*112265*

                                           К.и.н. Ушницкий  В.В.

                                   ИГИиПМНС СО РАН (Якутск)

        О происхождении якутского орнамента

 

Улла Йохансен автор работы «Орнаментальное искусство якутов» утверждает о том, что: «Анализ орнаментов на древнеалтайских археологических находках и их сопоставление с современным орнаментальным искусством Сибири показывает, что только саха имеют узоры необычно похожие или даже идентичные алтайским узорам V-III в. до н.э.
Это свидетельствует о том, что предки саха жили в области пазырыкской
культуры, на Алтае или в его окрестностях до их прибытия в район
на юге и западе от Байкала. Короче говоря, чтобы попасть туда, они должны были пройти приблизительно 900 км. по руслу реки»[1].

Многие пазырыкские узоры Улла Йохансен находит полностью идентичными якутским узорам. На пазырыкских находках также нет ни одного растительного узора, который бы не имел параллелей в орнаментальном искусстве современных саха. Особый интерес вызывает развитие мотива головы барана – аргали, который особенно часто встречается в 1 Пазырыкском кургане.  Эти характерные орнаменты в конце прошлого столетия были известны только саха. Как утверждает Улла Йохансен, в любом случае орнаменты свидетельствуют, что предки саха пришли на Среднюю Лену не как изолированные и воинствующие племена, а как  экономически развитые, социально дифференцированные сообщества, имеющие контакты с важнейшими культурными центрами своего времени[2].

Монографию немецкой исследовательницы посвященного происхождению якутского орнамента резко критиковал С.В.Иванов  с позиции критики формально-сравнительного изучения орнамента.  Он указывал, что «орнаментальные мотивы могут оказаться различными по своему происхождению и в силу этого несравнимыми»[3].  

Однако через двенадцать лет С.В.Иванов уже сам опубликовал статью «К вопросу о хуннском компоненте в орнаменте якутов», в которой фактически поддержал гипотезу У.Йоханзен.  Статья С.В.Иванова была посвящена, лишь «одному из сопутствующих типов якутского орнамента» - тому, который «состоит из простых арочек (дуг) или из арочек с ромбовидным, крестовидным или звездчатым добавлением на местах их соединений». Сопоставив этот орнаментальный мотив с похожими узорами на керамике курыкан, древних уйгуров, таштыкской культуры и хунну, С.В.Иванов пришел к выводу «о преемственности якутского арочного орнамента от орнамента хуннского времени» и при этом не исключал, «что простейший арочный орнамент был разработан первоначально теми неолитическими племенами, которые позже вошли в состав как тунгусов, так и предков хуннов»[4].                

В первом издании монографии по древней и средневековой истории Якутии А.П.Окладников сравнил изображения львиных фигур и растительных мотивов на луке якутского седла со сценами охоты на тигров и копытных животных, помещенными на луку седла, из алтайского могильника Кудыргэ, относящегося к VI-VII вв., то есть к эпохе тюркских каганатов.  А.П.Окладников считал, что «такое сходство, очевидно, не случайно и свидетельствует о связи якутских изображений львов на седлах с древнетюркскими»[5].

По указанию В.А.Кореняко, С.В.Иванов не стал заниматься сравнительным разбором изображений на якутском и древнетюркском седлах, имеющих некоторое композиционное и сюжетно-иконографическое сходство[6].  Вместо этого он указал на конкретный иконографический источник и убедительно установил, что львиные фигурки на луках якутских седел   являются подражаниями русским образцам[7]. Тем самым, он доказал, что для интерпретации  возможных стилевых параллелей вовсе не обязательно строить ретроспективные гипотезы с охватом в тысячу и более лет, так как необходимые для объяснения факты могут быть не столь удалены от нас[8].  

Попытку дать полную сводку якутско-раннекочевнических параллелей предпринял А.И.Гоголев. Он утверждает о «грифоноподобном» украшении курительной трубки, скульптурных конских головах на передних луках седел, женских украшениях в форме колец с парными изображениями конских голов и о некоторых орнаментальных мотивах на художественных изделиях из металла[9].  По словам В.А.Кореняко, представленный им материал лишь очень условно и приблизительно можно назвать реминисценциями раннекочевнической культуры, поскольку ни одной достаточно точной стилевой параллели он не содержит[10].

М.М.Носов рассматривая узор, называемый «лировидным», и пытаясь восстановить его эволюцию, автор пришел к выводу, что «факт возникновения» данного орнаментального мотива «путем постоянной стилизации силуэта скотской или оленьей головы говорит о самостоятельной выработке этого узора самим якутским народом», причем в пределах XVII-XIX вв[11]. О сравнении якутской орнаментики с материалами раннекочевнического искусства М.М.Носов не говорил даже как об альтернативной возможности[12].

Таким образом, орнаментальное искусство якутов складывается в XVII-XVIII вв. и развивается в XIX в.  Огромное влияние на ее стилистику оказали древнетюркские, степные мотивы, так и орнаментальное искусство русских и народов Дальнего Востока.  В орнаментальном искусстве якутов, выделяются две основные группы: геометрический и растительный. Зооморфные (со стилизованным изображением животных), антропоморфные (со стилизованным изображением человека), орнитоморфные (со стилизованным изображением птиц) мотивы не всегда достаточно четко читаются в структуре якутского орнамента и часто сливаются с группой геометрических по начертанию узоров.  В растительной орнаментике имеются мотивы, традиционные для орнаментальных культур, связанных с Востоком, Передней Азией, что позволяет отнести якутскую растительную орнаментику к восточному стилю. Вместе с тем некоторые виды и формы якутского народного искусства несут на себе печать европейских стилей барокко, классицизма, орнаментальные мотивы которых в русской передаче отразились в якутском косторезном искусстве, архитектурных и мебельных формах. Собственно, они почти никогда не выступали в первозданном виде, подвергались геометризации в духе местных представлений, что связано с общесибирской тенденцией, наиболее ярко выразившейся в архитектуре[13].

 

Литература:



[1] Йохансен У.П. Орнаментальное искусство якутов. Историко-этнографическое исследование. – Якутск: Компания «Дани Алмас», 2008.     

[2]   Там же.

[3] Иванов С.В.  Материалы по изобразительному искусству народов Сибири XIX - начала XX  в.  Сюжетный рисунок и другие виды изображений на плоскости. – М-Л., 1963.  С. 31.

[4] Иванов С.В.  К вопросу о хуннском компоненте в орнаменте якутов // Якутия и ее соседи в древности (Труды Приленской археологической экспедиции).   – Якутск, 1975.  – С. 174-184.

[5] Окладников А.П.  Прошлое Якутии до присоединения к Русскому государству.  – Якутск, 1949.   – С. 231-233.

[6] Кореняко В.А.  Искусство народов Центральной Азии и звериный стиль. – М.: Вост. лит., 2002. – С. 48.

[7] Иванов С.В. Орнамент народов Сибири как исторический источник (по материалам ). Народы Севера и Дальнего Востока. – М. – Л., 1963.  – С. 553-554. 

[8]  Коряняко  В.А.  Указ.соч.  – С. 48.

[9] Гоголев А.И. Скифо-сибирские истоки традиционной культуры якутов //  Скифо-сибирский мир.  Искусство и идеология. – Новосибирск, 1987.  – С. 143-149.

[10]  Коряняко  В.А.  Указ.соч.  – С. 49.

[11] Носов С.М.  Стилевые признаки якутского узора  //  Сб. материалов по этнографии якутов.  – Якутск, 1948.  - С. 110, 111, 114.    

[12] Коряняко  В.А.  Указ.соч.  – С. 49.

[13]  Тишина Т.П.   Орнамент в якутском народном искусстве XVIII - XX веков. Опыт комплексного исследования // Автореферат на соискание к.искусств. М., 2006.