*113109*

 

К.ф.н. Фирер Н.Д., Киселева Г.В.

Сибирский государственный технологический университет, Россия

Генезис массовой культуры

 

     Генезис, происхождение, возникновение: в широком смысле – момент зарождения и последующий процесс развития, приведший  к определенному состоянию, виду, явлению [1, с. 245].

     Основная дилемма человеческого существования (помимо потребностей «биологического и материального выживания») – как прожить отрезок жизни, который не занят сном и работой,  нашла свое классическое выражение еще в трудах  М. Монтеня  и  Б. Паскаля.

     Монтень подвел итоги в ХVI веке того положения, в котором оказалась личность после кризиса средневековой культуры. Французский философ подчеркивал одиночество человека в результате отхода от религии и давления постфеодального общества. Чтобы избавить личность от пустыни одиночества и гибельного влияния буржуазии, Монтень предложил одну панацею – развлечение [М. Монтень «Опыты»].

    Ответ Монтеню появился столетие спустя. Уже была создана коммерческая культура. Беспокойство, поиски разрядки и разнообразия стали распространенным социальным явлением. Тогда Паскаль высказался против полной подчиненности человека самоубийственной суетности: «Я неоднократно размышлял о том, сколько беспокойства, опасности и невзгод навлекают на себя люди, живя при дворе  или сражаясь на войне, о вечных распрях, неистовствах, дерзких, а порою и преступных замыслах и т.д., - и пришел к выводу, что главная беда человека – в его неспособности к домоседству» [Б. Паскаль «Мысли»].

     Таким образом, стремление к все большему досугу, которое по Монтеню является средством самосохранения, по Паскалю означает самоубийство. Эта словесная дуэль продолжается по сей день [2, с. 19].

     Если язык философов ХVI и ХVII веков  пестрит религиозными терминами, то современные авторы пользуются языком научным. Но какой бы ни была разница в терминах, дилемма остается той же: конфликт между психологическими и моральными подходами к массовой культуре.

     В эпоху феодализма  государство и церковь регламентировали досуг с помощью целой системы правил, твердо установленных для каждого сословия. Между элитой и массой не было никаких точек соприкосновения в сфере культурных интересов; не существовало и «среднего класса» – буржуазии. Разногласия возникли именно тогда, когда «два класса» пришли в соприкосновение.

     Художник, прежде непосредственно зависимый от потребителя своего искусства, богатого патрона, стал удовлетворять вкусы быстро растущей аудитории. Процесс этот захватил все крупные европейские государства. К середине ХVIII века в них появились писатели и драматурги, которые специализировались на удовлетворении нужд новой аудитории. Именно тогда и был поднят вопрос об угрозе, которую популярное искусство несет цивилизации.

     Монтень считал, что запросы человеческой натуры изменить нельзя, что их следует как можно лучше удовлетворять и отказывать людям в удовольствии (реальном или иллюзорном) нет никакого смысла.

     Паскаль, глубоко религиозный человек, ратовал за духовный прогресс, самоуглубление, познание самого себя, чего достичь можно только в одиночестве, вдали от шумных развлечений, открывает перед человеком путь к спасению.

     Если слова Паскаля соответствуют современным защитникам моральных и культурных перемен, то высказывания Монтеня смыкаются на первый взгляд с позицией современных бизнесменов от искусства: публика хочет - публике нужно дать.    

     В действительности же Монтень проникает вглубь явления. Его концепция функций развлечения не оставляет места для манипуляции публикой или ее пассивности, которые с развитием массовой культуры станут серьезными проблемами.

     Период времени от Монтеня до Паскаля характеризуется гибелью средневековых социальных устоев и образованием современных национальных государств. Главной задачей интеллектуалов нового периода стало примирение в сознании каждого индивида религиозного и морального наследия прошлого с жесткими требованиями зарождающейся национальной экономики.

     Современному человеку дискуссии на эту тему могут показаться бессмысленными спорами о том, позволительно ли индивиду заполнять свой досуг иными занятиями, кроме спасения души. Не случайно  в таких дискуссиях первую роль сыграли философы: впервые в новой истории в них (дискуссиях) был поднят вопрос о роли свободного времени и серьезное использование досуга противопоставлено относительно фривольному (франц. frivole, не вполне пристойный, легкомысленный, нескромный) времяпрепровождению.

     В Англии ХVIII века зародилась большая часть противоречий, свойственных современной коммерческой культуре. Писатель стал зависеть от финансовой поддержки публики, в которую включается и буржуазия, располагавшая достаточным досугом, чтобы воспользоваться всеми формами развлечения, предоставляемые ей рынком.

     Приблизительно половину объявлений, заполнявших страницы журналов ХVIII века, составляла реклама на книги. Броские заголовки почитались в книжном деле превыше всего. Для сочинения одобрительных отзывов приглашались «выдающиеся личности». На критиков оказывали давление или просто подкупали.

     К ХIХ веку завершился процесс, начавшийся во времена Монтеня. Были уничтожены почти все остатки феодальной системы в политике и экономике. В обществе, где преобладающую роль играл «средний класс», полным ходом идет индустриализация и разделение труда.

     Возникновение массовой культуры было подготовлено всем ходом развития западноевропейской культуры. Первой важной вехой на этом пути было книгопечатание (ХV век), изобретателем которого стал И. Гутенберг. Оно означало настоящий переворот в культуре. Примечательно, что в течение целых столетий, до появления массовой культуры, книгопечатание выступало средством распространения высокой культуры – сначала Библии, а затем литературы.  В ХVII веке появляются газеты и журналы – еще один важный элемент массовой информации. Переломное время  -  ХIХ – начало ХХ веков.

     Во второй половине ХIХ века была изобретена фотография – сначала черно-белая, а затем цветная; одновременно (1895) появляются радио и кинематограф; изобретаются телефон и телеграф, составившие важную часть современной системы связи. В 30-е годы ХХ века возникает телевидение, объединившее в себе все прежние способы коммуникации и означавшее глубокий переворот в цивилизации и культуре. По мнению М. Маклюэна, появление телевидения означало конец прежней «цивилизации письменности», или «галактики Гутенберга», уступившей место новой электронной и телевизионной цивилизации, которая объединяет все человечество в единую «глобальную деревню». К середине ХХ века формирование современной системы средств массовой информации и коммуникации завершается, а вместе с ней все необходимое  для возникновения массовой культуры.

 

Литература

1. Новый энциклопедический словарь. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2000.

2. Кукаркин  А. В.  Буржуазная массовая культура. -  М., 1985.