*112208*

к.п.н.  Левшина   Н.И.

Магнитогорский государственный университет, Россия

 

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Современное обновление содержания подготовки педагогов продиктовано изменением требований работодателей к выпускникам высших учебных заведений, а также введением в практику работы Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. В качестве результата подготовки специалистов предлагается ориентироваться на освоение будущими педагогами общих и профессиональных компетенций. На основании всех этих изменений преобразуется и профессионально педагогическая деятельность, совершенствуются подходы к подготовке будущего педагога. Сегодня в различных учебных заведениях используются разнообразные виды образовательных технологий: структурно-логические, задачные, игровые, тренинговые, личностно-ориентированные, модульные  и т.д. Каждая из названных технологий решает свои задачи.

На наш взгляд, игровые технологии представляют собой дидактические системы применения различных игр (деловых, занимательных, ролевых, имитационных и др.), формирующих умения решать задачи на  основе компетентного выбора альтернативных вариантов. Сам термин «игра» на различных языках соответствует понятию о шутке, смехе, легкости и указывает на связь этого процесса с положительными эмоциями. Как средство обучения и воспитания игра притягательна потому, что в процессе игровой деятельности ее участники находятся в позиции активных деятелей, а действия, выполняемые ими, являются выражением их внутренней потребности. Любая, даже специально организованная игра, обязательно содержит этот момент внутренней обусловленности. Выделяют следующие особенности игры, которые обеспечивают естественный перевод студента с одного типа деятельности (учебной) в другую (профессиональную) с соответствующим изменением предмета, мотивов, целей, средств, способов и результатов деятельности. Такой переход наиболее оптимально обеспечивается в игровой форме обучения в силу следующих особенностей игры:

1.     Игра позволяет воссоздать структуру и функциональные звенья будущей профессиональной деятельности. Включаясь в игру, студенты, внутренне сопоставляя свои действия и поступки с будущей профессиональной деятельностью, прогнозируют её в соответствии с педагогическими ценностями и трансформируют их во внутреннее состояние.

2.     В игре обеспечивается приближение обстановки учебного процесса к реальным условиям порождения профессиональных потребностей, что обеспечивает личностную активность студентов, переход от познавательной мотивации к профессиональной. Это означает переход от познания педагогических ценностей к самостоятельному и осмысленному построению будущим педагогом личностной системы профессионально-ценностных ориентаций.

3.     В игре происходит взаимодействие различных смысловых позиций. Совместный характер игровой деятельности позволяет студентам переосмыслит принятия ценностей коллективной деятельности, что особенно важно для будущего педагога.

Таким образом, игра знакомит студентов с реалиями, смоделированными игрой, формирует познавательный интерес, дает опыт общения. В игровой ситуации создается неформальная обстановка, в которой и преподаватель и студент может проявить лучшие черты своего характера, повысить самооценку, изменить отношение к партнерам по общению. Игра – это всегда ситуация выбора, и она формирует опыт принятия решений в сложных жизненных ситуациях. В целом игры с их многосторонним анализом конкретных ситуаций позволяют связывать теорию с практическим опытом.

По нашему мнению, игра полезна и интересна не только для студента, но и для преподавателя. Она дает ему возможность накопления нового методического опыта. В игре преподаватель, как и студент, по-новому смотрит на себя, оценивает свою педагогическую деятельность, что дает импульс для самосовершенствования, стремления строить занятие творчески, опираясь на свои природные способности, свою индивидуальность. Исследователи игры не раз отмечали, что перед образовательными учреждениями стоит конкретная задача: научиться педагогически управлять игрой, учитывая ее потенциалы. Специально организованная в ходе образовательного процесса, игра требует от педагога ряда последовательных действий: определение целей, тщательный отбор содержания с учетом целей и возможностей участников игры, определение вариантов участия каждого студента в игре. Важно, что в игре могут быть достигнуты как учебные, так и воспитательные цели. Полифункциональность игры объясняется тем, что она позволяет преодолеть неиспользуемые варианты мышления, общения, «перешагнуть через себя», принять отличные от своих аргументы, мнения, выводы. Субъект-субъектные отношения преподавателя и студента, студентов между собой создают эмоциональный настрой, при  котором студент перестает «бояться самого себя», становится открытым.

         Особое место в образовательном процессе  занимает коммуникативная игра, основная цель которой заключается в активном коммуникативном взаимодействии её участников. Она является неотъемлемой частью занятия, органичным продолжением других видов деятельности студентов  в процессе образовательной деятельности. Коммуникативные игры, способствуя организации речевого взаимодействия и обеспечивая возможность оптимальной коммуникации студентов друг с другом и педагогом, есть не что иное как своего рода связующее звено между процессом обучения и окружающей его действительностью. Педагог в ходе коммуникативной игры может выступать в роли: источника идей, помощника в процессе общения, в решении возникающих конфликтных ситуаций; человека, подбадривающего учащихся; человека, прекрасно знающего предмет; соучастника в процессе коммуникативного взаимодействия и др.

В своей работе мы используем разные виды деловых игр, в которых педагогические ценности усваивались будущими педагогами не абстрактно, а в контексте профессии. Используя деловые игры, мы решаем следующие задачи:  формирование у будущих педагогов целостного представления о педагогической деятельности и ее динамике; формирование профессионально-ценностных ориентаций; приобретение проблемно-профессионального и социального (навыки взаимодействия и общения, навыки управления людьми, умение руководить и подчиняться) опыта, в том числе и опыта принятия индивидуальных и коллективных решений; развитие педагогического мышления. Методика введения деловой игры в образовательный процесс может быть различной, в зависимости от поставленной задачи. Во-первых, деловая игра проводится нами перед изучением темы. В такой игре основой являлся только личный опыт студентов, поэтому нерешенность проблемы в игре или неудовлетворенность найденного решения побуждала студентов к активному восприятию и осмыслению теоретического материала. Во-вторых, деловая игра проводится в рамках изучения темы. В такой игре у студентов ликвидировались обнаруженные пробелы в знаниях, закреплялись их профессионально-ценностные ориентации. В-третьих, деловая игра проводится после изучения темы с целью обобщения и систематизации знаний, закрепления  и актуализации педагогических ценностей в личностном опыте.

Таким образом, использование игровых технологий формирует положительную мотивацию изучения педагогики, профессиональный интерес и позволяет студентам на собственном опыте испытывать значимость механизмов взаимодействия, сотрудничества, соуправления., что оказывает положительное влияние в целом на  профессионально педагогическую подготовку будущего специалиста.

Литература:

1.  Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход / А.А.Вербицкий. – М., 1991. – 285с.

2.  Мареев, В.И. Исследовательская деятельность в педагогическом вузе: Теория и практика / В.И.Вареев – Ростов-на Дону, 1999г.