской православной епархии в начале ХХ века. Из истории освоения юга Западной Сибири русским населением в ХVII – начале ХХ вв. Кемерово, 1997. С. 4-9.

15. Поспеловский Д.В. Русская православная церковь в ХХ веке. М., 1995. С. 20.

16. Бардина П.Е. Быт русских сибиряков Томского края. Томск, 1995. С. 27.

17. Бардина П.Е. Указ. соч. С. 28.

18. Иванов Б.В. Сибирская кооперация в период Октябрьской революции и Гражданской войны. Томск., 1976. С. 91-92.

19. Иванов Б.В. Указ. соч. С. 110-114.

20. Иванов Б.В. Указ. соч. С.  110-115.

21. Иванов Б.В.  Указ. соч. С. 117-119.

22. Потребительская кооперация Томской губернии \\ Утро Сибири. 1914. 12 дек.

23. Иванов Б.В. Указ. соч. С. 121.

24.  Жизнь Алтая. 1916. 2 июня.

25.  Иванов Б.В. Указ. соч. С. 121.

26. Иванцова Н.Ф. Западносибирское крестьянство в 1917- первой половине 1918 г. М.,  1993.С. 121.