*112610*

Характеристика  понятия «этнос».

Абсатова М.А. д.п.н., доцент, Буканова А.К. магистр пед. наук

КазНПУ им.Абая

 

В современном, быстро меняющемся мире постоянно растет внимание к этносу, духовным истокам его культуры и педагогического опыта. Это внимание обусловлено многими причинами, в том числе оно объясняется психологической реакцией общества на быстро прогрессирующий процесс урбанизации, который ведет к ослаблению традиционных межличностных связей, к определенной формализации человеческих контактов, стиранию национального своеобразия культуры в различных сферах жизни. Рост этнического самосознания объективно связан со стремлением людей адаптироваться, приспособиться к переменам, сохранить культурную преемственность, протянуть нить от прошлого к будущему.

Этнокультурное и педагогическое наследие каждого народа, в том числе казахского, содержит идеи и опыт, обогащающие мировую педагогическую мысль. Изучение этого наследия с помощью достижений современной науки позволит заложить прочные основы теории и практики этнопедагогики.

Особенно важно осуществление целенаправленного положительного воздействия казахской этнопедагогики на сферу социально-культурной деятельности, поскольку именно эта сфера является основой образования, эстетического, нравственного, духовно-творческого развития личности. Освоение национальной этнографической культуры, жизненного и педагогического опыта предшествующих поколений базируется на гуманистическом, дифференцированном подходе к различным группам населения, учитывающем их возрастные, социальные, профессиональные, индивидуальные особенности.

Глубокое знание этноса, этнических особенностей казахского национального быта и культуры выступает как обязательное условие  становления личности.

Необходимое условие развития этнопедагогики как науки и практической педагогической деятельности — безусловно, ее опора на этнологическое, антропологическое, культурологическое знание. Этнопедагог  должен прежде всего знать природу, границы, функции этнического «измерения» личности, во многом определяющего ее сознание, поведение. Но именно здесь мы имеем дело с одной из самых сложных, противоречивых и дискуссионных проблем современной науки, затрагивающих сущность нашего знания о человеке, его происхождении, природе, месте в мире.

С одной стороны, мы можем исходить из известного постулата выдающегося этнолога Л.Н.Гумилева о том, что человек не существует вне этноса, что этническая принадлежность — необходимое, конституитивное свойство личности. С другой стороны, нельзя не учитывать, что в современном обществе мы имеем дело с очень сложной «этнической мозаикой», образовавшейся благодаря непрекращающемуся смешению рас и народов, нарастанию числа межэтнических браков, стремительному развитию миграционных процессов во всем мире.

Если говорить о происхождении самого термина «этноса», то он употреблялся в Древней Греции уже в V—IV вв. до н.э. и имел широкий спектр значений: указывал на всякую совокупность одинаковых живых существ (не только людей), а именно: народ, племя, стая, толпа и т.д. В более позднее время его стали относить только к человеческому сообществу, и он обозначал другие, негреческие племена. Такой смысл понятия «этнос», связанный с обозначением чужих народов, племен, сохранялся в истории культуры чрезвычайно долго. Так, в Средние века он употреблялся для обозначения всего языческого и варварского, т.е. нехристианского и неевропейского.

В западноевропейской литературе примерно с конца XIV в. за терминами «этнос» и «этничность» прочно утвердился смысл «чужой» культуры. Определение «этнический» впервые было зафиксировано в знаменитом Оксфордском словаре английского языка в 1851 г. Вплоть до 80-х гг. ХХ в. в европейской и американской традиции термин «этничность» (как отнесенность к этносу, как качество этноса) связывался с маргинальностью, в Европе употреблялся только по отношению к сообществу и культуре национальных меньшинств. И лишь благодаря книгам английских историков Б.Андерсона и Э.Хобсбаума, представителей страны, считающейся оплотом традиционализма, стала постепенно утверждаться и распространяться иная точка зрения: носители этничности не только национальные меньшинства, но и сами англичане, английское общество.

Таким образом, понятие «этничность» стало приобретать смысл общечеловеческого способа выражения лояльного, или, говоря словами Л.Н.Гумилева, комплиментарного отношения к культуре своего родного народа. В США «маргинальная» интерпретация этноса и этничности оказалась наиболее устойчивой. До сих пор там понятие «истинный американец» (т.е. белый протестант англосаксонского происхождения) многими не связывается с этничностью.

Таким образом, понятие «этнос» употреблялось в литературе задолго до того, как стало центральной категорией для особой науки — этнологии, или этнографии. В науке не существует единого мнения по поводу содержания категории «этнос», дискуссии по этому вопросу продолжаются.

       Но в тоже время мы считаем, что этнос или этническая общностьэто  исторически сложившаяся на определенной  территории устойчивая социальная совокуп­ность людей, обладающих общими чертами и стабильными особенностями хозяйственной, государственной, духовной культуры (включая язык, религию и т.д.) и психического склада, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (этническим самосознанием).

Общеизвестно, что народная педагогика, как составная часть коллективного народного творчества, как проявление этнической культуры народа, зародилась в глубокой древности. Она олицетворяет собой думы и чаяния народа, отражает его идеалы, воззрения, представления о человеке, семье, детях, о воспитании подрастающего поколения. В созданных человеком, передаваемых из поколения в поколение и бытующих до наших дней своеобразных миниатюрах (поговорки, пословицы, сказки, легенды, песни, прикладное декоративное искусство) нашло свое яркое выражение неоценимое богатство духовной жизни людей.

На наш взгляд, в содержательную основу этнопедагогики входят несколько очень важных в методологическом отношении компонентов. Это, во-первых, освоение богатейшего философского и педагогического наследия крупнейших казахских поэтов - мыслителей и ученых просветителей; во-вторых, изучение и серьезное осмысление фольклора, национальных традиций и обычаев, которые находят отражение в семейно-бытовом укладе жизни, досуга, играх, прикладном творчестве; в-третьих, учет современных тенденций в развитии культуры, науки, искусства, образования на фоне экономических и социальных преобразований, осуществляемых в Республике Казахстан.

Таким образом, для этнопедагогики важно, не отрицая идею развития, прогресса, ориентироваться на самостоятельную (и даже самодостаточную) ценность каждого народа, каждой культуры, составляющих этническую мозаику человечества.

Литература

1.Измаилов А.Э. Народная педагогика: педагогические воззрения народов   Средней Азии и Казахстана. – М., Педагогика, 1991. – 256 с.

2. Қазақ халқының тәлім-тәрбие тарихынан. /Құраст. Қ.Б. Жарықбаев, С. Қалиев – Алматы, «Кітап» 1992. – 196 б.

3.Жарыкбаев К. Национальные аспекты обучения и воспитания. –Алма-   Ата, 1990 г.