*112678*

К.ф.н., Биль О.Н.

Белгородский государственный университет, Россия

Национальное своеобразие образа небесных светил

в поэзии начала ХХ века

 

         Исследование механизма языкового воплощения реалий действительности в поэтическом тексте с точки зрения индивидуально-авторского восприятия мира является актуальным направлением современной лингвистической науки. Поэтическая модель мира, созданная художниками слова, многообразна и обладает рядом универсальных черт, выявляющих особенности национального менталитета и культуры, индивидуально-авторских способов интерпретации образов окружающей действительности в текстовом пространстве. Образ как результат отражения внешнего мира в языке неоднократно подтверждал свою продуктивность при описании специфики идиостиля, поскольку являет собой образование, аккумулирующее разнообразные признаки явлений, фрагментов окружающей действительности во всей полноте наглядно-чувственного восприятия, преломляющегося в художественном сознании.

         Одним из важных фрагментов русской национальной картины мира, получившим отражение в системе поэтических ориентиров, культурных установок, определенном способе концептуализации действительности в поэзии, является образ космоса. Космос как важный фрагмент национальной картины мира имеет особую значимость как для всех носителей языка в целом, так и для отдельной языковой личности, что подтверждается перманентным вниманием художников слова к космическому пространству как составной части природы, духовно-нравственного потенциала личности  а также присутствием космических образов в различных жанрах устного народного творчества (пословицах, поговорках, загадках, приметах), во фразеологизмах, что формирует совокупный образ космического пространства в языковой национальной картине мира.

         Образ космоса в поэзии начала ХХ номинируется 82 единицами которые объединяются в три тематические группы: «Общие обозначения космического пространства»: вселенная, мир (-ы), мирозданье, космос, галактика,  солнечная система,  система звезд, «Небесные тела»: звезда, солнце, луна, луч, закат, заря, Земля, планета, рассвет, созвездие, светило, комета, Венера, Млечный Путь, Большая Медведица, метеор, восход, Марс, Орион, Сатурн, новолуние, Геракл (Геркулес), Плеяды, Скорпион, Вега, Весы, Полярная Звезда, Сириус,  Юпитер, Меркурий, Гидра, Телец, «Небесная сфера»: небо, зенит, облако, туча, дождь, молния, гроза, гром, зарница, радуга, снег,  орбита, зарево, ливень, надир, зодиак, град). Широкий состав средств лексической экспликации космического пространства в поэтических текстах позволяет говорить о значимости космоса в поэтической картине мира авторов одного временного периода, а также в идиостиле отдельной языковой личности. Лексика, номинирующая образ космоса в языке поэзии начала ХХ века, передает взаимосвязь традиционного (народного) и поэтического (индивидуально-авторского) восприятия космического пространства.

                В идиостиле поэтов начала ХХ века прослеживается культурологическая маркированность при изображении образов небесных светил, которая репрезентируется в синонимических отношениях. Образ дневного светила в поэзии данного временного периода осмысливается с позиций народной культуры. Так, например, в основе создания образа солнца актуализируются представления славян о солнце как о колесе, щите, диске, образ солнца-колеса является одним из наиболее древних общеславянских образов:  во мне стихи поют – не в  преломленье дня, когда блестящий Шар начнет к морям спускаться (Бальмонт); Париж! Париж! К какой плывет судьбе Ладья Озириса в твоем гербе с полночным грузом солнечного диска (Волошин).

         Фольклорные  космические образы («солнце красное», «солнце ясное», «красно солнышко», «месяц светлый», «месяц ясный», «луна-девица», «луна-печальница», «луна-купальница») в рамках поэзии начала ХХ века  вступают в полемику с индивидуально-авторскими особенностями мировосприятия художников слова небесных светил, в результате чего в текстах начала ХХ века функционируют противоречивые космическое образы. Образ солнца в поэтическом слове анализируемых авторов неоднозначен, отличается ярко выраженной амбивалентностью. Позитивный образ дневного светила создается на основе фольклорного восприятия, в данном случае это символ жизни, света, красоты, его отсутствие обозначает страх, уныние. С другой стороны, солнце символизирует страх, равнодушие, иногда смерть, эта авторская негативная трактовка образа является полемической оппозицией по отношению к народной, фольклорной традиции: солнца лик животворящий (Бальмонт); солнце… светило с неба с свирепостью (Бальмонт); красен солнцем вольный мир (Бальмонт); я буду петь о солнце в предсмертный час (Бальмонт). В славянском фольклоре солнце является лицом Бога и наделяется эпитетами «красный», «ясный», «светлый», подобные определения характерны и для изображения месяца [Славянская мифология 1998: 18, 362]. В поэтических текстах начала ХХ века достаточно частотны подобные образы дневного и ночного светила: солнцу красному, лику ясному поклонитеся (Брюсов); солнце красное – от Божьего пресветлого лица (Бальмонт); этот лик Луны исчез (Бальмонт); вижу лик Луны (Брюсов); видишь лунный лик и ты (Брюсов). В поэтическом мире начала ХХ века образы «солнце красное», «солнце ясное», «красно солнышко», «месяц светлый», «месяц ясный» являются неотъемлемой частью мировосприятия автора: красно солнышко к покою закатается (Бальмонт); солнце ясное, сердце страстное (Бальмонт); ветры вольные, солнце красное (Бальмонт); месяц ясный взошел (Бальмонт); у нас горит солнце красное (Бальмонт); светел месяц серебрит небо ясное (Бальмонт); светит, светит солнце красное (Бальмонт). Кроме того, в художественном слове поэта наблюдаются и другие фольклорные образы, такие, как луна-девица, луна-печальница, луна-купальница: ты (луна) печальница – нежный цвет твой был (Бальмонт); ты (луна) купальница – водяной прострел (Бальмонт); ночью нежит темнота, полумгла с Девицей (о луне) (Бальмонт). В некоторых контекстах  отражен фольклорный сюжет свадьбы солнца и месяца, согласно народным представлениям, дневное и ночное светило были связаны отношениями родства [Славянская мифология 1998: 245]: переливные опалы в озерной воде, свадьба месяца и солнца, зов звезды к звезде (Бальмонт).

         Поэты первой половины ХХ века при изображении образа небесных светил опираются на народные традиции в представлении космоса, которые преломляются в авторском сознании. В.А. Маслова отмечает, что художественный текст выступает «как носитель и источник информации о мире, представленной сквозь призму национальной культуры… Всякий крупный национальный поэт, будучи носителем прежде всего национальной культуры, требует определенного лингвокультурного комментария, что  позволяет проникнуть в систему смыслов, отражающих культурную специфику менталитета народа» [Маслова 2004: 23], найти отголоски народных представлений в поэзии анализируемых авторов при создании различных образов.

 

Литература

1.     Маслова В.А. Поэт и культура: концептосфера Марины Цветаевой. – М.: Флинта: Наука, 2004. – 256 с.

2.     Славянская мифология. Словарь-справочник / Сост. Л.М. Варугина. – М.: Линар & Совершенство, 1998. – 320 с.

3.      Туранина Н.А., Биль О.Н. Образ космоса в поэзии начала ХХ века: лингвистический аспект. Монография. - Москва: Спутник+, 2011. – 108 с.