*113222*

Л.В.Косогорова

К.п.н., профессор декан факультета НХК и дизайна

Московского государственного университета культуры и искусств

докторант

Интегративно - образовательная культурная среда

как динамическая целостность  в развитии личности студента вузов культур и искусств.

 

Учебный процесс в вузе  представляет собой синтез обучения, воспитания, производственной практики и научно-исследовательской работы студентов.

Студенты факультета народной художественной культуры и дизайна МГУКИ занимаются активной научной работой, ежегодно участвуют в межвузовских и Всероссийских конференциях, творческих конкурсах; имеют возможность публиковаться в специализированных журналах.

Нередко мы говорим о том, что  традиционное народное искусство не интересует  или мало интересует  молодежь, но хотелось бы поспорить. Новое поколение, получившее высшее образование в нашем вузе возвращаются в свои родные места, стараются передать другим, то чему мог научиться сам. Благодаря этому  традиции нашего народного искусства,  не прерываются,  а имеют перспективу дальнейшего развития.

Работа по реконструкции народного декоративно-прикладного творчества  ответственная и важная, требующая одновременно   и практической  и исследовательской направленности. Поэтому так ценен  опыт  потомственных  народных мастеров, которые могут  непосредственно  «из рук в руки» передать  молодежи, традиционные приемы  русской глиняной игрушки, народной росписи, вышивки, керамики, лаковой живописи и др. Для  этого есть возможность нашим дипломникам  выезжать в центры народных художественных промыслов  изучать и осваивать  особенности  местного производства. Так, студентка Ольга Лысенко  во время преддипломной практики   смогла встретиться с мастерами дымковской игрушки на практической конференции, увидеть в живую работу мастеров, проанализировать особенности лепки мастера Докиной  Людмилы  Николаевны, почувствовать  красоту формы и цвета. На основе собранного исследовательского материала студентка сумела создать  свою творческую дипломную работу «Праздник свистуньи»,  передать  значимость  праздника,  увлеченность мастеров своим искусством, жизнь города, их нравы, характер. Дипломное исследование Ольги  Лысенко  было признано на конкурсе Молодые дарования и отмечено дипломом 1 степени и денежным сертификатом.

В дипломной работе выпускника раскрываются исторические и теоретические основы разных видов  декоративно-прикладного искусства, разрабатывается авторская образовательная программа и анализируются итоги ее  экспериментального внедрения на различных уровнях образования (в  общеобразовательных школах, студиях, центрах народных ремесел, учреждениях дополнительного образования, в вузах культуры и искусств). Выполненные дипломные  исследования  студентов, показывают  высокий  научно-методический уровень работ и их практическую значимость.    Высокохудожественные творческие дипломные  работы, представленные в музее  МГУКИ и факультета НХК и дизайна,  обладают  особой  ценностью,  так как выполнены   студентами на основе  аналогов  музейных экспонатов этнографических  музеев. Дипломные работы    не является лишь музейной экспозицией, все творческие работы используются в проведении  праздников   обрядах, конкурсах, фестивалях, конференциях, мероприятиях нашего университета и за его  пределами.

Результаты дипломной работы  находят отражение  в   осуществлении  студентами  педагогической, производственной и преддипломной практики в  различных учебных заведениях, способствует определению содержания многоуровневой преемственной системы этнокультурного и этнохудожественного образования.

Сегодня полноценный  педагогический процесс не возможен без новых образовательных программ. Этому способствует  программное и методическое обеспечение содержания этнокультурного и этнохудожественного образования: комплект инновационных  программ для общеобразовательных  школ и вузов,  рекомендованный Министерством образования и науки в качестве действующих программ, научный руководитель  доктор  педагогических наук, профессор  кафедры декоративно-прикладного творчества МГУКИ  Т.Я.Шпикалова (1-3).  Для вузов  в области народного художественного творчества разработана «Концепция этнокультурного образования в Российской Федерации» - учеными  Т.Я. Шпикаловой, Т.И.Баклановой, Л.В.Ершовой. (4). На факультете народной художественной культуры и дизайна МГУКИ  выпущен сборник программ специальных дисциплин теории и истории народной художественной культуры под редакцией Т.И.Баклановой, Е.Ю.Стрельцовой (5). Педагогами кафедры декоративно-прикладного творчества разработаны сборники программ «Народное художественное творчество» под редакцией Т.Я.Шпикаловой, Л.В.Косогоровой, Е.Ю.Пухначевой (6) и «Декоративно-прикладное искусство» автор-составитель Л.В.Косогорова.  (7)  в соответствии с действующим  Государственным образовательным стандартом  высшего профессионального  образования в области культуры и искусств. Комплексы программ предусматривают следующие задачи: формировать личностные качества студента, способного целостно воспринимать явления науки, искусства, культуры во всем многообразии форм их бытования и развития; приобщать студентов к культурному наследию народного и декоративно-прикладного  искусства в процессе теоретического и практического изучения материала, непосредственного знакомства с подлинными произведениями народных мастеров; формировать личность педагога как носителя национальных духовных традиций, высокой культуры, нравственности и профессиональной компетентности. Мы полагаем, что культурное наследие в рамках художественных традиций следует рассматривать как процесс анализа, отбора и передачи исторически сложившегося опыта прошлых поколений и творчески совершенствовать их в соответствии  с конкретными задачами современного этнокультурного и этнохудожественого образования.

Тенденции развития высшей школы свидетельствуют о приоритетном значении образовательных сред, активизирующих потенциал творчества, компетентности и конкурентоспособности студентов.

Средовой подход можно представить как совокупность исследовательских процедур включающих: выявление факторов, создающих доминату развития личности и, соответственно, тип среды; установление взаимовлияния организованного обучения и средовых условий, порождающих вариативные модели поведения и развития студентов; проектирование оптимальной композиции коммуникативных, информационных, учебных, творческих, досуговых сред. Эти подходы включают ряд составляющих проблем – обоснование сущности этнокультурной  образовательной  среды вуза как педагогического феномена и на этой основе создание системы работы факультета  по проектированию образовательной среды как системы условий личностно-профессионального развития и саморазвития студентов декоративно-прикладного искусства.

Образовательная среда Этнокультурного центра  факультета представляет собой педагогический феномен сложной природы, многокомпонентный и многофакторный. Она выступает как целостность, имеющая три структурных уровня организации:

● Образовательная среда как динамическая целостность, интегрирующая взаимодействия пространственных отношений архитектурной, материально-технической, социокультурной (гуманитарной), информационной, педагогической сред;

● Образовательная среда как совокупность выстроенных по концентрическому принципу компонентов: среда кафедры, факультета, среда обучения курса, группы, среда учреждения, в котором реализуется производственная практика;

● Образовательная среда вуза как духовная общность, способствующая профессионально-личностному становлению будущего специалиста декоративно-прикладного искусства.

Личностный рост и развитие творческой личности будущего специалиста декоративно-прикладного искусства  являются результатом интегрированного воздействия образовательного процесса и этнокультурной образовательной   среды развивающего типа. Среди факторов, которые действуют вне рамок учебного процесса можно отметить как пространственно-предметную организацию образовательной  среды Этнокультурного центра   так и особенно мощный фактор – общение в неформальной обстановке с крупными учёными, приобщение к научным школам и традициям, взаимодействие студентов друг с другом.

Надо отметить, что проектирование образовательной среды Этнокультурного центра  эффективно в том случае, когда ведущим условием выступает активное включение студентов в реализацию проектов по реорганизации среды, их осмысленное субъектное отношение к собственному обучению и профессионально-личностному развитию, так и в их разработку на этапе анализа объекта проектирования, определения цели.

Научная деятельность студентов служит формированию их как творческих личностей, способных обоснованно и эффективно решать возникающие теоретические и прикладные проблемы.

Литература

1.Шпикалова Т. Я. и др. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство 1-4 кл.  М.: Просвещение, 2011.

2.Шпикалова Т. Я. и др. Программы  общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство. 5-9 кл.-М.,2005.

3.Шпикалова Т. Я. и др. Изобразительное искусство; УМК 1-6кл. М.: Просвещение, 2000-2011.

4.Шпикалова Т.Я., Бакланова Т.И., Ершова Т.Я.  Концепция этнокультурного образования в Российской Федерации. Шуя, ГОУ ВПО «ШГПУ», из-во «Весть»,2006.

5. Народное художественное творчество. Сборник программ специализации теории и истории народной художественной культуры. Под ред. Т.И.Баклановой, Е.Ю.Стрельцовой. М.: МГУКИ. 2005.

6.Народное художественное творчество. Сборник программ специализации декоративно-прикладное творчество. Под ред. Т. Я. Шпикаловой, Л.В.Косогоровой, Е.Ю.Пухначевой. М.: МГУКИ. 2005.

7.Косогорова Л.В. (автор-составитель). Сборник программ по специальности 052300 «Декоративно-прикладное искусство». Часть 1. М.: МГУКИ, 2009. Сборник программ по специальности 052300 «Декоративно-прикладное искусство». Часть 2. М.: МГУКИ, 2010.

 

Л.В. Косогорова  кандидат педагогических  наук, профессор, декан факультета народной художественной культуры и дизайна  МГУКИ

тел. (раб.) 570-67-89,  ( дом) 715-46-60  моб.8-903-016-49-18Адрес: 117042 Москва  ул.Южнобутовская  д. 76 кв. 18
kosogorova50@yandex.ru