*112514*

д.п.н., доцент Сыдыкова Р.Ш.  

Международный казахско – турецкий университет имени Х.А. Ясави, Республика Казахстан

магистрант Есдаулетова К.А.

Казахская Национальная консерватория им.Курмангазы, Республика Казахстан

Художественно–исполнительские особенности развития детского творчества учащихся образовательных школ

 

В данной статье нами предпринимается попытка исследования художественно-исполнительских особенностей процесса развития детского хорового творчества. Методологические основания искомой проблемы, к числу которых можно отнести общие явления, характеризующие особенности не специализированные (хороведческие) по отношению ко всем видам художественно-творческой деятельности. Логически среди таких явлений художественно-исполнительских особенностей развития детского хорового творчества определяют коммуникативные, когнитивно-воспитательные и эмпатийные корреляторы мотивации развития, которые способствуют преобразованию и совершенствованию педагогики художественного образования, в том числе и вокально-хорового.

Художественное образование, по мнению Ю.Б.Алиева следует – рассматривать в едином ряду актуальных проблем общего процесса обучения. Автор считает, что «среди общих задач художественного образования отражающих опорные положения дидактики следует выделить приобщение к общепедагогическим художественным ценностям реализации возможности индивидуального выбора видов и жанров искусства, развития индивидуального вкуса комплекса эстетических потребностей, развития положительных установок на освоении национального и интернационального момента в личной художественной культуре» [1, c. 45]. автор совершенно прав в том, что «она (система художественного образования) признана на деле обеспечить овладение актуальным, художественно-социальным опытом. Включая знания, умения и способы деятельности, опыт творчества, развитие личностного отношения к высшим эстетическим ценностям, все виды «действования»: восприятие, воссоздания (исполнение), анализ, импровизация; творчество практическая художественная самодеятельность; освоение обобщающих понятий на занятиях конкретным видом искусства; эстетическая приобщенность к основным сферам творчества: фольклору, классике, современным образом» [1, c. 47].

По мнению В.П.Морозова, новый концептуальный подход к пониманию творческих основ педагогики художественного образования проявляет задачи музыкально-педагогической деятельности сквозь призму единения таких характерных частей учебно-музыкальных понятий как: «пережить» → «оценить» → «создать» → «выразить» творческую потребность познания искусство. Основа выделенного нами первого коррелятора художественно-исполнительских особенностей развития детского хорового творчества создается на коммуникативности. Коммуникация (от латинского communicare – совещаться с кем-либо) – категория обозначающая общение. «общение, – отмечается в философском словаре, - способ взаимных отношений, способ бытия человека во взаимосвязи с другими людьми» [3, с.235]. Когнитивное насыщение данного понятия строится на процессах взаимосвязи, взаимодействия, взаимоотношения, обучаемого с учащимися (руководитель–хористы–хор) реализующиеся на занятиях хорового коллектива посредством общения. Исследователь Г.И.Филонова отмечает, что «общение школьников – это обмен духовными ценностями (общепризнанными и специфическими), который происходит как в форме диалога школьника с другими «Я», так и в процессе взаимодействия учащихся с окружающими их людьми» [4, c.127]. Особое внимание привлекает мнение исследователя З.С.Смелковой о том, что «педагогическое общение – это взаимодействие педагога и учащихся обеспечивающие мотивацию, результативность, творческий характер и воспитательный эффект совместной коммуникативной деятельности» [4, c.6].

Рассматривая понятие «общение» применительно к данному исследованию, при изучении указанной нами проблемы, мы исходим из понимания общения как совместной хоровой деятельности руководителя и хористов. Такое музыкально-информационное общение возможно лишь на основе знания будущими дирижерами – хормейстерами специфики хоровой работы с учащимися. Специфики самой хоровой музыки, различных средств (в том числе, художественных методов и средств) воздействия через хоровую музыку на коллектив, исполнителей и отдельных личностей в нем. К такой трактовке общения и его особенностей мы пришли путем анализа и обобщения высказываний ведущих мастеров в области работы с детскими хоровыми коллективами (В.Г.Соколов , А.С.Пономарев , Г.А.Струве, В.С.Попов, Б.А.Лукьянов, В.Л.Живов и другие).

Вышесказанное показывает важность и необходимость учета в процессе творческой хоровой деятельности таких её специфических черт, как совместный творческий характер общения руководителя с детьми хористами, способствующих их объединению, сплочению в творческий коллектив, строящийся на стремлении постоянного общения с высоким искусством. А так же творческого межличностного общения со слушателями и расширять диалоговую сферу реализации на концертных площадках. Следующая художественно-исполнительская особенность творческой хоровой деятельности как элементы хоровой звучности составляет специфический центр работы любого хормейстера. К качествам «инструмента» (хорового коллектива), а точнее музыкального организма, характерны такие параметры звучания как: ансамбль, строй, тембр, громкость, насыщенность, – отмечает В.Л.Живов, – в хоре имеют… такие разновидности ансамбля, как интонационный, динамический, тембровый, метроритмический, дикционный, которые в совокупности создают частный (ансамбль партии) и общий (всего хора) ансамбль [5, с.60]. Разумеется, что вся вокально-хоровая деятельность актуализирует когнитивно-воспитательный аспект данной работы. Примечательно, что определение высокого уровня развития детского хорового творчества посредством развития мотивов интереса, потребности в освоении технологии хорового пения, в стремлении совершенствования своего певческого мастерства, в воздействии на окружающий мир «по законам красоты» играет важную роль в развитии индивидуального музыкально-эстетического вкуса, музыкально-эстетических потребностей и чувств каждого хориста.

К специфическим средствам общения руководителя с хором относятся:

образные средства общения, воплощенные, прежде всего в пластике, в движениях, жестах отвечающих определенному образу;

вербальные способы общения, проявляющиеся в использовании наво­дящих вопросов» «подсказок» на основе встречной инициативы и др.;

музыкально-исполнительские способы общения, выражающиеся в различных вариантах напевания наигрывания – дирижирования, активизирующиеся с различными коммуникативными ситуациями.

К художественным средствам воздействия хоровой музыки на коллективных исполнителей и отдельных хористов в нем относятся «проясняющие» и «эвристические» коммуникативные приемы, запрограммированные в музыке на ее содержательном и конструктивном уровнях. Будущие учителя музыки должны осознать, что общение руководителя с хоровым коллективом на основе выявления в музы­кальных произведениях коммуникативных приемов рождает и новый стиль художественно-гуманного общения с хористами по законам искусства. Помогает «приближать» коммуникативные приемы в музыке к ситуациям педагогического общения с хоровым коллективом, обеспечивает эмоционально-ценностное восприятие юными исполнителями хоровых произведений [6, с11.].

На наш взгляд вторая составляющая данного коррелятора воспитательная. Привитие любви к музыке и развитие художественного вкуса у детей происходит наиболее ярко через правильно подобранный песенно-хоровой репертуар, который в свою очередь, должен обладать: высокой художественной значительностью, ценностью, тематической актуальностью, доступным в плане исполнительских возможностей (данного коллектива). Ведь за годы участия в детском хоровом коллективе, каждый из его участников оставляет в своем «хоровом багаже» много ярких произведений патриотического, лирического, этического, шуточного игрового характера.

Созвучно со сказанным и мнение Д.Ардентова о том, что «Художественное воспитание, опираясь на эмоциональную среду, неизбежно несет и познавательный характер, приобретая черты воспитания интеллектуального» [7, с.112]. Автор совершенно справедливо замечает, что: «сплав эмоциональной и интеллектуальной сторон в современном искусстве, в котором все большую весомость приобретает второе начало (интеллектуальное), во многих отношениях, несомненно, обогащающее творчество, в условиях все возрастающего образовательного и культурного уровня как самих участников…, так и их аудитории, настоятельно диктует иное, чем прежде, отношение к выбору репертуара и его интерпретации» [7, с.113]. Поэтому при отборе вокально-хорового репертуара следует также придерживаться педагогического принципа постепенности в овладении хоровыми навыками пения.

Познание вокально-хорового творчества учащихся ориентировано на выработку у учащихся художественно-эмоционального постижения хоровой музыки содержательного наполнителя, эмпатийного третьего коррелятора – процесса развития детского хорового творчества. «Эмоциональный мир человека – одно из самых загадочных явлений психики. Эмоции интегрируют личность, воздействуют на мышление, воображение, мотивируют поведение. Эмоциональная сфера «соприкасается» с глубочайшими бессознательными пластами духовной жизни человека», – отмечает Ю.Б.Алиев [1, с. 45].

Применительно к художественной деятельности эмоции трактуются как явления психики, а эмоциональность – как свойство личности, занимающие особое место в психологическом становлении личности. Если в научном творчестве эмоции выполняют лишь вспомогательные функции (стимуляции мышления, интуиции) и не отражены в результатах, то для художественной деятельности эмоции отражают фундаментальные свойства эмпатийности, выделенного нами третьего коррелятора процесса развития детского хорового творчества. По мнению Г.М.Цыпина «вне эмоции музыки нет, следовательно, и музыкального мышления; связанное простейшими узами с миром чувств и переживаний человека, оно эмоционально по самой природе» [8, с.246].

Аксиологические аспекты эмпатийности рассмотрены в трудах С.Л.Рубинштейна, А.А.Бодалева, В.В.Медушевского, Л.С.Майковской и др. «Эмпатия как способность человека сопереживать чувства, испытываемые другим человеком (факт психологического принятия)…» – считает Л.С.Майковская . Содержательная основа эмпатии основана на сострадании – сострадании к человеку и всему миру в целом (Шопенгауэр), интегрированию через триаду: Добро, Истину и Красоту. По мнению Л.С.Майковской: «эмпатия является необходимым компонентом общения… выступает как синтетическое образование психики, в котором эмоциональные и познавательные процессы связаны друг с другом» [9, с.105].

Таким образом, выделенные нами корреляторы процесса развития детского хорового творчества в той или иной мере выражают концептуальный подход к исследованию данной проблемы в контексте парадигмы личностно-ориентированного образования.

 

Список использованной литературы:

1.     Алиев Ю.Б. Художественное образование в школе // Педагогика, 1991. - №10.

2.     Морозов В.П. Об экспериментально-теоретических исследованиях голоса певца и их значении для вокальной педагогики // Вопросы вокальной педагогики. Вып. 6. – Л.: Музыка, 1982.

3.     Философский словарь Гл. ред. Л.Фильичев, Д.Н.Федосеев и др. – М.: Советская энциклопедия, 1983.

4.     Филонов Г.И. Формирование  личности:  проблемы  комплексного  подхода  в  процессе  воспитания  школьника (под  ред.  Г. Н. Филонова) // М.: Педагогика, 1983.

5.     Живов Л.В. Хоровое исполнительство: Теория, методика, практика: – М: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2003.

6.     Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования  // Э.Б.Абдуллин, Е.В.Николаева – М.: Издательский центр» Академия», 2004.

7.     Ардентов Д. К вопросу о значении грамотности для самодеятельных хоровых коллективов. // Сб. статей «Могучее средство воспитания. – Л.: Музыка, 1978.

8.     Цыпин Г.М. Формирование активного самостоятельного творческого мышления учащегося музыканта / психология музыкальной деятельности: теория и практика. – М.: Изд. Центр «Академия», 2003.

9.     Майковская Л.С. Этнокультурная толерантность педагога-музыканта и ее структурные компоненты. // Методология педагогики музыкального образования: Сборник научных статей. – М.: МГПУ, 2007.