*112413*

Философия/1.Философия литературы и искусства.

К.филол.н. Лобин А.М.

Ульяновский государственный технический университет, Россия

Образ будущего как составляющая художественно-философской концепции истории в ретроспективной прозе

Исследование ретроспективной прозы включает в себя множество аспектов, но при любом подходе к анализу конкретного произведения логика научного поиска приводит к необходимости выявления авторской концепции истории, включающей представление о целях исторического процесса, силах, его направляющих, концепцию времени (линейную или циклическую), а также  оценку конкретных исторических лиц и событий. Критерием такой оценки становится отношение к настоящему: если оно положительнопрошлое рассматривается как правильно и закономерно развивающееся, а исторические лица и события оцениваются в зависимости от их роли и степени участия в этом процессе. Если же настоящее оценивается негативноначинается поиск ошибок в прошлом, выявление их причин и конкретных виновников.

Однако, объектом осмысления в концепции истории выступает не только прошлоевсе три модальности времени в историческом сознании как всего социума, так и отдельного автора, связаны в неразрывную цепь и значимость текущих событий «определяется их проекцией на будущее, т. е. их восприятием в перспективе ожидаемого (моделируемого) будущего... статус происходящих событий (событий настоящего) обусловлен тем, что они рассматриваются как причиныпостольку, поскольку они предопределяют, по нашим представлениям, дальнейшее развитие событий» [4, 27].

Таким образом, представление о желательном или возможном будущем, хотя и не становится объектом отображения в ретроспективной прозе, все же  является необходимой и неотъемлемой частью концепции истории. Это представление в художественно-философской картине мира каждого автора выступает как образ будущего, который может быть определен как «мысленный, виртуальный образ, воспроизводящий в символической форме основные черты будущего... на основе философского смысла прошлого и будущего» [3, 13]. Человеческому сознанию всегда был свойственен интерес к грядущему, поэтому определенные его модели были выработаны еще мифологическим сознанием в форме эсхатологических пророчеств, выраженных в художественной форме. Проблема постижения будущего является традиционным объектом внимания не только для различных религиозных и художественных течений, но и философских направлений и научных школ на всем протяжении человеческой культуры.

В осмыслении исторического процесса традиционно используются два противостоящих типа мышления: историческое (научное) и космологическое (мифологическое). Историческое сознание организует события прошлого в причинно-следственный ряд. События прошлого последовательно предстают при этом как результат каких-то других, относительно более ранних событий; таким образом, историческое сознание всякий раз предполагает отсылку к некоторому предыдущемуно не первоначальному!состоянию, которое, в свою очередь, связано такими же причинно-следственными отношениями с предшествующим, еще более ранним состоянием. Космологическое сознание, между тем, предполагает соотнесение событий с каким-то первоначальным, исходным состоянием, которое как бы никогда не исчезаетв том смысле, что его эманация продолжает ощущаться во всякое время. Вследствие этого «статус происходящих событий (событий настоящего) определяется тем, что они  рассматриваются не как причины, но, напротив, как следствияпостольку, поскольку они предопределены, как полагают, событиями первоначального времени» [4, 26 – 27].

В предельном выражении эти типы мышления представлены в философии истории и религиозной эсхатологии, но для художественного творчества свойственна также ориентация и на массовое историческое сознание, которое свободно комбинирует элементы обеих моделей: «в массовом восприятии текущее, нынешнее время представляется полем конкретных действий и, соответственно, измеряется длительностью таких действий, а также зримых их предпосылок и последствий... Между тем прошлое как прошедшее, отдаленное от текущих действий представляется полем каких-то упорядоченных значимых событий, действий, переживаний и т. д.: социальные силы и персонажи здесь не просто взаимодействуют, но исполняют определенные ролевые функции. В своих истоках структурализация прошлого (или ряда прошлых состояний) мифологична и ритуализована... как и иные подобные конструкты массового сознания, структуры «прошлого» при всей сложности своего формирования довольно просты и повторяемы.... Но и в социальном восприятии «поля» будущего, по определению, отсутствуют современные проблемы человеческие тревоги, поиски, конфликты и пр. Причем это относится как к предельно «позитивному», например утопическому, так и предельно «негативному» будущему апокалиптический антиутопий. Если структуры прошлого как бы задают главные темы массового воображения (на деле воображение создает эти структуры), то в идеальных порядках будущего эти темы окончательно снимаются. Массовое сознание тем самым заставляет конструируемое ими будущее решать «вечные» проблемы прошлого... В этом, видимо, основа принципиальной симметричности картин прошлого и будущего, которые можно обнаружить в общественном мнении» [1, 18].

Можно заключить, что в общественном исторической сознании образ будущего включает в себя несколько уровней: обыденное предугаданное будущее; религиозное предопределенное будущее; утопическое желаемое будущее; фантастическое возможное будущее; в классических научно-философских концепцияхвероятное будущее; в постнеклассической науке конструируемое будущее. Их можно объединить в две группы, различающиеся методом решения этой задачи: научно-прогностическая и массовая обыденная картина будущего. Первую разрабатывает блок футурологических наук, которые представляют либо оптимистические прогнозы существования постиндустриального информационного общества, которые экономически и политически обеспечивается научно-техническим превосходством развитых стран, либо  прогнозы пессимистические как попытки реального осознания возможных угроз развитию человечества. Вторая группа представляет собой пестрое собрание религиозных апокалитических пророчеств и мифологем массового сознания, а также литературные образы возможного или желаемого будущего.

Для современного сознания актуальны три концепции развития человечества, сформировавшиеся еще в XVIII веке: первые две рассматривает идеальное состояние человечества как исходную точку развития, а всю дальнейшую историю – как рассказ об ошибках и заблуждениях. С этой точки зрения история рисовалась как цепь трагических происшествий, все более удаляющих людей от исходного совершенства. Будущее могло в этом случае рисоваться как конечная гибель или возвращение к истокам. Путь человечества как бы распадался на две половинки траектории: первая – ложная – уводила от основ природы Человека и Общества, вторая – возвращала к ним; третий тип исторической концепции, представленной в текстах XVIII – начала XIX в., отличался устремленностью в будущее: путь человечества представлялся как непрерывное восхождение от начального несовершенства к будущему благу. В частности, на основе этой концепции возникла философия позитивизма и марксистская историческая теория [2, 284 – 285].

Это концептуальное пространство вмещает все разновидности образов будущего, актуальных для современной ретроспективной прозы и утопии/атиутопии: начиная от веры в возможное позитивное будуще на основе модернизации или «возвращения к истокам», до техногенных апокалиптических моделей неминуемой катастрофы в грядущей. Но наиболее популярен вариант циклического повторения ошибок и катастроф, заложенных в тенденциях и событиях прошлого.

Литература:

1. Левада Ю. Исторические рамки «будущего» в общественном мнении // Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. – 2004, № 1 (69). –  С. 16 – 25.

2. Лотман Ю. М. Идея исторического развития в русской культуре конца  XVIIIначала XIX столетия // Ю. М. Лотман. О Русской литературе. – Спб: Искусство-Спб, 1997. – С. 284292.

3. Ракитянская, Л. В. Позитивная модель будущего как фактор формирования культуры самосознания. Дисс на соискание степ.  кандидата филос. наук. Ставрополь, 2005. 171 с.

4. Успенский Б. А. Семиотика истории // Б. А. Успенский. Избранные труды, том I, 2-е изд., испр. и доп. – М.: Школа «Языки русской культуры», 1996. 608 с.