*112517*

д.п.н., доцент Сыдыкова Р.Ш.  

Международный казахско-турецкий университет имени Х.А. Ясави, Республика Казахстан

старший преподаватель Абирова А.М.

Академический инновационный университет, Республика Казахстан

Организация занятий по элективному курсу

«История хоровой музыки» в процессе дирижерско-хоровой подготовки

 

Изучение достижений казахского хорового искусства, его систематизации как учебной дисциплины и внедрение в учебную практику является важным моментом в обращении к народному творчеству, в обновлении знаний в отечественной музыкальной педагогике. "Создание национальной системы образования и воспитания", - отмечается в официальном документе "Концепция этнокультурного образования в Республике Казахстан" - " базирующейся на идее культурного и лингвистического плюрализма, сочетающей мировой уровень технической и информационной оснащенности образования с традиционными культурными ценностями",- предполагает возможность - " осуществления подхода к образованию не как к механизму передачи знаний в профессиональной подготовке, но как к культурно-образующему институту, важнейшему средству сохранения и развития индивидуумов человеческой и национальной самобытности" [1, с.2].

Несомненно, инновационные концептуальные воззрения на совершенствование методов преподавания, ориентация и необходимость перестройки содержания образования способствовало разработке и внедрению нами в учебный процесс данного вуза элективного курса «История хоровой музыки», который позволяет обучающимся приобщится к истокам зарождения национальной хоровой культуры и исполнительства, ощутить и прочувствовать то неповторимое богатство различных жанров хорового искусства, которое создано выдающимися мастерами казахстанской композиторской школы. Поэтому столь важно и необходимо, чтобы данный предмет занял свое достойное место в ряду значимых дисциплин в высших и средних учебных музыкально-педагогических заведениях. Данный элективный курс обобщает и синтезирует представления студентов, полученные по таким дисциплинам, как "хоровой класс", "хороведение", "методика музыкального воспитания", "дирижирование" и др., охватывая значительный объем материала, накопленный ими в учебном процессе. Существующая практика преподавания предмета в вузах констатирует острую необходимость изучения студентами данного элективного курса, которая в обобщенном виде содержала бы вопросы, связанных с изучением достижений национальной хоровой культуры, деятельности известных хормейстеров, казахстанских композиторов с одной стороны и освоение специфики детского хорового исполнительства и пропаганды с другой.

Учитывая это, можно подчеркнуть актуальность мнения К.Д.Ушинского о том, что "...опыт других народов в области образования и воспитания есть драгоценное наследие для всех, но точно в этом смысле, в котором опыты всемирной истории принадлежат всем народам. Как нельзя жить по образу другого народа, как бы заманчив ни был этот образец, точно также нельзя воспитываться по чужой педагогической системе..."(2, с.258).

Изучение хорового творчества, принадлежащего к величайшим завоеваниям отечественной (национальной) и мировой культуры, отражающего наиболее прогрессивные устремления общественно-художественной жизни, выступает могучим средством воспитания устойчивого интереса к музыке, развития художественного вкуса студентов. Об этом неоднократно подчеркивает ведущий композитор республики Е.Рахмадиев: "...мы умеем готовить прекрасных инструменталистов, вокалистов, дирижеров, теоретиков, выпускаем образованных композиторов, но мало занимаемся будущими преподавателями. Музыкальная педагогика как практическая дисциплина поставлена в вузах очень слабо и совсем не ориентирована на преподавание национальной музыки в общеобразовательной школе..., а без знания культуры, музыки, обычаев, истории своего народа, привитой в самом раннем возрасте, трудно вырастить истинного гражданина и патриота" [3, с.121]. Далее он отмечает о не разработанности методики преподавания национальной музыки, вследствие чего мы имеем "неподготовленных педагогов и неподготовленных детей" (Е.Рахмадиев).

К проблемам развития хорового искусства Казахстана обращались многие известные музыканты и исследователи: М.М.Сокольский-Иванов (1959), Г.Л.Арикайнен (1960), М.А.Ахметова (1967), И.Б.Лебедев (1975), К.Кирина (1981), Б .С .Кутунов( 1987), С.М.Погодин (1992), Б.Ж.Алданазарова (1996) и др. Однако попытки к научно-обоснованному и систематизации лекционного хорового материала для специального учебного предмета "История казахской хоровой музыки" впервые предпринимают С.М.Погодин  и Б.Ж.Алданазарова. Методически обоснованная Программа по курсу "Казахская хоровая литература" для музыкальных училищ была впервые разработана Б.С. Кутуновым и Б.Ж.Туякбаевой. Каким должен быть курс "Казахская хоровая литература" в педагогическом вузе? Насколько название его соответствует содержанию и отвечает задачам современности? От правильного решения этих и других вопросов во многом зависит формирование таких важных исполнительских качеств учителя, как умение ориентироваться в сложных художественно- творческих направлениях, верно, определять и трактовать стилевые особенности хоровых композиций. Ознакомление с лучшими образцами хоровой музыки имеет огромное значение в формировании профессиональных знаний студентов, воспитании чувств, прекрасного возвышенного.

Будущие педагоги-музыканты в процессе освоения данного элективного курса осваивают лучшие образцы отечественной хоровой музыки, знакомятся с важнейшими явлениями в развитии казахской хоровой культуры, приобретают необходимые навыки анализа хоровых произведений для дальнейшей, самостоятельной работы со школьными детскими коллективами, в организации хорового лектория, диспутов и дискуссий, тематических мероприятий, включающих творческие встречи, вечера, концерты и т.д.

Несомненно, обширные знания хоровой музыки студенты должны приобретать уже с первого курса, но на занятиях по дисциплине «История хоровой музыки» носят целенаправленный характер и ведут к музыкальной образованности, совершенствуют познавательные и интеллектуальные, содержательные знания, умения и навыки.

Разработанный нами элективный  курс «История хоровой музыки» призван способствовать преодолению вышеуказанных противоречий в системе вузовской подготовки учителя музыки. При чтении спецкурса недостаточно дать студентам знания о содержании хорового искусства. Необходимо так организовать содержание и процесс познания данного спецкурса, чтобы у будущего учителя музыки появилось ясное понимание роли этих знаний, целесообразности их применения в своей практической работе. Несомненно, важно иметь в виду фактор отношения студентов к усвоению содержания элективного курса, т.е. мотивационный аспект должен интерпретироваться в единстве с содержательным, процессуальным (интеллектуальными и креативными) аспектами. Данное единство обуславливает выбор соответствующих содержанию спецкурса логики и форм занятий со студентами. С одной стороны, при раскрытии каждой темы специальное внимание уделяется ее практической значимости для учителя музыки, а с другой - усвоение конкретной темы каждый раз завершается процессом практического применения знаний, отражающих сущность и его структурно-содержательные аспекты.

Таким образом, дидактический аспект наполняется глубоким смыслом: здесь идет процесс усвоения знаний, но и одновременно, постижение возможности их практического применения. То есть развитие будущих учителей музыки по данному  элективному курсу предполагает установление непрерывной связи между теоретическим аспектом подготовки, практическими формами усвоения этих знаний в вузе и их целенаправленного применения в образовательной практике общеобразовательных школ.

 

Литература

1.     Концепция этнокультурного образования в Республике Казахстан «Казахская правда», газета, Алматы, 1996.07.08.

2.     Ушинский Б.Д. Собр.соч.в 11т. –М.: Педагогика, 1952. т.1

3.     Рахмадиев Е.Р. Время и музыка. - Алматы, Изд-во.: Онер.1986.-с.121.