*112937*

Ценностные ориентации личности студента

 

Педагогические науки/2. Проблемы подготовки специалистов

 

к.ф.н., доцент Свешникова С.Г.

 

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Мурманский филиал)

 

 

         Одна из важнейших характеристик самоопределения человека в мире – преодоление своего органического естественного бытия, стремление подняться над собой, творческое преобразование мира, а потому одна из основных целей образования связана с формированием творческой личности. Здесь не идет речь о выявлении таланта, о вдохновении, о творчестве как «вспышке» гения. В пределах данных рассуждений над творчеством понимается совокупная характеристика человеческой деятельности, условия существования человека как вида homo sapiens. Только на этом уровне творческое развитие может пониматься как общепедагогическая задача.

         Динамика культуры, ее движение в будущем всегда связано с приходом новых поколений. Молодежи как особой социальной группе свойственны следующие общие психологические характеристики: повышенная впечатлительность, возбудимость, острый критицизм и т.д. При прочих равных возможностях в научной деятельности молодых оказываются особо благоприятными такие личностные качества, как чувство нового, смелость, богатая и свободная фантазия, высокая работоспособность.

         Всеобщим признаком творчества является новизна, возникновение ранее не бывшего, учить же можно только известному, общепринятому. Можно быть обученным, образованным, воспитанным, даже очень хорошо обученным, образованным и совершенно не творческим человеком.

         Экспериментальное исследование  подтвердили наблюдения, выявившие известное снижение творческого потенциала от младших курсов к старшим, при том, что, несомненно, расширяется и укрепляется их опыт, увеличивается объем знаний. Разумеется, творческое формирование студента не ограничивается педагогическим воздействием вуза, оно должно быть следствием учебного процесса, а не идти помимо него.

         Педагогическая практика, ориентированная в первую очередь на выработку знаний и умений, не формирует тем самым способность к творчеству, поскольку в ее основе лежат принципиально иные личностные характеристики, которые и представляют собой конечную цель педагогического процесса.

         Таланту творчества научить нельзя, но в педагогическом процессе можно создать необходимые условия его формирования. Первейшее условие, достигаемое в результате целенаправленного педагогического действия, - развитие личности. Суть его – не сумма знаний и умений, не закрепленная раз и навсегда система оценок, а некое диалектическое качество, непременно «переключающее» механизм внешнего педагогического воздействия на самосознание во всех направлениях внутренне детерминируемого педагогического процесса.

         Развитие личности не имеет специфического предметного основания. Оно осуществляется в ходе обучения, образования, воспитания, являясь, однако, не автоматическим следствием количественного накопления в каком-либо звене педагогического процесса или в их механической совокупности, а результатом осуществления определенных задач формирования целостной творческой личности, обладающей соответствующими установками и позициями, способной к самостоятельности, гибким и универсальным решениями. Речь идет о творческих началах, проявляющихся не только в области специализированной деятельности, но в сфере социальной практики, в нравственной жизни.

         Впрочем, подобное противопоставление общечеловеческого и специального развития достаточно условно. Современная теория творчества, активно развивающаяся в нашей стране и за рубежом, в иерархии творческих качеств со всей определенностью выдвигает на первый план общую одаренность личности (оригинальность видения, мышления, уверенность в себе, потребность в информации, высокую заинтересованность и т.п.), отводя специальным способностям важную, но все-таки служебную роль. Таким образом, педагогический процесс должен быть ориентирован не столько на выработку знаний и умений, сколько на формирование мотивационной сферы, нравственно-личностных качеств, глубокой культуры и потребности постоянного самосовершенствования.

Здесь мы обнаруживаем серьезную педагогическую проблему, связанную с диалектическим противоречием общего и специального развития.

Действительно, в условиях информационного взрыва необходим тщательный отбор необходимого – обучение «делу», профессии. Однако необходимо разобраться в том, чем определяется «дело» в каждом конкретном случае, в каком оно находится соотношении с общим развитием и, наконец, как в системе специального образования и обучения осуществить идею целостного развития личности. Последнее не нуждается в дополнительном утилитарном обосновании. Вопрос «Для чего нужно быть развитым человеком? - нелеп. Для того, чтобы быть Человеком. Теоретическим и методологическим фундаментом названного выше комплекса проблем, безусловно, является вопрос о диалектике общего и специального в развитии личности.

Высшее образование предполагает широкий кругозор, научное мировоззрение, гражданственность, высокий уровень потребностей, нравственную воспитанность, совершенство интеллекта, а может быть, точнее – культуру ума и чувств. Все эти качества необходимы для осознанного, целесообразного восприятия политической, научной, художественной информации, руководства людьми, воспитания собственных детей и другого. Необходимы они и для постижения сути профессии.

Необходимость целостного познания любых форм деятельности в контексте человеческих ценностей все отчетливее осознается современной наукой. Возможно, культура на нынешнем этапе переживает пик поиска смысла жизни. Кризис современной исторической ситуации в значительной степени обусловлен нарастающими тенденциями дезинтеграции, специализации деятельности, не ориентированной на реалии человеческой жизни. Вопрос об отношении любой профессии к человеческому существованию в мире выходит далеко за пределы специализированных знаний и умений. Здесь в диалектическом единстве и взаимообусловленности предстает сложный комплекс гуманитарных проблем: творчество и культура, свобода и ответственность, необходимость и выбор. В любой деятельности в конечном счете реализуется не только профессиональное задание, но и определенная жизненная стратегия, в основе которой любовь, долг, достоинство, мужество, совесть.

Духовность человека – это масштабность и глубина его мироотношения, то смысловое пространство, в границах которого он себя мыслит и с ценностями которого соотносит свою позицию. Эти ценности не открываются в стихийном бытии. Их надо знать. Причем это знание не только рациональное, но и постигаемое в опыте личного, субъективного чувствования. Ныне, как никогда прежде, со всей отчетливостью осознается мысль английского физика Майкла Фарадея: ученый, равно как и представитель любой профессии, есть прежде всего «человек, обращенный к людям».

Формирование творческой личности – целостный процесс. Общечеловеческие качества могут и должны формироваться в выполнении сугубо специальных зданий, равно как и осуществление профессиональных программ опирается на соответствующие личностные свойства.

Наиболее полно смысл «общечеловеческого образования» (Н.И. Огарев) воплощается в формировании мировоззрения личности. Мировоззрение как система ценностных ориентацией и взглядов на мир и место человека в нем включает естественно-теоретические представления, принципы познания, нравственные и эстетические идеалы, политические убеждения. В нем сплавлены воедино рациональные и чувственно-эмоциональные моменты, оно одновременно несет в себе черты процессуальности и завершенности. Мировоззренческий компонент сознания  характеризуется, прежде всего, целостностью, не сводимой к конгломерату сведений, взглядов, оценок. Элементы мировоззрения не суммируются и не вычитаются, а соотносятся друг с другом. Отсутствие или деформация любого из них меняет всю систему: самые глубокие теоретические знания не замещают нравственную неполноценность, так же как совершенные эстетические представления не могут компенсировать пробелов политического сознания.

Надо раскрыть студентам роль интеллигента в решении сложных непредвиденных ситуаций, где нет строгой детерминированности, нет соответствующего профессионального опыта и верно срабатывает «чувство возможного». В сфере нравственной жизни именно так проявляет себя интеллигентный человек. Конечно, интеллигентность и интеллектуальность не тождественные понятия, но случайно они имеют общий корень.

Достоевский различал людей искренних и честных по их потребности и способности осознавать свое поведение. Он считал, что искренние люди поступают согласно своим убеждениям, но «недостаточно определять нравственность верностью своим убеждениям, надо еще беспрерывно спрашивать: верны ли мои убеждения?».

Мировоззрение как система целостно-смысловых установок творчества не складывается стихийно вследствие освоения специальных навыков. Нельзя постичь смысл явления из прямого наблюдения – необходимо выйти за его границы, рассмотреть его функционирование в более широкой системе связей и отношений.

Культура личности и есть та целостность, которой должны проверяться как соотношения сторон и этапов педагогического процесса, так и взаимосвязь в нем общеобразовательных и специальных дисциплин. Именно культурой личности формируется и переживается призвание человека. Призвание шире профессии.  Именно в призвании органично соединяются профессиональная роль и «человек жизни». Это голос совести, обязывающий к ответственности. Это – духовный аристократизм как глубоко личное, интимное переживание своей сопричастности через профессию мировой культуре. В призвании профессиональные функции переживаются как жизненные, а служение и долг – как единственно возможные формы поведения.

Призвание – это интимно-личная программа существования в мире, переживание профессионального творчества как судьбы. Здесь уже речь идет не о мировоззрении как системе принципов, а о жизненной позиции, наиболее полно явленной в интеллигентности человека.

 

 

 

Литература

Достоевский Ф.М. Об искусстве. М., 1973. С.460.

Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. М., 2008. С. 276.

Петрова А.В. Ценностные предпочтения молодежи: диагностика и тенденции изменений// Социологические исследования – 2008 - № 2 – 83-90

 Сокурянская Л.Г. Студенчество на пути к другому обществу : ценностный дискурс перехода. – Х., 2009 – 576 с.

Тюлякова О.Н. Ценностные ориентации студенческой молодежи регионального социума//Регионология – 2009 - № 3 – с.7-13.