*112286*

КазНУ имени аль-Фараби

факультет философии и политологии

кафедра религиовидения и культурологии

Ph.D. докторант  Масанов Еркин Жоланович,

доктор философских наук,  профессор

Исмагамбетова Зухра Нурлановна

 

ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: ВЫЗОВЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ И ИННОВАЦИИ В УСЛОВИЯХ МЕДИАКУЛЬТУРЫ

           В современных условиях быстро изменяющегося мира, когда на глазах нескольких поколений одновременно происходят смена и трансформация социокультурных и цивилизационных оснований существования людей, ценностной системы, идеологических и мировоззренческих установок, особенно актуальным становится проблема адаптации и стратегия культурной социализации человека. В условиях социальной трансформации общества  и его перехода в новые условия цивилизационного развития очень значимым является проблема выбора новой политики  вхождения в постиндустриальное общество на его новой стадии развития, когда наряду с новыми технологиями, формируются и внедряются в социальную жизнь инновационные инфракструктуры и наукоемкие продукции. В свою очередь, они являются теми силами, которые вызывают кардинальное изменение и трансформацию всех сторон социокультурной жизни, ведущей к качественному изменению не только самой общественной системы, но и становлению инновационных явлений в духовной системе. В этих условиях подвергаются качественной реформации ориентиры и принципы мировоззрения, сознания, системы ценностей, наука, межкультурные коммуникации, происходят  изменения жизненных сценариев, отношений к технике и технологиям, системе воспитания и к знаниевому корпусу.

В современных условиях новые медийные средства взаимодействия создают человека медиакультуры, который не только живет в медиасреде, но и личностно развивается посредством ее. Под личностью мы понимаем самостоятельно действующего, наделенного волей и стремлениями человеческого индивида,  который «предстает соединенным с другими такими же человеческими индивидами и узнает об их манере обращения, высказываниях, воле и стремлениях, встречается с их мыслями и взглядами, суждениями и занимает какую-то позицию по отношению к их претензи­ям, настроениям и ценностям» [1], выражая свои мысли, взгляды, суждения как существо с претензиями и правами, настроениями и оценками.

В современной информационно насыщенной реальности происходят новые изменения, в которых значимыми являются наука, инновационные процессы, образование, информационные технологии. Интеграция науки, инноватики, образования и информационных технологий происходит на основе знания, принципиально изменяя не только саму социальную действительность, но и качественно меняя отношение человека к миру, его мировоззрение, сознание, ценностные установки, а также роль социальных институтов в культурной адаптации и социализации человека.

Среди многих социальных институтов, активно принимающих участие в сложном процессе культурной адаптации и социализации человека, является институт высшего образования. Системе Высшего образования в современных условиях становления новой инфракструктуры принадлежит сложная роль по аккультурации и социализации человека, в формировании новых мировоззренческих ориентиров и системы духовных ценностей. В современных условиях система высшего образования становится одним из ведущих культурных институтов в сложном процессе аккультурация человека в постиндустриальное общество, в новый мир – медиа-культуры.

Один из ведущих теоретиков современного медиаобразования, британский ученый и педагог Л. Мастерман обосновал семь причин актуальности медиаобразования в современном мире:

1) высокий уровень потребления медиа и насыщенности современных обществ средствами массовой информации;

2) идеологическая важность медиа и их влияния на сознание аудитории;

3) быстрый рост количества медийной информации, усиление механизмов управления ею и ее распространения;

4) интенсивность проникновения медиа в основные демократические процессы;

5) повышение значимости визуальной коммуникации и информации во всех областях;

6) необходимость обучения школьников/студентов с ориентацией на соответствие будущим требованиям;

7) нарастающие национальные и международные процессы приватизации информации [2].

Для Казахстана особенно важным на этапе выполнения программы модернизации и инновационного обновления общества является совершенствование образовательной политики, в частности высшего образования. Эта задача обусловлена тем, что обществу необходимы не только инновационные технологии, модернизированное производство, но и соответствующие специалисты, которые могли бы работать в современном социокультурном пространстве, основываясь на новом мировоззрении и инновационном знании. Современная образовательная политика должна подготовить  образованных, деловых, инициативных, конкурентоспособных специалистов. За 20 лет независимого развития в Казахстане произошли качественные изменения в образовательной политике: внедрена система ЕНТ, государственного кредитования, грантовая поддержка. Все эти реформы в образовательной политике, в конечном счете, направлены на создание условий формирования интеллектуального капитала в лице специалиста с профессиональным образованием, с возможностями для реализации культурной адаптации. В этом процессе важную роль играет не только знаниевая составляющая, но и духовно-нравственные ценности, рациональное мировоззрение. Важным вопросом является философское осмысление новых теоретико-методологических проблем образования, образовательной политики в условиях модернизации казахстанского общества, вызовов глобализации.

Одной из важных проблем философско-методологического уровня, которую стремятся осмыслить ученые, философы по вопросам  образовательной политики является задача  сочетания особенностей национальной культуры и ценностными аспектами западной модели образования. Весьма важным компонентом этой задачи является трансляция принципа толерантности и солидарности посредством образовательной программы. Вместе с этой задачей стоит остро вопрос о сохранении этнокультурной идентичности, что является весьма значимым для молодых людей и в целом для общества. Эта задача тесно взаимосвязана не только с образовательной политикой как социокультурным институтом, выполняющим роль культурного адаптатора, но и играющего важную роль в культурной социализации молодого человека и культурного идентификатора. Так, в трансляции культурных ценностей и паттернов культурной коммуникации и социальных отношений важную роль играют такие учебные дисциплины как культурология, этнокультурология, мировая художественная культура, история казахской культуры, исторические науки, в формировании мировоззренческих ориентиров и мироотношения важную роль играет философия, история религии. Познавательная и ценностно-воспитательная функция этих дисциплин, знаниевый капитал этих наук позволяют молодым людям не только знакомиться с различными культурными и этническими сообществами, выработать представление о поликультурном многообразии народов нашей планеты, но и расширяет границы представлений об уникальности собственной этнической культуры, формирует интерес к национальным истокам, традициям, языку [3].

На протяжении ряда лет проводимая реформа высшего образования в Казахстане была направлена на формирование основы для создания условий отвечающих вызовам глобализации. В этой связи были введены новые стандарты образования, изменены акценты с обучения, передачи совокупности знаний, опыта на другую более активную форму, в которой доля самообразования значительно расширилась. А вместе с ней была осуществлена задача, направленная  на поиск новых креативных методик «learning», связанных исследовательскими задачами, новыми оригинальными постановками задач и участием студентов в проектах, с высокой долей реализацией способов решения задач на практику. Такая постановка новой образовательной задачи актуализировала ряд теоретико-методологических и учебно-методических проблем. Среди них это философская рефлексия над новыми образовательными приоритетами, ценностными ориентирами, мировоззренческими установками, когнитивными задачами методического и педагогического плана. Возникла задача осмысления новой парадигмы образования в условиях глобализации и модернизации общества.

Впервые в Казахстане была введена 3-хступенчатая непрерывная система образования (бакалавриат, магистратура, докторантура PhD).

В систему высшего образования была введена академическая мобильность студентов. Первыми из студентов, кто был направлен страны дальнего зарубежья на летний семестр, были магистранты. Первые наши магистранты выезжали в зарубежные страны сроком обучения на 15 дней, месяц, а затем на один и более семестр. С прошлого года в нашем университете была введена новая система – дистанционное обучение.

«Dasein» современного человека, его повседневные практики – практики получения новостей, передачи опыта и знаний при помощи медиа; практики отдыха, развлечения, творчества, возможные благодаря медиа; практики общения - привычно связаны с масс-медиа и медиатехникой: персональным компьютером, телевизором, мобильным телефоном и др. По  верному мнению ученых, «тип культуры и цивилизации, который образованию, полагаем, должно воспроизводить в настоящем и ближайшем будущем, самым тесным образом связан с доминирующей сегодня медиасферой, а потому философия образования, занимаясь выявлением исходных культурных ценностей и основополагающих мировоззренческих установок образования и воспитания, просто обречена ввести медиакультуру в область своих приоритетных интересов» [4].

      Результатом медиаобразования становится повышение уровней медиакомпетентности/медиаграмотности аудитории. Медиакомпетентность многомерна и требует широкой перспективы, основанной на развитой структуре знания. Существенным элементом развития медиаобразования человека является создание им собственной медиапродукции, т.е. собственных медиатекстов для их оперативного обсуждения, ведения виртуальных дискуссий, полемики с интернет-пользователями, находящимися в разных городах и странах. Медиаобразование как фактор культурной социализации и личностного развития проявляется в том, что казахстанская молодежь меняет свои медиапредпочтения, выбирая виртуальные формы коммуникации, интернет-технологии, создает свои собственные медиа, формируя, таким образом, новое медиапространство, устанавливая в информационном пространстве свои нравственные критерии, свою меру ответственности.

 

Литература:

1. Краткая философская энциклопедия.- АО “Издательская группа «Прогресс». – М., 1994.    - С. 244.

2. Masterman L. Teaching the Media. London: Comedia Publishing Group, 1985, 341 p.

3. Нарбекова Г. Образовательная политика Республики Казахстан: проблемы и перспективы //Аль-Фараби: философско-политологический и духовно-познавательный журнал. - Алматы, № 2 (38) /2012, - с.104

4. Возчиков В.А. Философия образования и медиакультура информационного общества.- Автореф. дисс. д.филос.н..- СПб., 2007.- С.4.

 

Ключевые слова: Философия образования, Казахстан, глобализация, инновация, модернизация, медиакультура.

 

РЕЗЮМЕ

МАСАНОВ ЕРКИН ЖОЛАНОВИЧ. Философия образования: вызовы глобализации и инновации в условиях медиакультуры. В данной статье рассматривается особенности и место теоретико-методологические проблемы образования в контексте медиакультуры Казахстана. Показываются влияния медиаобразование на развитие дистанционного образования в условиях медиакультуры. А так же даются анализ культурной социализации и личностного развития человека в современной обществе, научные концепции ученых касающихся медиакультуре.

 

Сведеия об авторах:

Масанов Еркін Жоланович -  Казахский национальный университет имени аль-Фараби, факультет философии и политологии, Ph.D. докторант 3 курса  кафедры Религиовидение и культурология.

Контактный адресс: г. Алматы,  ул. ал-Фараби 71, 050040 / сот тел.: +7 771-451-96-97; E-mail: Massanovezh@mail.ru

Исмагамбетова Зухра Нурлановна – Казахский национальный университет имени аль-Фараби, факультет философии и политологии, зам.декана по научной, инновационной работе и международным связям, профессор, доктор философских наук.

Контактный адресс: г. Алматы,  ул. ал-Фараби 71, 050040 / сот тел.: +7 777-356-01-37; E-mail: zuchra-50@mail.ru; Ismagambetova.zuhra@kaznu.kz