*113019*

Философия / 2. Социальная философия

К. культурологии Белова Л.И.

Южно-Уральский государственный университет, Россия

Юмор как социокультурный феномен

 

Сегодня юмор по праву называют одним из уникальнейших социальных феноменов. Некоторые исследователи полагают юмор как сложный и тонкий продукт культуры. В процессе приобретения собственного жизненного опыта человек учится использовать элементы других приемов. Смех, юмор, комическое занимают существенное место в духовной жизни индивида и социальных общностей любого уровня. Эти явления пронизывают все сферы жизни общества. Вне их социокультурного осмысления будет неполным исследование не только духовной сферы, но и социальной, и политической. Мы полагаем, что в понимании юмора как самостоятельного социокультурного феномена, надо идти, прежде всего, от личности, от ее развития и формирования. При таком понимании юмор является в то же время средством  социализации человека, его становления как члена общества. 

Феномен юмора имеет двойственную природу: с одной стороны, юмор отражает некий мир социального опыта человека, накопленных им непреходящих материальных и духовных ценностей, а с другой, юмор и его особенности мы можем рассматривать как качественную характеристику человеческой деятельности, показывающий насколько эта деятельность соответствует принятым в обществе нормам. То есть, юмор – это всегда  выражение какой-либо стороны общественной оценки какого-либо явления, события, личности, ситуации.

Приобщение к «миру юмора» индивида является моментом личной биографии каждого человека, и именно подобное приобщение делает само общество ответственным за оптимальность этого процесса, как перед индивидом, так и перед обществом. Важнейшим звеном обеспечения процесса восприятия юмора являются, на наш взгляд, СМИ, которые можно рассматривать как социальный институт формирования личности в качестве субъекта юмора.

В правильном понимании юмора огромное значение имеет  культурный уровень как самого смеющегося, так и всего общества в целом. Чем выше культурный уровень, тем шире горизонты, тем глубже зрение. Кроме того, юмор репрезентирует особенности культуры целого общества, этноса и его ментальности. Известно, что юмор рядом социокультурных особенностей: культурных обычаев, традиции, стереотипов и т.п. Географические условия также накладывают свой отпечаток. Смешное  является частью народной культуры. Через юмор мы можем понять своеобразие духовной культуры конкретного этноса.

По мнению М. Пушкарского, юмор принадлежит культурно-коммуникативной общественной сфере, в которой он являет свой интеллектуально-творческий феномен [1]. Чистый юмор всегда позитивен и созидателен. Кроме того, юмор –  это проявление нравственного здоровья человека и этноса. Народ, смеясь над антиценностями, утверждает подлинные человеческие ценности.

Рассмотрение феномена юмора невозможно в отрыве от его структуры. Опираясь на концепцию сущностных сил (структуру культуры), разработанную Л.Н. Коганом, мы можем представить юмор состоящим из трех блоков. Первый блок – ценностный (или базовый), его составляют знания, умения, навыки, ценности, которыми должен обладать человек и общество в целом. Основной единицей в данном блоке являются ценности, поэтому необходимо дать понятие ценностей корпоративной культуры.

Ценности того или иного общества (народа, этноса) выражены в поведении или в табу на то, что его члены не должны делать, что можно подвергать осмеянию, а что – нет.

Второй блок – деятельностный, включает в себя разные виды поведения, связанные с  производством, репрезентацией и потреблением юмора. Также сюда относятся социальные чувства и настроения (симпатии и антипатии, оптимизм и пессимизм и т.д.). Деятельностный блок направляет сознательную деятельность человека, связанную с юмором,  в обществе, опираясь на существующие в нем нормы, традиции, обычаи, ритуалы.

Третий блок – институциональный – синтезирует  два первых блока. Он раскрывает функционирование и реализацию юмора на практике через деятельность многообразных социальных институтов (СМИ, культурно-досуговых, воспитательных, образовательных и т.д.), которые формируют и организуют социокультурную деятельность человека.

Юмор может репрезентироваться на различных уровнях: на уровне общества, народа, этноса, отдельной личности или субкультуры. На внешнем уровне юмор проявляется через преобразованные в материальную форму  продукты: анекдот, шутка, карикатура, мем и т.д. с помощью различных приемов (ирония, сатира, сарказм и т.п.),  или с помощью чувства юмора.

На внутреннем  уровне природа юмора  состоит в том, что он обеспечивает как внешнюю адаптацию социальной группы   к окружающей среде, так и, одновременно, является средством внутренней интеграции, сплочения и поддержки группы.

Проанализировав ряд подходов к пониманию юмора, мы будем определять его как  выражение какой-либо стороны общественной оценки какого-либо явления, события, личности, ситуации, а также  достигнутого социокультурного развития общества в целом.

 

Литература

1. Пушкарский, М. Новая концепция юмора. Смех тела и смех ума.

 http://www.scorcher.ru/theory_publisher/show_art.php?id=301 28.02.12.