*112710*

Музыка и жизнь/5. Музыковедение

Цицишвили Ю.Г.

Краснодарский государственный университет культуры и искусств

О музыкальности романов  Ф.М. Достоевского

Цель статьи – осветить основные работы исследователей творчества Ф.М. Достоевского, посвященные вопросу музыкальности формы и принципов построения романов писателя.

Многочисленные исследователи творчества Ф.М. Достоевского  неоднократно указывали на музыкальность принципов построения действия его романов. Данной проблеме в большей или меньшей степени посвящены работы А. Гозенпуда, Л. Гроссмана, М. Бахтина, А. Ковача, Б. Асафьева и др.

А. Гозенпуд в своей книге «Достоевский и музыкально-театральное искусство» отмечает, что «…музыка в романах писателя не декоративный фон, а один из элементов изображенной в них жизни» [1, 118]. Чаще всего в произведениях Достоевского присутствуют шарманка, ручной органчик, песни уличных музыкантов, пьяных завсегдатаев питейных заведений и т. п. Музыка рисует атмосферу мрачного и угрюмого Петербурга XIX века, Петербурга Достоевского с его неоднозначными, психологически сложными и зачастую эмоционально надломленными обитателями. Каждый персонаж писателя – это не просто человек с той или иной судьбой, находящийся в определенной жизненной ситуации, это идея, доведенная до предела, до крайности. «В концепции Достоевского роман может быть построен только на основе создания персонажей, героев…, типов» [2, 33].

Достоевский – мастер формы. М. Бахтин в работе «Проблемы поэтики Достоевского» определяет понятие полифонии как основополагающий принцип построения его произведений. «То, что в европейском и русском романе до Достоевского было последним целым, – монологический единый мир авторского сознания, – в романе Достоевского становится частью, элементом целого; то, что было всей действительностью, становится здесь одним из аспектов действительности; то, что связывало целое, – сюжетно-прагматический ряд и личный стиль и тон, – становится здесь подчиненным моментом. Появляются новые принципы художественного сочетания элементов и построения целого, появляется – говоря метафорически – романный контрапункт» [3, 26].

Похожий вывод делает и чешский писатель Ф. Шальда, называя форму романов Достоевского «совершенно новой», «полифонической» формой, в которой «все действующие лица связаны многообразными нитями, образующими в совокупности густую ткань на станке жизни» [4, 10]. Сюжетные линии романов писателя тесно переплетаются между собой, входят во взаимодействие, образуя сложную конструкцию.

А. Альшванг сравнивал романы Достоевского с русской симфонией, и прежде всего с симфониями П. Чайковского [5]. Здесь стоит отметить близость гениальных художников в воплощении темы смерти, которая зачастую находит отражение в их творчестве. Первым провел эту параллель Б. Асафьев, сравнивая пятую картину «Пиковой дамы» Чайковского и рассказ Достоевского «Бобок».

Симфонизм романов Достоевского и развитие их фабул по музыкальным законам выявляет и А. Гозенпуд, отмечая, что «… в его романах можно встретить и применение монотематизма, что позволяет сравнить книги писателя не только с классической симфонией, но и с берлиозовской» [6, 149]. Одним из произведений Достоевского, где можно наблюдать принцип монотематизма в полной мере является роман «Идиот», в котором образ князя Мышкина находится в центре произведения, связан со всеми персонажами, на нем «завязано» все действие. Автор ставит героя во главу угла, определив идею романа в изображении «положительно прекрасного человека».

Л. Гроссман считает, что в основе композиции каждого романа Достоевского лежит принцип двух или нескольких встречающихся повестей, контрастных друг другу и связанных по принципу музыкальной полифонии. Анализируя «Записки из подполья», исследователь приходит к выводу, что «…здесь Достоевский с большой тонкостью переносит в план литературной композиции закон музыкального перехода из одной тональности в другую. Повесть строится на основах художественного контрапункта… Это и есть «многоголосье», раскрывающее многообразие жизни и многосложность человеческих переживаний» [7, 342].

Близость механизма архитектоники романа принципу тематического и контрапунктического развития в музыке отмечал В. Иванов: «Подобно творцу симфоний, Достоевский … приводит нас к восприятию и психологическому переживанию целого произведения как некого единства» [8, 20].

Современный румынский исследователь А. Ковач, указывает на уникальность и новизну формы романов Достоевского, выдвигая концепцию литературного мотива «как художественной оставляющей, структурирующей и спаивающей различные пласты романного целого (реально-психологический, философский, мифологический, книжно-культурный)» [9, 10]. Он выделяет «центральный литературный мотив», который  «… определяет конструкцию романа, вливаясь в поток сознания идеологического героя с помощью механизма, состоящего из противоположных друг другу групп второстепенных мотивов» [10, 161]. Ковач отмечает развитие, противоборство и взаимопроникновение мотивов, что позволяет провести параллели в широком смысле с сонатной музыкальной формой, подразумевающей конфликтность как основную идею развития. Наличие принципа сонатности в структуре романов Достоевского обосновал А. Альшванг. Рассматривая «Преступление и наказание», он указывает на противоборство двух начал в душе Раскольникова как ядро развития цикла, где главная партия – овладевающая героем роковая мысль. «Раскольников задумал, подготовил и совершил преступление. Этот замкнутый круг фактов выражен в завершенной форме сонатно-симфонического развития» [11, 90].

Значительное количество исследователей творчества писателя  определяют жанр его произведений как роман-трагедию или роман-драму. По их мнению, полифония голосов, многоплановость, сгущение событийного элемента, сложность, трагедийность образов приближают его произведения к сценическому искусству. Но стоит отметить, что сам Достоевский настоятельно подчеркивал различия между двумя видами искусства, достаточно скептически отвечая на предложения создания пьес на основе его романов. Другим было его отношение к музыке, которую он хорошо знал и любил. Детство и юность Достоевского были пронизаны яркими и абсолютно разноплановыми музыкальными впечатлениями: песнями, звучавшими во время народных гуляний, музыкой духовых оркестров, игрой уличных музыкантов,  церковным пением, бытовым романсом, оперными постановками, концертами известных в то время музыкантов. Как известно, 40-е годы XIX века – один из самых насыщенных периодов в истории русской культуры. По признанию самого Достоевского, неизгладимое впечатление на него произвели концерты гастролировавшего в то время по России Ф. Листа. К ярким моментам того времени можно отнести концерты Г. Берлиоза, Г. Эрнста, У. Булля и др., на которых также присутствовал писатель.

         По мнению А. Ковача, творчество Достоевского – это «глубокий синтез всей мировой культуры, … связанный бесчисленными  нитями с  наследием античной литературы и великих писателей нового времени - Шекспира и Сервантеса, Шиллера и Гёте, Пушкина и Гоголя, Бальзака и Гюго» [12, 162]. Эстетические взгляды писателя претерпели влияние различных течений. Так, интерес к изображению типа мечтателя («Белые ночи», отчасти «Идиот» и др.) дает отсылку к романтическим тенденциям. Но, в отличие от романтиков, Достоевский указывает на бессилие, бессмысленность и безнадежность одиночного протеста. Теория реализма также нашла отражение в его творчестве – условия человеческого существования во всей их сложности, неприкрытые стороны жизни, изображение человека, раздираемого противоречиями, тема «восстановления погибшего человека». Вследствие чего, исследователями выведены ряд определений, характеризующих специфику художественной манеры, стиля писателя – «психологический»,  «философский» и «романтический реализм». Сторонники теории «романтического реализма» Достоевского выделяют и делают акцент на таких чертах его прозы как изображение роковой, губительной страсти. «Психологический реализм» находит отражение во внимании автора к отображению тонкостей человеческой души, ее терзаний, пороков и т.д. Стремление героев писателя к поиску истинного пути, к познанию и постижению себя отражает теория «философского реализма».

         Проблема взаимосвязи творчества Ф.М. Достоевского с музыкальным искусством сложна и многосоставна. Исследователи находят признаки различных музыкальных форм в его романах. Работы М. Бахтина, Л. Гроссмана, Ф. Шальды показывают, что полифония является основополагающим принципом построения произведений Достоевского. Наряду с этим музыковеды отмечают наличие симфонизма (классический вариант, а также применение принципа монотематизма) и черт сонатности, присутствующих в романах писателя.

 

Литература:

1. Гозенпуд А. Достоевский и музыкально-театральное искусство. Ленинград, 1981.

2. Ковач А. Поэтика Достоевского. Москва, 2008.

3. Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского. Москва, 1963.

4. Salda F. Kriticke projevy.  Praha, 1957.

5. Альшванг А. Избр. соч. Москва, 1964, т. 1.

6. Гозенпуд А. Достоевский и музыкально-театральное искусство. Ленинград, 1981.

7. Сборник «Творчество Ф.М. Достоевского», изд-во АН СССР, Москва, 1959.

8. Иванов Вяч. Борозды и межи: опыты эстетические и критические.   Москва, 1916.

9. Ковач А. Поэтика Достоевского. Москва, 2008.

10. Там же.

11. Альшванг А. Избр. соч. Москва, 1964, т. 1.

12. Ковач А. Поэтика Достоевского. Москва, 2008.