*112273*

получение ХУДОЖЕСТВЕННОГО образования будущими

учителями путем развития  эстетического воспитания

 

Международно-казахско турецкий университет имени Х.А.Ясави, к.п.н. Б.Жолдасова

Резюме

В статье рассмотрены  проблемы формировании и пути решения творческой деятельности будущих учителей, их отношение к творчеству и эстетическому воспитанию, а также эффективность художественного воспитания в человеке.

Summary

       The article deals with the types and characteristics of the Kazakh crafts, use of instrumntov and technologies, as well as the folk craftsmen

      

 

На сегодняшний день проблема формирования творческой деятельности будущих учителей художественного творчества актуальна, это как составная часть их эстетического воспитания. Система общения с искусством, а также собственная художественно-творческая деятельность побуждает личность к творчеству  всех сферах жизнедеятельности, формируя активное отношение к действительности в целом и к творчеству в частности. Ученые (А.А. Радугин, С.Н. Титов, К.Е.Ералин, С.А.Жолдасбекова и др.) считают, что обучение и воспитание вообще не могут считаться удовлетворительными, если они не побуждают личность действовать «по законам красоты». Точно также, эстетическое воспитание без воспитания  художественного, оказывается не полным и не эффективным, так как только искусству принадлежит свойство воспитания в человеке способности осознавать и ощущать жизнь как целое.

       Социологи обозначают тенденцию вытеснения художественно-творческих потребностей, интересов, ценностей на последнее место в иерархии основных содержательных компонентов молодежного сознания. Исследования показывают явно выраженную агрессивно-развлекательную направленность, потребления будущих преподавателей искусствоведов всех видов художественного творчества. Данное обстоятельство актуализирует проблему формирования творческой деятельности будущих преподавателей как составной части их эстетического воспитания.

Для уяснения места эстетического воспитания важно то, в какой степени и как именно возможно использовать тот эстетический момент, который лежит в субъекте и объекте  воспитательной работы. Так как любой воспитательный процесс начинается с того, что изучаются потенциальные возможности личности, связанные с общим уровнем ее развития, возраста  и т.д. учитывая субъект-объектные отношения процесса воспитания, мы можем раскрыть сущность эстетического развития личности [1].

В широком смысле под эстетическим воспитанием подразумевается целенаправленное формирование в человеке эстетического отношения к действительности. Это специфический вид общественно значимой деятельности, осуществляемый субъектом по отношению к объекту, с целью выработки у личности системы ориентации в мире эстетических и художественных ценностей в соответствии со сложившимся в данном конкретном обществе представлении об их характере и назначении. Эстетическое воспитание-разносторонний, сложный процесс развития личности, охватывающий и ее духовный мир, и ее практическую активность, формирующий эмоциональную и интеллектуальную стороны ее психики в их единстве.  Эстетическое воспитание-это потребность в гармоническом совершенстве общественной реальности и человека.

Термин «эстетика» происходит от греческого «estesis», что означает чувство, ощущение, т.е. способность воспринимать чувствами. Эстетику называют наукой о прекрасном. Это понятие может определятся как наука о природе и закономерностях эстетического освоения действительности [2].

К.Е.Ералин определяет эстетику как особую науку, которая выступает как «общая теория искусства, понимаемая в качестве внешней формы художественного освоения человеком действительности и эстетического отношения к ней». Эстетика, как специальная научная дисциплина, есть теория не только искусства, но и эстетической культуры в целом, теоретическое осмысление всех процессов эстетического освоения действительности. Именно искусство представляет собой наиболее богатый по содержанию и наиболее разнообразный по форме социально целенаправленный активный способ эстетического освоения действительности и морально-эстетического утверждения в ней человека [3].

Эстетика как наука обобщает законы эстетического освоения человеком мира. Эти законы наиболее полно, всесторонне и непосредственно проявляются в искусстве, то эстетика представляет собой, прежде всего науку о сущности и наиболее общих закономерностях искусства, о природе художественного творчества.

  Проблема эстетического воспитания личности отражена в работах К.Е.Ералина, С.А.Жолдасбековой, Д.А.Кемешева и др., а также зарубежных исследователей О.Гунтера, Д.Я.Кодаи, В.Лоуэнфельда, Р.Хасти, П.Хиндемита и др.

   В теории эстетического и художественного воспитания на сегодняшний день сформулированы два ведущих принципа:

-включенность человека в современную социокультурную проблематику, приобщенность к мировой и отечественной культуре прошлого и начинающего;

-адекватное понимание, восприятие и оценивание произведений искусства, опыт непосредственной творческой деятельности позволяет личности войти в мир общечеловеческих ценностей.

   В концепции эстетического воспитания С.А.Жолдасбековой [4] главной целью является личность, приобщенная к сложной области искусства, развивать у нее способность эстетического отношения к жизни. Основными психолого-педагогическими условиями развития эстетического отношения к действительности и творческих способностей учащихся является приобщение их к решению полноценных творческих задач. Параллельно должна проводиться работа по развитию художественного воспитания, которая строится как опосредованный диалог с автором, опирающийся на авторский опыт самих учеников.

   Б.А.Альмухамбетов определяет эстетическое воспитание как целенаправленный процесс формирования творческой личности [5]. В системе эстетического воспитания  он выделяет художественное воспитание и художественное образование: художественное воспитание определяется им как целенаправленный процесс формирования личности, способной воспринимать, любить, оценивать искусство и самим создавать художественные ценности. Художественно-эстетическеое образование понимается им как процесс освоения личностью совокупности эстетических знаний, умений, навыков, формирования мировоззренческих установок по отношению к художественному творчеству.

   По мнению ученых, в основе организации эстетического воспитания есть ряд принципов: всеобщности эстетического воспитания, комплексный подход, органической связи всей творческой деятельности с жизнью, практикой обновления общества, с процессом формирования мировоззрения и нравственности личности; учета возрастных и психологических особенностей и др.

Д.А.Кемешев эстетическое воспитание рассматривает в качестве основы формирования педагогического творчества и педагогической культуры, он считает при этом педагогическое творчество самым сложным из всех других видов творчества в силу того, что в процессе педагогической деятельности обеспечивается максимальная полнота личности к самореализации и происходит «творение» и «сотворение» специалиста [6].

   Эстетическое воспитание развивает следующие качества личности, характерные для творческого человека: оригинальность, энергичность в работе, внутреннюю целеустремленность и профессиональную уверенность, знание дела, способность к оценке, независимость, самоуважение и уважение к другим людям, обладает особой культурологический функцией, ориентированной на утверждение сущностного начала в человеке, на гармонию его социальных и природных качеств. Эстетическое воспитание является базой для создания особого рода взаимодействия, способствующего оптимальной реализации творческих потенциальных возможностей будущих учителей. В основе такого взаимодействия лежат особого рода отношения сотворчества, сотрудничества, уважения, внимания. Создание такого взаимодействия в образовательном процессе вуза являются важными средствами развития творческого потенциала будущих учителей художественного творчества и прикладного искусства, в том числе и в процессе формирования творческой деятельности по художественной обработке текстильных материалов.

  Процесс формирования творческой деятельности будущих преподавателей рассматривается с позиций: личностно-ориентированного, индивидуально-творческого, культурологического и деятельностного подходов.

   Основные идеи личностно-ориентированного подхода (Р.Х.Канапьянова, К.О.Жеделев и др.):

    -учет и подчинение на каждом уровне развития личности ее потребностям, интересам, склонностям и способностям;

-формирование представления о деятельности как личностно значимой.

-обеспечение развития личности через организацию ее деятельности, включая творческую;

-единство взаимосвязи и взаимоперехода личностной и предметной сторон деятельности;

Личностно-ориентированный подход основан на положении о наличии в каждой деятельности внешнего (практического) и внутреннего (теоретического) планов.

Индивидуально-творческий подход к обучению, сущность которого состоит в создании условий для саморегуляции личности, развития его творческого потенциала. В рамках индивидуально-творческого подхода ученые отмечают, что нужно идти от личности и ее потребностей,  не опираясь на приоритетные знания, методы, приемы.

   Значительный вклад в развитие творческого подхода внесли К.Ш.Нурланова, К.Е.Ералин и др. Творческий подход позволяет трактовать понятие культуры как процесса личностного открытия, создания мира культуры в себе, развития идеи данной культуры, при котором происходит личностная актуализация заложенных в ней смыслов.

Одним из основных подходов, в свете, которого, мы организуем процесс формирования творческой деятельности по художественной обработке текстильных материалов, является деятельностный подход.

Основу исследования процесса формирования той или иной деятельности составляет уровневый подход. Уровневый подход рассматривает процесс формирования любой деятельности как переход от одного уровня к другому, более сложному и качественно отличному. В научной литературе уровень определяется как «дискретное, относительно устойчивое, качественное своеобразное, сопоставление материальных систем, как отношения «высших» и «низших» структур развития структур какого-либо объекта или процесса».

В психологии и педагогике принято различать творческие и нетворческие виды деятельности. При этом нетворческие виды деятельности, определяемые как репродуктивные, алгоритмические, рассматриваются чаще как подражательные. Творческие же формы освоения деятельности, к ним относим и творческую деятельность по художественной обработке текстильных материалов, по художественному оформлению интерьеров и т.д., определяются как оригинальные, продуктивные, эвристические.

  Мы считаем проблему формирования творческой деятельности будущих учителей художественного образования как составной части их эстетического воспитания актуальной и приоритетной.

Большой интерес для исследования представляет  такой подход к рассматриваемой проблеме, когда любая творческая деятельность, включает в себя элементы подражания. Творческая деятельность, имея на первоначальных стадиях в значительной мере подражательный характер, постепенно освобождается от власти  подражания и становится в подлинном смысле творческой. При этом рассматривается закономерная линия от подражания-копирования, через творческое подражание и подражательное творчество к подлинному творчеству. Наш подход к данной проблеме формирования творческой деятельности соотносится и со взглядами Б.А.Алмухамбетова о  последовательном преобразовании потенциальной творческости учителей в актуальную через механизм копирования.

Художественно-творческое начало искусства рождает в душе чувство эстетического восхищения. Действительно, всякое истинно художественное произведение есть «чудо» - чудо творческого воссоздания жизни.

Наполняя жизнь людей высокими духовными радостями, искусство формирует их созидательные способности, повышает их творческий потенциал, развивает в человеке все человеческое, совершенствует  человека в обществе.

Какое же место  в процессе формирования подготовки будущих учителей  художественного творчества занимает эстетическое воспитание? Если отвечать коротко, то значение эстетического воспитания для формирования будущих учителей художественного творчества состоит прежде всего в том, что оно развивается в формах профессионального искусства, профессионального художественного творчества, организует процесс формирования творческой деятельности по художественной обработке текстильных материалов.

 

Использованная литература

 

1 Липский В.Н. Эстетическая культура и личность. –М.:Знание, 1987. -128с.

2 Философский словарь / Под ред. И.Г.Фролова. -5-е изд. –М.: Политиздат, 1986.-590с.

3 Ералин К.Е. Қазақстан бейнелеу өнері арқылы эстетикалық тәрбие беру. (Оқу-әдістемелік құрал) Түркістан: Қ.А.Ясауи атындағы ХҚТУ, 2009, -93б.

4 Жолдасбекова С.А. Бастауыш класс оқушыларының сәндік-қолданбалы өнерге эстетикалық қызығушылығын қалыптастыру: пед. ғыл. канд.  ....авторефер. –Алматы, 1993.-27б.

5 Алмухамбетов Б.А. Эстетическое воспитание учащихся 4-7 классов средствами национального изобразительного искусства. Автореф. ...канд. пед. Наук. –Алматы, 1990.-17с.

6 Кемешев Д.А. Сәндік-қолданбалы өнеріне баулу арқылы студенттердің шығармашылық іс-әрекеттерін қалыптастыру. –Шымкент, 2004. -120б.