*112844*

К ВОПРОСУ О ВОСПИТАНИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Е.А.Ермакова,

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №14», Россия

 

Историография научных исследований проблем народной педагогики свидетельствует, что изучение народного опыта воспитания как социально-исторического феномена на всех этапах исторического развития входило в круг научных интересов педагогов прошлого и настоящего. Многие авторы в разные исторические периоды подчеркивали, что путь приобщения к достижениям мировой культуры и общечеловеческим ценностям лежит через постижение своей родной культуры и национальных ценностей (Б.Т. Лихачев, А.С. Макаренко, П.И. Пидкасистый, В.А. Сухомлинский, В.Ю. Троицкий, В.Д. Шадриков, В. К. Шаповалов, И.Ф. Харламов и др.). В связи с этим актуальность заявленной проблемы не вызывает сомнений. Использование широкого спектра средств народной педагогики (народное поэтическое творчество (фольклор), сказка, героический эпос, афоризмы, пословицы, поговорки, загадки, народная музыка, народный театр, народные промыслы) особенно важно при организации воспитательного процесса детей старшего дошкольного возраста  в условиях ДОУ. Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы.

Народная педагогика «не столько система, сколько сумма знаний, умений», - утверждал Г.С. Виноградов. Он характеризовал народную педагогику как совокупность навыков и приемов, применяемых народом в целях формирования личности в определенном направлении. По мнению ученого, когда речь идет о народной педагогике, то имеется в виду не педагогическая теория, а педагогическая практика. Исходя из этого, Г.С. Виноградов считал, что совокупность народного взора, принимаемых народом средств действия на юное поколение в целях его обучения и воспитания следует назвать народной педагогикой [1: 31].

Народная педагогика включает в себя совокупность системы знаний об идеале человека как цели воспитания; совокупность идей, позволяющих осуществлять обучение и воспитание детей; средства и факторы обучения и воспитания, включающие все  элементы  народных культур.       Народная педагогика, став самостоятельной областью народной культуры, создала целостную систему  обучения  и  воспитания  с  учетом  специфических особенностей  наций,  этносов,  народностей,  регионов.  Поэтому  у  каждого народа,   нации,   региона   сложилась   самобытная   культура   воспитания, совершенствующаяся из поколения в поколение.

Эффективность использования средств народной педагогики подтверждает реализуемая нами в МБДОУ «Д/с КВ №14»  программа «Дорога в детство», которая предусматривает использование широкого спектра средств народной педагогики в воспитании старших дошкольников.

Практика работы с детьми показывает, что чем больше средств народной педагогики используется в учебно-воспитательном процессе, тем ребенок учится более правильно строить свою речь, расширяет свой кругозор. Используя в речевой ситуации  потешки, небылицы, скороговорки, чистоговорки и др. дети учатся замечать  неточности в пересказах, оговорки в диалогах и др. Афоризмы,  пословицы,  поговорки    это  проверенная тысячелетиями форма сохранения в народе  назиданий,  нравоучений,  поучений, заповедей. Пословицы не  старина,  не  прошлое,  а  живой  голос  народа.  Народ сохраняет в своей памяти только то,  что  ему  необходимо  сегодня,  завтра. Если в пословице  говорится  о  прошлом,  оно  оценивается  с  точки  зрения настоящего и будущего – осуждается или одобряется в зависимости от  того,  в какой мере прошлое соответствует народным идеалам, ожиданиям. В пословице заключается народная оценка жизни,  наблюдения  народного ума, утверждаются общечеловеческие ценности (Где работа, там и благо. Не плюй в колодец   — пригодится воды напиться) [3 : 42].

 Яркие образы народных героев (Илья Муромец, Алеша Попович  др.) показывают пример мужества и отваги, любви к Родине.

Народные сказки («Морозко», «Гуси-лебеди» и др.) учат добру, милосердию, отзывчивости, дружбе, сопереживанию. В  сатирической  сказке  народ  высмеивает  безделье,  желание  легко получить жизненные блага,  жадность  и  другие  человеческие  недостатки.  И наоборот воспевает удачливость, находчивость, взаимопомощь и дружбу. Получается, что сказка — правда и  вымысел  одновременно.  “Сказка  — ложь, да в ней – намек: добру молодцу – урок.”[2 : 213].

Участие в народных праздниках («Масленица», «Веснянка», «Рождество» и др.) знакомят детей с традициями русской народной культуры, ее духовным богатством.

Музыкальные занятия с использованием русских народных песен («Весна-красна», «Зимушка-Зима» и др.) способствуют эстетическому воспитанию старших дошкольников.

Таким образом, правильный выбор средств народной педагогики позволяет успешному усвоению воспитательных и познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста.

 

Литература:

1.     Воспитание детей в старшей группе детского сада Сост.: Г.М.          Лямина. –М.: Просвещение, 2010. –370с.

2.     Мельников, М.Н. Русский детский фольклор. –М.: Просвещение, 2008.  –239 с.

3.      Народное искусство в воспитании детей / Под ред. Т.С. Комаровой/.- М.: 2010. – 143с.