*112541*

Какимова М.Ш., Турлаев А.В., Туякова Н.Б.

Карагандинский государственный университет им. Е.А.Букетова, Казахстан

 

ПРИНЦИПЫ ПРАВА И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

 

Понятие принципов права является одной из актуальных проблем современной юридической науки. И это не случайно, так как именно в принципах права наиболее ярко отражена его сущность во всем многообразии составляющих ее сторон и закономерностей. Кроме того, важность данной проблемы определяется тем, что сложившееся в юридической науке представление о принципах сформировалось в основном на базе узконормативного правопонимания и имеет существенные недостатки. Многие авторы подходят к принципам права с разных точек зрения, подчеркивая тем самым разнообразие и разноплановость рассматриваемого явления. Например, А.В.Мицкевич к общим принципам права относит: политический принцип – государственная власть народа; экономический принцип – установление, охрана системы хозяйства; социальный принцип – гуманизм, право на труд [1,128-129].  Л.С.Явич принципы права подразделяет на: 1) экономические начала, к каковым он относит господство антиэксплуататорских производственных отношений, охрану собственности и стимулирование закономерной тенденции к повышению уровня её обобществления и поддержание тенденции к постепенному выравниванию имущественного положения членов общества при сохранении материальной заинтересованности в результатах трудовой отдельных лиц и производственных коллективов. 2) Политические начала права (полновластие народа, гармоническое сочетание представительной и  непосредственной демократии, тенденции к постепенному повышению роли общественного самоуправления при одновременном упрочении государственности, равноправие граждан, наций, рас  и национальностей. 3) Социальные начала права (сочетание благосостояния и безопасности каждого человека). 4) Нравственные начала права (социальная справедливость, гуманизм, добросовестное отношение к труду) [2,151-152]. Е.А.Лукашева к общим принципам права  относит принципы справедливости законности, неразрывную связь прав и обязанностей, сочетание убеждения и принуждения, ответственность за вину. Такие принципы, как полновластие народа, собственность, демократизм, по мнению Е.А.Лукашевой не являются принципами права, они лишь «показывают какие общественные отношения закреплены в праве» [3,23]. Таким образом, большинство учёных к общим основным принципам права относят: полновластие народа, демократизм, гуманизм, социальную справедливость, законность. Общие принципы характеризуются тем, что относятся к праву в целом, распространяются на все его отрасли, объединяют их, способствуют стабильности действующей системы права, и определяют дальнейшее развитие. Общеправовые принципы, в свою очередь, можно подразделить на: морально-этические (нравственные) и организационные. Первые из них образуют нравственную основу права, его духовный фундамент. Эти принципы непосредственно влияют на нормативное содержание права. Вторая группа общих принципов, тесно взаимосвязанная с первой, составляет организационно-процедурную основу права, ориентированную на обеспечение его роли как особого, государственного регулятора общественных отношений, выполнение правом его специфически юридических функций. Согласно концепции единства естественного и позитивного права, морально-этические принципы современного казахстанского права составляют естественные законы, символизирующие основные фундаментальные права человека и гражданина, закрепленные во Всеобщей декларации прав человека 1948 г и в последующих международных и внутригосударственных документах, в том числе Конституции Республики Казахстан. Второй раздел «Человек и гражданин» Конституции Республики Казахстан провозглашает следующие нормы-принципы: равенство (ст.14), право на жизнь (ст.15), свободу (ст.16), достоинство (ст.17). Каждый их этих принципов имеет свое значение. В статье 16 Конституции Республики Казахстан закреплено, что «каждый имеет право на личную свободу» [4]. Личная свобода человека – это его неотъемлемое и абсолютное право, возникающее в силу естественной природы самого человека. «Все люди, - говорится во Всеобщей декларации прав человека 1948г, - рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах» [5]. Важным принципом является равноправие. «Все равны перед законом и судом» - гласит ст. 14 п.1 Конституции Республики Казахстан. Правовое равенство означает свободу индивида в общественных отношениях, признаваемую и утверждаемую в форме его правоспособности и правосубъективности. Правовое равенство в свободе как равная мера свободы означает и требование соразмерности в отношениях между свободными индивидами - субъектами права. Нередко правовое равенство смешивается с равенством в социальных отношениях, что следует признать принципиально неверным. Это вызвано тем, что долгое время общественное сознание формировалось на идеалах равенства, гуманизма, справедливости, зачастую гипертрофированных, иллюзорных. Сегодня многие убедились, что, как это не парадоксально, в социально-экономической сфере идеал равенства неизбежно приводит к несвободе, росту ограничений. Одним из наиболее важных и главных норм-принципов является «право на жизнь». Право на жизнь – первооснова всех других прав человека, которое никто не может отнять ни при каких условиях. Во Всеобщей декларации прав человека и гражданина провозглашаются ценность человеческой личности и право каждого человека на жизнь (статья 3) [5]. В Международном пакте о гражданских и политических правах обращено внимание на неотъемлемость этого права, его охрану законом и недопустимость произвольного лишения жизни (статья 6) [6]. В статье 17 Конституции Казахстана закреплено, что «достоинство человека неприкосновенно». Это означает,  что достоинство человека не должно подвергаться оскорблению и унижению, ибо достоинство человека составляет  охраняемую правовым государством ценность, поскольку оно присуще любому индивиду, осознающему себя и свое положение личности как таковой в правовом государстве. Достоинство рассматривается как этическая категория. Достоинство личности защищается как конституционным правом, так и через институты отраслевого законодательства. В частности, статьями Уголовного Кодекса Республики Казахстан предусмотрена уголовная ответственность за действия, унижающие честь и достоинство личности, такие как клевета и оскорбление (статьи 129 и 130 УК РК) [7]. Лица, отбывающие наказание, имеют право на вежливое обращение со стороны персонала. Они не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. По существу достоинство личности является базой прав человека, выступая в качестве первопричины или первоосновы прав человека как таковых, неслучайно в преамбуле Всеобщей декларации прав человека закрепляется, что признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира [5]. Соответственно, по нашему мнению, достоинство личности необходимо рассматривать в качестве базового правового принципа, составляющего с правами человека единое явление, обусловливающее необходимость существования современной правовой системы и определяющей её ценность.

Для права современного Казахстана, развивающегося в направлении формирования цивилизованного гражданского общества и правового государства,  характерен такой правовой принцип, как демократизм. Расширение и углубление реальной демократии ведёт к повсеместному утверждению социального равенства, вовлечению в дело государственного и общественного самоуправления всё большего числа граждан, а значит  и воплощению в отношениях между людьми социальной справедливости.

К организационным процедурным принципам казахстанского права относятся: законность, сочетание убеждения и принуждения, стимулирование и ограничения в праве. Законность означает неуклонное исполнение законов и соответствующих им иных правовых актов органами государства, должностными лицами, гражданами и общественными организациями. Законность представляет собой одну из сторон демократического государственного строя, выражает равенство всех перед законом с точки зрения одинакового подчинения закону любого участника общественных отношений. Законность – это принцип и метод деятельности государственного аппарата, органов государственного управления, в том числе  и правоохранительных органов. Принцип законности закреплен в статье 34 п. 1 Конституции РК, где сказано «каждый обязан соблюдать Конституцию и законодательство РК…»[4]. Таким образом, в настоящее время в Республике Казахстан формируется общеправовой принцип защиты и обеспечения достоинства и прав человека, который, по нашему мнению, следует признать базовым в системе правовых ценностей и принципов.

Среди всех основополагающих идей основной идеей права, по существу, является принцип равноправия, из которого должны вытекать все основные идеи права. В Доктрине Национального единства Казахстана, в качестве основного принципа во втором разделе «Разное происхождение - равные возможности» закреплено, что вторым основным принципом, на котором основывается наше национальное единство, является равенство возможностей для всех граждан, независимо от этнического или иного происхождения, вероисповедания и социального положения [8]. По существу это означает, что никто из нас не имеет изначальных преимуществ друг перед другом - этот принцип ложится прочным фундаментом под здание нашего единства. Он провозглашен в Конституции Республики Казахстан. Этот принцип означает, что каждый гражданин Казахстана имеет все шансы полностью реализовать свои возможности и добиться успеха, благодаря своим способностям, а не привилегиям или происхождению. Способности и талант, направленные на служение отечеству и обществу, должны развиваться свободно и не ограничиваться ничем. Поэтому государство заботится о сохранении культурных и духовных традиций своего народа, как части национального достояния. Одним из инструментов этой поддержки призвана выступить Ассамблея народа Казахстана, уникальный институт развития межкультурного диалога.

  Таким образом, принцип равноправия следует считать основным для современного права, прав человека и гражданского общества, при этом такие понятия как законность, гуманизм, социальная справедливость и другие правовые явления, определяемые теоретиками права как принципы права, можно рассматривать как производные (вторичные) принципа равноправия. Из этого следует, что вся система правовых принципов должна быть подчинена основному принципу – принципу равноправия. Этому должно быть посвящено все законодательство, а также правоприменительная практика должна исходить из принципа равноправия, внедряя этот принцип в общественную жизнь.

 

Литература:

1. Мицкевич А.В. Советское социалистическое право, его основные принципы и система // Сов.гос.право. - 1975. - № 9. -С.128-129.

2. Явич Л.С. Право развитого социалистического общества. Сущность и принципы. - М.: Юр. лит-ра, 1978. – 234с.

3. Лукашева Е.А. Принципы социалистического права // Сов.гос. и право. - 1970. - № 6. – С.23-25.

4. Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 г. // Казахстанская правда. - 08.09.95 г.

5. Всеобщая декларация прав человека // Гуманитарное право: Сборник международно-правовых документов. - Ер.: Изд.«Мхитар Гош», 1997.

6. Международный пакт о гражданских и политических правах // Международные акты о правах человека. Сборник документов. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 1998.

7. Уголовный кодекс Республики Казахстан от 16 июля 1997. // Ведомости Парламента Республики Казахстан. - 1997 г., N 15-16, ст.211.

8. Доктрина Национального единства Казахстана. Одобрена Администрацией Президента и направлена в Правительство 29 апреля 2010 года, одобрена на состоявшемся 19 апреля 2010 года заседании Совета Ассамблеи народа Казахстана // База данных «Законодательство».