*113037*

Голубева      Галина        Львовна,

учитель русского языка и литературы  СОШ № 4  г. Нововоронежа Воронежской области

 

 «Огонь снова с нами!»

Уроки по главам из книги Жозефа Рони-Старшего «Борьба за огонь»

V класс

Обучение началам анализа художественного текста на основе осмысленного чтения фрагментов произведения

 

Программа по литературе для V – Х1 классов общеобразовательной школы авторов-составителей Г.С. Меркина, С.А. Зинина, В.А. Чалмаева предусматривает знакомство пятиклассников с главами из книги Ж. Рони-Старшего «Борьба за огонь», что позволяет учителю достичь весьма важных и серьёзных целей. Это прежде всего погружение детей в эмоциональный мир первобытного человека, постоянно находившегося в борьбе за выживание и тем не менее сохранявшего гуманистический взгляд на мир, а также развитие умений анализа художественного текста на основе осмысленного чтения фрагментов произведения, выразительного чтения и пересказа, составления плана, устной и письменной характеристики героя.

В качестве оборудования на уроках могут быть использованы портрет Жозефа Рони-Старшего, обложка и форзацы книги «Борьба за огонь» (художник В. Ситников) (1), репродукции произведений первобытной живописи, рисунки учащихся.

Первый урок начинается со вступительного слова учителя (здесь и далее по тексту слова учителя выделены жирным шрифтом, слова учащихся – курсивом), который обращается к эпиграфу, записанному на доске: «Люди каменного века, конечно, сильно отличались от нас по своему внешнему облику, но уже были настоящими людьми, в полном смысле этого слова. И они были молоды той великолепной молодостью, которая неведома теперь нам, их далёким потомкам, как непонятна современному человеку та несокрушимая энергия и упорство, с которыми первобытные люди отстаивали своё право на существование в жесточайшей повседневной борьбе с окружающим их враждебным миром» (2), - так писал французский писатель Жозеф Рони-Старший в книге «Борьба за огонь», с главами из которой мы знакомимся сегодня. Группа биографов кратко расскажет нам о жизни писателя.

Жозеф Анри Бекс (1856-1940) и его брат Серафен Жюстен Франсуа Бекс (1859-1948) родились в Бельгии, но жили во Франции. Они оба стали писателями. Иногда братья становились соавторами, вместе создавая произведения. Позже Жозеф Анри взял себе псевдоним Рони-Старший.

Самыми популярными стали его книги «Вамирех» (1892), «Борьба за огонь» (1911) и «Пещерный лев» (1920). Все они рассказывают о жизни первобытных людей. Мы знаем из учебников истории, какой тяжёлой, опасной и короткой была эта жизнь. Писатель стремится представить её в живых образах и показывает нам внутренний мир, желания, взаимоотношения первобытных людей с сочувствием, жалостью и любовью.

Повесть «Борьба за огонь» начинается с трагического эпизода в племени Уламров. Утратив огонь, от которого зависела их жизнь, люди посылают на его поиски трёх молодых воинов. Нао, Нам и Гав отправляются в длительное, тяжёлое и страшное путешествие, в котором их подстерегает множество опасностей. Об одной из них мы узнаем, прочитав главу «В логове медведя».

Текст читает учитель или хорошо подготовленные ученики по ролям. После чтения проводится беседа.

Что встревожило Гава, стоявшего на страже у входа в пещеру?

«Стук копыт внезапно промчавшейся неподалёку сайги заставил Гава быстро поднять голову и тревожно оглядеться. На противоположном берегу реки по крутому гребню базальтового холма двигался, переваливаясь с ноги на ногу, какой-то большой зверь. Грузное и в то же время гибкое тело, большая голова с заострённой мордой и что-то человеческое в походке – всё говорило о том, что перед Гавом огромный медведь». (3)

Чем был опасен для людей именно серый медведь? (4)

Люди не боялись пещерных медведей, потому что они были миролюбивыми и питались исключительно растительной пищей. «Приближавшийся к пещере зверь принадлежал, по-видимому, к другой породе… Это был серый медведь…» (5) Серый медведь, страшный хищник, уступал в силе только пещерному льву, носорогу и мамонту и мог «одним ударом могучей лапы свалить на землю зубра или бизона, задушить лося или дикую лошадь. Его острые когти без усилия вспарывают грудь человека, он не боится свирепого льва и кровожадного тигра». (6)

С помощью каких изобразительных средств рисуется образ серого медведя?

В описании зверя используется много эпитетов: быстроногий, проворный, неутомимый, упрямый, огромный, косматый, угрюмый, злобный, волосатый, рассвирепевший. Его тело «грузное и в то же время гибкое», голова «тяжёлая», «мохнатая», «лохматая», грудь «могучая», челюсти «мощные», рычание «грозное», клыки и когти «страшные», череп «массивный»,  «несокрушимый», ум «тёмный», морда «заострённая», лоб «плоский», туша «громадная», «окровавленная», туловище «покрытое короткой сероватой шерстью», поступь «тяжёлая», шкура «толстая», рёв «хриплый», «протяжный».

Автор использует и сравнения: «…Крепкие, словно гранит, кости»; «В такой позе медведь ещё больше напоминал человека»; «…два ряда длинных и острых, словно дротики, зубов».

Для описания самого страшного момента боя Рони применяет метафору «сокрушительный натиск этого живого тарана».

Все эти изобразительные средства помогают нам отчётливо представить себе страшного серого медведя.

Как ведут себя молодые воины, поняв, какая опасность грозит им?

Гав разбудил Нао, который понял, что они должны приготовиться к нападению на пещеру, и разбудил Нама. «Втроём они поспешно начали перекатывать валуны ко входу в пещеру…» (7)

Какие чувства переполняют юношей?

«Нам и Гав дрожали как в лихорадке, сознавая всю свою слабость перед страшным хищником. Юные сердца их трепетали, словно раненые птицы, при мысли о неизбежности предстоящей смертельной схватки. Страстная жажда жизни овладела всем существом молодых воинов.

Нао тоже не был спокоен. Он знал страшную силу противника и сознавал, что медведю понадобится совсем немного времени, чтобы справиться с тремя людьми». (8)

Что стало преградой для хищника?

Уламры лихорадочно продолжали укреплять вход в пещеру. Скоро перед ними выросла высокая стена из камней. Молодые воины оставили не заложенным только одно отверстие справа, на высоте человеческого роста». (9)

Как серый медведь отреагировал на препятствие?

Препятствие удивило и озадачило его, но не испугало. Он встал на задние лапы, подошёл к каменной стене и заглянул в оставшееся отверстие. Получив удар, медведь с рёвом отступил. Теперь он решил уничтожить опасное препятствие и начал расшатывать стену.

Что сделали люди?

«Нао и Гаф подпёрли плечами опасное место изнутри, и стена перестала шататься. Нам же, высунувшись из отверстия, подстерегал удобный момент, чтобы вонзить дротик в глаза противника» (10)

Что привело медведя в ярость?

«…медведь снова приблизился к стене и ударил её лапой; затем разбежался и толкнул плечом. Стена не поддавалась. Тогда, разъярившись, хищник забыл об осторожности и ринулся в атаку».(11) Ничто уже не могло остановить его, и стена рухнула.

Кто стал его первой жертвой?

Нам не успел отскочить в глубину пещеры, как Нао и Гав и… «очутился в когтях рассвирепевшего зверя. Юноша даже не пробовал защищать свою жизнь. Покорный и беспомощный, словно антилопа, опрокинутая на землю лапой льва, он раскинул руки и, широко раскрыв глаза, в каком-то оцепенении ждал смерти». (12)

Кто спас Нама? Подробно, в деталях, опишите повадки, движения Нао. О каких качествах юноши они вам говорят? (13)

«…Нао, на мгновение растерявшийся от неожиданного падения стены, увидел опасность, грозившую его товарищу, и сразу обрёл хладнокровие и мужество, свойственное людям сильного духа и твёрдой воли. Отбросив в сторону ставший ненужным топор, он обеими руками схватил узловатую дубовую палицу и шагнул навстречу врагу». (14) Три мощных удара палицей, и медведь «…медленно повернулся вокруг себя, зашатался и рухнул на землю». (15)

Благодаря чему юноше удалось одержать победу над сильным и опасным хищником? (16)

Нао и его друзья проявили упорство, хладнокровие, мужество и сообразительность в борьбе с хищником. Но главным условием их победы стали верная дружба, взаимовыручка, уважение к товарищам и умение объединить свои усилия в страшной борьбе за жизнь.

Что ощутили герои после своей победы?

«Уламры выпрямились и, опустив оружие, молча посмотрели друг на друга. Это была торжественная минута. Нао стал теперь в глазах Нама и Гава самым могучим из Уламров и всех других людей». (17)

 

Анализ глав «Пепел» и «Битва за огонь» проводится на втором уроке. Работу можно начать с подготовленного выразительного чтения текста, после чего продолжается беседа, начатая на первом уроке.

Почему Нао решил идти на восток?

У Уламров просто не было другого пути: на юг и на запад простиралась бесконечная водная гладь.

Что заставило Нао вздрогнуть и замереть на месте, широко раскрыв глаза?

Нао увидел следы костра, и «…ему на мгновение показалось, будто он вновь видит перед собой родное становище Уламров, пылающий костёр и гибкую фигуру Гаммлы, освещённую красноватым пламенем». (18)

Что понял Нао, изучив следы вокруг костра?

Нао понял, что у костра останавливался один из тех охотничьих отрядов, которое племя посылает в разведку. По следам он понял, что здесь было тридцать мужчин.

О чём думал Нао, идя по следу, оставленному охотничьим отрядом?

Нао подозревал, что охотники принадлежали к племени Пожирателей людей – Кзамов.

Какую цель поставил перед собой Нао?

Юноша решил похитить у свирепых врагов Огонь.

Как он мог это сделать?

«Две возможности представлялись Нао: настигнуть охотничий отряд Кзамов прежде, чем тот вернётся в становище своего племени, и похитить Огонь хитростью или перегнать отряд, проникнуть в становище врагов и, пользуясь отсутствием лучших воинов, добыть Огонь силой». (19)

Обозначьте границы и подготовьтесь к выразительному чтению сцены «Поединок». (20)

 Что помогло Нао победить в страшном поединке?

Нао умеет сражаться, он «без труда отбил дротик обухом топора, и тонкая палка, переломившись, исчезла в пламени костра». (21) Он «отбил палицы Кзамов с такой силой, что меньший из людоедов пошатнулся». (22) Он обладает железной волей. «Чудовищным усилим воли он устоял на ногах и, прежде чем Кзам сообразил, что происходит, швырнул в него свою палицу с такой силой, что тот, даже не вскрикнув, свалился мёртвым…» (23)

Что чувствует Нао, одержав победу?

Он смеётся отрывистым, хриплым смехом, испытывает радость, блаженство, прерывающимся от волнения голосом кричит, что он стал хозяином Огня.

О чём он вскоре вспомнил?

Нао подумал о том, как ему сберечь Огонь.

Что он попытался сделать?

Молодой человек достал плоские камни, которые нужно было оплести прутьями, корой и стеблями ползучих растений. Однако ему повезло: неподалёку от костра он нашёл готовую плетёнку, в которой людоеды переносили Огонь. Это позволило ему сэкономить время.

Что он сделал, покидая стоянку Кзамов?

Он окинул её взглядом: «Двое из его врагов были мертвы; они лежали на спине, лицом к звёздам. Двое других, несмотря на страшные страдания, старались сохранять полную неподвижность, чтобы Нао счёл их мёртвыми. Жестокий закон войны и осторожность требовали, чтобы Нао прикончил их». (24)

Почему Нао нарушил жестокий закон войны?

При мысли об ещё одном убийстве им овладело отвращение.

Очень важным является замечание автора: «Он не чувствовал никакой ненависти к поверженным врагам». (24)

Какими предстают перед нами первобытные люди в романе Жозефа Рони-Старшего «Борьба за огонь»?

Они вызывают уважение, благодаря умению преодолевать трудности, бороться до конца, сохранять верность своему племени, друзьям. Их жизнь состояла из опасностей, трудностей и их преодоления. Современному человеку, наверное, не удалось бы выжить в то время. При этом наши предки овладели способностью любить, жалеть и сочувствовать, то есть даже в самой трудной ситуации они оставались людьми.

Как вы думаете, повесть Ж. Рони-Старшего относится к приключенческим, историческим или фантастическим произведениям? Обоснуйте свой ответ. (25)

Сам писатель назвал своё произведение «доисторический роман» (а не повесть, как его называют в критике), и это правильно, ведь в основе содержания книги лежат исторические события. Однако необходимо сказать, что здесь есть элементы и приключенческого жанра, ведь герои переживают множество приключений, добывая драгоценный Огонь.

 

В качестве внеклассной работы по теме можно организовать чтение всего произведения Ж. Рони-Старшего и провести читательскую конференцию по книге «Борьба за огонь». С этой целью за месяц до конференции детям предлагается подумать над следующими вопросами:

1. Как случилось, что Уламры лишились Огня?

2. Какой приём использует автор, показывая оставшихся в живых Уламров на фоне встававшего «во всём своём блеске и могуществе» (26) дня?

Это контраст, позволяющий читателю осознать всю тяжесть несчастья, обрушившегося на людей.

3. Кто вызвался вернуть племени Огонь? Что пообещал Фаум тому, кто сможет сделать это?

4. Какие приключения ожидали Нао, Нама и Гава на их пути?

Встреча с серым медведем, со стаей волков, с мамонтами и зубрами, пещерным львом и тигрицей.

5. Что помогало молодым воинам одержать верх над миром дикой природы?

6. Как произошла их встреча с Кзамами?

7. Расскажите о бое Нао с Кзамами.

8. Почему Нао пытался спасти Гава, хотя понимал, что при этом «подвергает опасности завоёванный им для племени Огонь, жизнь Нама и свою жизнь?» (27)

9. Как и почему мамонты помогли юношам ускользнуть от врага?

10. Почему мамонты подружились с юношами?

11. Что принесла героям встреча с Рыжими Карликами? Как им удалось спастись?

12. Как произошло знакомство с Человеком-без-плеч и его племенем?

13. В каком состоянии было племя Ва (или Люди-без-плеч), когда Нао, Нам и Гав объединились с ними в борьбе против Рыжих Карликов?

14. Какую тайну открыло племя Ва Нао? Что меняло это открытие в жизни Уламров?

15. Как рисует автор возвращение юношей в родное племя? Какими словами он заканчивает свой роман?

«Нао опустил руку на плечо Гаммлы, бережно поднял её с земли и поставил на ноги рядом с собой… Бесконечная жизнь простиралась перед ними, словно светлая, полноводная река, несущая свои прозрачные воды в туманную даль грядущих столетий». (28)

 

Литература

1.           Рони Ж. (Старший). Борьба за огонь. Доисторический роман. – Свердловск, Средне-Уральское книжное издательство, 1990.

2.           См. 1. – С. 8-9.

3.           Меркин Г.С. Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 11. 4-е издание. Москва, «Русское слово», 2006. – С. 253.

4.           Там же. – С. 267.

5.           Там же. – С. 253.

6.           Там же. – С. 253.

7.           Там же. – С. 255.

8.           Там же. – С. 255.

9.           Там же. – С. 255.

10.        Там же. – С. 257.

11.        Там же. – С. 257.

12.        Там же. – С. 258.

13.        Там же. – С. 267.

14.        Там же. – С. 259.

15.        Там же. – С. 259.

16.        Там же. – С. 267.

17.        Там же. – С. 259.

18.        Там же. – С. 261.

19.        Там же. – С. 262.

20.        Там же. – С. 267.

21.        Там же. – С. 263.

22.        Там же. – С. 263.

23.        Там же. – С. 265.

24.        Там же. – С. 266.

25.        Там же. – С. 267.

26.        См. 1. – С. 7.

27.        Там же. – С. 129.

28.        Там же. – С. 255.