*112353*

Пантелеймон Крестович Жузе – востоковед и арабист[1].

 

ученый секретарь Государственного учреждения

«Институт Татарской энциклопедии Академии наук

Республики Татарстан», к.и.н., доцент М.З.Хабибуллин

 

Во второй половине XIX – начале XX вв. Казанская духовная академия являлась крупным просветительским, образовательным и научным центром дореволюционной России. История ее создания тесным образом связана с миссионерской политикой Российского государства по отношению к нерусским народам. Работа по созданию миссионерских отделений в Казанской духовной академии началась сразу после ее открытия. Определив наиболее распространенные языки у нерусских народов, проживающих на территории Среднего Поволжья и восточных окраинах Российского государства, руководство учебного заведения открыло в 1845 г. две кафедры: 1) турецкий, татарский и арабский языки и 2) монгольский и калмыцкий языки. А в 1854 г. к началу учебного курса произошло открытие единственных в России миссионерских отделений, это: 1) противомусульманское, 2) противобуддистское и 3) черемисско-чувашское и 4) противораскольническое. Противобуддистское миссионерское отделение академии не проявляло широкой практической деятельности, как противомусульманское, вследствие уже самой отдаленности заведения от регионов с буддистским населением, и в основном носила только учебный характер. Черемисско-чувашское было закрыто через два года. Противораскольническое отделение направляло свою деятельность против раскольников в православной религии. Лучше всего работало противомусульманское миссионерское отделение, которое разработало целую серию мероприятий по христианизации нерусских народов.

Преподаватели миссионерских отделений Казанской духовной академии в 1842-1920 гг. внесли существенный вклад в изучение ислама, христианства, буддизма, истории, этнографии и языка татар и других нерусских народов Среднего Поволжья и Поволжья, оставили после себя большое количество трудов по истории и этнографии, отчетов о своих просветительских командировках по населенным пунктам с нерусским населением, различных заметок и лекционных курсов. Миссионерские отделения стали производителями научно подкованных кадров для образования и просвещения татар, марийцев, чувашей, башкир, калмыков и других народов. Ее преподаватели развернули активную политику по разработке методических пособий, грамматик, учебников для изучения нерусскими народами русского языка. Наиболее известными преподавателями отделения были Н.И.Ильминский, Г.С.Саблуков, Е.А.Малов, Н.П.Остроумов, В.Т.Тимофеев, М.А.Машанов, П.К.Жузе, Н.Ф.Катанов и др.

Среди преподавателей миссионерских отделений Казанской духовной академии особое место занимает востоковед, исламовед, арабист Пантелеймон Крестович Жузе (1870-1942 гг.). Имя этого ученого известно далеко не всем современным исследователям истории, и тем более оно неизвестно массовому читателю. А между тем, Жузе является автором многих интересных трудов по языковедению, истории арабов, истории и учению ислама, мусульманского востока, истории христианства Ближнего Востока и средневекового Кавказа.

Большую роль в становлении Жузе как востоковеда и арабиста сыграл его наставник – миссионер, востоковед, общественный деятель и преподаватель Казанской духовной академии Михаил Александрович Машанов (1852-1924). Именно по его просьбе в 1896 г. Жузе был оставлен в академии сверхштатным практикантом по арабскому языку. 

В 1898 г. Жузе защитил диссертацию на тему «Мутазилиты. Догматико-историческое исследование в области ислама» и стал магистром богословия. В своем труде, ученый, опираясь на арабские первоисточники, подверг подробному исследованию сущность учения и историю существования мутазилитского течения в исламе. Показал причины зарождения мутазилитского движения, историю которого делил на три основных этапа (возникновение, процветание, упадок). Отдельно и основательно останавливаясь на ключевых положениях учения мутазилитов, подробно рассматривал каждое из них: учение о Боге, о божественных свойствах, о Коране, о предопределении и свободе воли. Известный российский востоковед И.Ю. Крачковский, в целом, с критикой относящийся к достижениям казанской востоковедческой школы, выгодно выделял на ее фоне работу Жузе, считая, что она «возвышается над обычным уровнем произведений казанской школы»[2]. Целое столетие работа Жузе оставалась единственным трудом в отечественном востоковедении, посвященным мутазилитам[3].

Говоря о научных работах ученого нельзя не упомянуть его «Полный русско-арабский словарь» в двух томах, над которым работал несколько лет, Уникальность данного словаря состояла в том, что до середины XX в. он оставался единственным источником изучения арабского языка. И.Ю. Крачковский дал высокую оценку словаря, составленного Пантелеймоном Крестовичем: «… В свое время (словарь – преим. автора) не одному арабу послужил пособием при ознакомлении с русским языком и, в частности, содействовал развитию переводной литературы, в основу которой до первой мировой войны часто полагались русские оригиналы»[4].

Преподавательская деятельность в казанский период жизни Жузе, не ограничивалась только работой в Казанской духовной академии. Он преподавал арабский язык на Казанских миссионерских двухгодичных курсах, образованных в 1889 г. при Спасо-Преображенском монастыре[5]. С 1907 г. Жузе состоял членом-учредителем Общества распространения образования в Казани и членом Совета, основанной этим обществом мужской гимназии, где он преподавал с 1 февраля 1911 по 1 января 1912 гг.[6]. С ноября 1913 г. Жузе преподавал  французский язык  в Казанской духовной семинарии до закрытия семинарии в 1917 г.[7].

В 1916 г. Жузе переходит на преподавательскую работу в Казанский университет. На юридическом факультете ученый читал студентам курс мусульманского права. В программу, подготовленную Жузе, и одобренную Советом университета, при четырех часах в неделю, входило чтение лекций по следующим разделам мусульманского права: источники мусульманского права; история развития мусульманского права; юридические школы (мазхабы) в исламе, их возникновение и характеристика; особенности мусульманского права и его отношение к римскому, талмудическому и другим древним правам; семейное право; наследственное право; государственное право в исламе; верховная власть и ее органы; духовно-судебная власть и ее органы; правовое отношение мусульман в России и других христианских государствах; джихад (священная война); хадж (паломничество); закат (религиозная подать)[8].

После упразднения юридического факультета в 1919 г. Жузе преподавал  на факультете общественных наук Казанского университета. Одновременно с преподавательской деятельностью в университете (преподавал здесь до 1920 г.) ученый читал курс арабского языка и курс мусульмановедения на восточном отделении Северо-восточного археологического и этнографического института[9].

Захлестнувшая Казань гражданская война и начавшийся голод, нелегким бременем легли на плечи казанцев. В очень непростом положении оказалась профессура университета. Выдача жалования в университете производилась с опозданием на 1-2 месяца. Реальная же ценность рубля падала с каждым днем, а стоимость продуктов только возрастала[10]. В трудном материальном положении оказалась и семья востоковеда.

В 1920 г. Жузе получает предложение переехать в Баку. В 1922 г. восточное отделение историко-филологического факультета Азербайджанского университета было реорганизовано в восточный факультет с двумя отделениями: историческим и словесности, а последнее в свою очередь было разделено на две секции – турецкую и иранскую. Профессор Жузе стал первым деканом Восточного факультета и занимал эту должность до 1926 г.

В Бакинский период жизни меняется область научных интересов ученого, в которую теперь главным образом входят средневековая история Азербайджана, Закавказья и Кавказа, переводы арабских рукописей и работ средневековых арабских историков.

В 1921 г. выходит работа ученого «Папак и папакизм. К истории коммунистического движения в Азербайджане в IX в.». Работа была основана на арабских  первоисточниках и освещала события, происходившие  в Западном Иране и Азербайджане в 816-837 гг., а именно народное восстание под предводительством Папака (Бабека). Заслуга Жузе была в том, что он смог показать предпосылки, ход, результаты крупнейшего антихалифатского движения детально и обстоятельно подробно. Единственный минус работы определялся тем, что Жузе, несомненно, впал в крайность, рассматривая движение Бабека как коммунистическое[11]. Тем не менее, общее значение работы Жузе нельзя недооценивать, т.к. автор, опираясь на источники, доступные только очень узкому кругу специалистов, вводил в историческую науку ценнейшие, неизвестные ранее сведения о восстании Бабека.

В 1923 г. Жузе издает Арабскую хрестоматию, которая была высоко оценена И.Ю. Крачковским. Включение в состав хрестоматии отрывков из арабских произведений основателя бехаизма (Бехаулла) «оказалось новостью в учебной литературе»[12].

В 1928 г. Жузе издает свою самую значительную научную работу – «Из истории идейных движений в исламе». По словам Т.Sonn работа ученого была смелым вкладом в те исследования, которые предпринимались в палестинском обществе, после падения турецкого господства, в период расцветания арабского национального самосознания. «Хотя Джаузи был христианином, он принял исламское предположение о том, что Халифат – есть желание Бога осуществлять истинную законность в исламском контексте. Мятежные силы, которые он включил в свое исследование, были теми, которые восстали тогда, когда халифы изменили своему слову поддерживать социальное правосудие»[13]. В работе Жузе подробно останавливается на движении Бабека, карматов, исмаилизме, говорит о том, что ислам есть не только религиозная идея, но и носитель экономических и социальных проблем, одна из глав его монографии носит название «Арабский халифат и покоренные народы».

В 1940 г. публикуется последняя крупная работа Пантелеймона Крестовича – «Материалы по истории Азербайджана из «тарих ал-Камил» («Полного свода ибн ал-Асира»). В своем труде Ибн ал-Асир, сконцентрировал огромное количество сведений о различных аспектах истории Азербайджана, его областей, городов, населения и т.д. Особенная ценность сочинения в том, что Ибн ал-Асир, при написании Полного свода пользовался большим числом утраченных источников[14]. Высоко оценивали это сочинение крупные ученые А.Е.Крымский, В.В.Бартольд и К.Брокельман[15]. Большой интерес к Полному своду проявлял и П.К. Жузе в последние годы своей жизни. В 1940 г. часть сочинения Ибн ал-Асира, касающаяся истории Азербайджана была переведена П.К.Жузе и издана на русском и азербайджанском языках в Баку.

С началом войны больного и уже пожилого ученого заключили под арест в связи с подозрением в шпионаже. Нуждающийся в постоянном присмотре Жузе доживал последние дни в камере и под допросами сотрудников НКВД. Вина пожилого и больного ученого, в конце концов, доказана не была и Пантелеймон Крестович оказался на свободе. Но здоровью ученого был нанесен непоправимый ущерб и 19 января 1942 г. Пантелеймона Крестовича Жузе не стало.



[1] Исследование выполнено при финансовой поддержке Академии наук РТ в рамках научно-исследовательского проекта «Казанское востоковедение конца XIX - первой половины XX вв.: Пантелеймон Крестович Жузе (1870-1942)»), проект № 15-18/2012 (Г).

[2] Крачковский И. Ю. Очерки по истории русской арабистики. М.Л., 1950. – С. 185.

[3] Ислам: Энциклопедический словарь. – М., 1991. – С.176.

[4] Крачковский И. Ю. Указ. соч. – С. 185.

[5] НА РТ. Ф. 116. Оп. 1. Д.1532. Л.24.,  Памятная книжка миссионерских курсов в г.Казани. 1901 – 1902 учебный год. - Казань, 1901. – С. 10.

[6] НА РТ. Ф.10.  Оп.1. Д.11210. Л.12. Л.16.

[7] НА РТ. Ф. 116. Оп. 1. Д. 1532. Л. 24., Ф. 116. Оп. 1. Д. 1495. Л. 23.

[8] НА РТФ.977. Оп. юр/фак. Д .1389. Л.77.

[9] НА РТ. Ф.1339. Оп. 1. Д. 26. Л. 14; Д.28. Л. 23-23 об.;  Д. 16. Лл.1, 2об, 4об, 5-5об, 7, 9, 13.

[10] Корбут М.К. Казанский государственный университет имени В.И. Ульянова – Ленина за 125 лет. – Т. 1. – Казань, 1930. – С. 311, 329.

[11] Жузе П.К. Папак и папакизм. К истории коммунистического движения в Азербайджане в IX в. по Р.Х. //Известия Бакинского Государственного Университета. – Баку, 1921. – Вып.2. – С.206, 207, 209, 210, 214.

[12] Крачковский И. Ю. Указ.соч. – С. 213.

[13] Sonn Tamara. Interpreting  Islam. Bandali Jawzi’s Islamic Intellectual History. – New York, 1966. – С. 2-3.

[14] Буниятов З.М. Указ.соч. – С. 26-27.

[15] Фролова О.Б. Ибн ал-Асир как историк и космограф и изучение его сообщений русскими востоковедами. // Россия и арабский мир. Сб-к статей. СПб.,1994.  – С. 41.