*112977*

Психология и социология/12. Социальная психология

К.психол.н., Чикова О.М.

Тюменский государственный университет, Россия

Психологическая характеристика аддиктивного поведения

геймеров подросткового возраста

 

Проблема патологического влечения к компьютерным играм привлекает к себе внимание специалистов в связи с распространенностью, а так же в связи с социальными, медицинскими и другими последствиями. Это явление приобрело широкое распространение в конце XX века в промышленно развитых странах и все чаще встречается в России, о чем свидетельствует принятый Государственной Думой закон, запрещающий размещать игровые автоматы в жилом секторе города, который вступил в силу 1 июля 2009 года.

Компьютерная зависимость — это пристрастие к занятиям, связанным с использованием компьютера, приводящее к резкому сокращению всех остальных видов деятельности, ограничению общения с другими людьми. Компьютерная зависимость наиболее часта в подростковом возрасте, особенно у мальчиков. Признаком компьютерной зависимости является не само по себе время, проводимое за компьютером, а сосредоточение вокруг компьютера всех интересов личности, отказ от других видов деятельности. Таких игроков называют «компьютерными фанатами», «геймблерами» или «геймерами» (М. Шоттон, Ш. Текл, К. Янг, И. Маркс), которым свойственно аддиктивное поведение (от addiction – пагубная привычка).

Качества, отличающие здоровых людей от игровых аддиктов: нежелание и невозможность трезво воспринимать и оценивать реальность, предпочитая погрузиться в созданный воображением мир игры; постоянное чувство эмоциональной незащищенности; комфорт, безопасность, уверенность во время игровой деятельности; незрелость, инфантильность в повседневной жизни.

Возникновение компьютерной зависимости способствует нарушению общения со сверстниками, приводит к закреплению и дальнейшему прогрессированию этих нарушений. Как и другие виды зависимости (алкогольная, наркотическая), компьютерная зависимость может повышать вероятность правонарушений в подростковом возрасте. Таким образом, компьютерная зависимость препятствует личностному развитию, профессиональной ориентации, а впоследствии и выполнению профессиональной деятельности.

Актуальность этой темы подтверждает ситуация, складывающаяся в теории решения данной проблемы: малочисленность и незавершенность работ по данной проблеме; нет понимания сущности и механизмов компьютерной зависимости; отсутствие диагностических процедур для создания прогнозов и определения уровня гейм-зависимости; несостоятельность существующих подходов к терапии и профилактике данного расстройства.

Все это послужило обоснованием для организации и проведения исследования по выявлению личностных особенностей и внутренней картины аддиктивного поведения геймеров подросткового возраста. В экспериментальную группу вошли 45 учащихся 11 классов, в возрасте от 15 до 17 лет: 30 человек прошли очное тестирование и 15 человек – интернет-тестирование. Выборка была разделена на две подвыборки по 20 человек – экспериментальная (испытуемые с компьютерной зависимостью или ярко выраженной склонностью к ней) и контрольная (испытуемые не имеющие компьютерной зависимости).

На первом этапе исследования испытуемым предлагался опросник компьютерной зависимости, что позволило сформировать экспериментальную – игровые аддикты и контрольную группы – нонаддикты. Данная процедура позволила установить иерархию выраженности синдромов аддиктивного поведения испытуемых экспериментальной выборки.

Наиболее выраженным синдромом компьютерной зависимости является синдром «побуждение к контрпродуктивной поведенческой деятельности». Таким аддиктам свойственна: социальная дезадаптация (игнорирование домашних обязанностей, учебы, встреч и договоренностей в ходе работы или игры на компьютере); стабильность проявлений зависимости (возможно пренебрежение собственным здоровьем, гигиеной и сном в пользу проведения большего количества времени за компьютером; готовность удовлетворяться нерегулярной и однообразной пищей, не отрываясь от компьютера); тотальность (расходование денег на программное обеспечение компьютера, равнодушие к другим увлечениям, ажиатированность в ситуации игры). 

По степени выраженности второе место занимает синдром «нарастающее напряжение, до завершения деятельности». Данный синдром выражается в следующих проявлениях: стабильность психического напряжения нежелание отвлечься от работы или игры с компьютером; раздражение при вынужденном отвлечении; неспособность спланировать окончание сеанса работы или игры с компьютером.

В данной иерархии синдром «гедонистический оттенок на ранних стадиях аддикции» в данной экспериментальной группе имеет наименьшее значение. Показателем этого синдрома является стабильность эмоциональных проявлений (ощущение эмоционального подъема во время работы с компьютером), что обусловлено большим (более трех лет) игровым стажем респондентов.

На втором этапе исследования респондентам обеих выборок (экспериментальной и контрольной) предлагался ПДО (А.Е. Личко), предназначенный для оценки выраженности типов акцентуаций, а также сопряженных с ними некоторых личностных особенностей.

Рисунок 1

Показатели акцентуациий – гипертимный, шизоидный и сенситивный типы в экспериментальной выборке превышают показатель нормы, следовательно, позволяют предположить тенденцию патологического развития гейм-аддиктов. Данные типы акцентуаций были характерны для экспериментальной выборки, в контрольной выборке они не встречались, либо были выражены незначительно. Мы можем предположить, что доминирующие акцентуированные черты личности можно рассматривать как преморбидную основу  для составления описания аддиктивного поведения.

На третьем этапе исследования решалась задача  описания  психологической основы аддиктивного поведения геймеров. Результаты корреляционной взаимосвязи между аддиктивным поведением геймеров и акцентуированными свойствами личности представлены в таблицах 1 и 2.

Таблица 1

Матрица интеркорреляции показателей компьютерной зависимости и выраженных свойств акцентуаций характера

Типы акцентуаций личности

Показатели игровой компьютерной зависимости

1

2

3

4

5

6

7

Гипертимный

0,25

0,05

0,12

0,58

0,57

0,31

0,67

Циклоидный

0,13

0,13

0,19

0,57

0,31

0,22

0,26

Лабильный

0,14

0,23

0,06

0,12

0,5

0,21

0,13

Астено-невротический

0,4

0,42

0,2

0,4

0,22

0,57

0,3

Сенситивный

0,24

0,5

0,4

0,4

0,1

0,22

0,13

Психастенический

0,33

0,9

0,63

0,22

0,94

0,5

0,28

Шизоидный

0,75

0,6

1

0,65

0,91

0,4

0,02

Эпилептоидный

0,84

0,8

0,9

0,9

0,6

0,62

0,01

Истероидный

0,7

0,8

0,6

0,9

0,7

0,82

0,1

Неустойчивый

0,1

0,2

0,4

0,3

0,3

0,3

0,01

Конформный

0,3

0,1

0,2

0,5

0,3

0,2

0,4

          1 – побуждение к контрпродуктивной поведенческой деятельности; 2 – нарастающее напряжение, пока деятельность не будет завершена; 3 – завершение данной деятельности немедленно, но ненадолго снимает напряжение; 4 – повторная тяга и напряжение через часы, дни или недели; 5 –  внешние проявления уникальны для данного синдрома аддикции; 6 – последующее существование определяется внешними и внутренними проявлениями (дисфория, тоска); 7 – гедонистичекий оттенок на ранних стадиях аддикции.

Анализ этих интеркорреляций позволяет утверждать, что симптомы гейм-зависимости связаны с акцентуированными свойствами личности, но не каждый акцент личности взаимосвязан с проявлениями того или иного типа аддиктивного поведения геймера.

Наиболее взаимосвязанными с показателями компьютерной зависимости является эпилептоидный тип акцентуации, он коррелирует с 6 показателями аддикций. Это может быть связано со следующими особенностями данной личности. Известно, что эпилептоиду свойственны эгоцентризм и высокий уровень раздражительности. Мы можем предположить, что игра для эпилептоида выступает средством для снятия напряжения и как следствие раздражения, что и привлекает данную личность в компьютерных играх. 

На втором месте выраженности истероидный тип, он взаимосвязан с 5 показателями компьютерной аддикции. Данный тип акцентуации выражается в стремлении личности всегда быть в центре внимания, ролевая игра удовлетворяет данную потребность гейм-аддикта, так как он сам руководит процессом игры, занимая лидирующую позицию, а так же принимает решения, от которых зависит исход игры.

Шизоидный тип коррелирует с 4 симптомами гейм-зависимости. Эту взаимосвязь акцентуаций личности и аддиктивного поведения можно объяснить следующими особенностями личности данного типа. Шизоидной личности свойственно фантазирование и замкнутость в своем внутреннем мире, компьютерная игра для такого аддикта выступает виртуальной реальностью, замещающей настоящую реальность. На основании этих данных мы можем предположить, что игра дает шизоиду чувство безопасности и провоцирует компьютерную зависимость.

Психастенический тип взаимосвязан с 3 показателями игровой зависимости. Мы можем предположить, что склонность психастенического типа акцентуаций связана с его мнительностью и неуверенностью в себе. Психастеник больше всего на свете боится не оправдать возложенных на него надежд, игра позволяет такой личности не думать об ответственности за игровой результат, ведь в процессе игры в ситуации неудачи можно все начать сначала.

А вот лабильный, сенситивный, неустойчивый и комформный типы акцентуации личности корреляционных связей с показателями игровой зависимости не имеют.

Нами установлены взаимосвязи между склонностью гейм-аддиктов к компьютерным играм и психологическими особенностями личности, что представлено в таблице 2.

Таблица 2

Карта психологических характеристик личности

компьютерных аддиктов

Показатели компьютерной аддикции (И. Маркс)

Типы акцентуации характера

– побуждение к контрпродуктивной поведенческой деятельности

– истероидный

– эпилептоидный

– шизоидный

– нарастающее напряжение, пока деятельность не будет завершена

 

– истероидный

– эпилептоидный

– шизоидный

– психастенический

– завершение данной деятельности немедленно, но ненадолго снимает напряжение

 

– истероидный

– эпилептоидный

– шизоидный

– психастенический

– повторная тяга и напряжение через часы, дни или недели

 

– истероидный

– эпилептоидный

– шизоидный

– гипертимный

– циклоидный

– внешние проявления уникальны для данного синдрома аддикции

 

– истероидный

– эпилептоидный

– шизоидный

– гипертимный

– последующее существование определяется внешними и внутренними проявлениями (дисфория, тоска)

– истероидный

– эпилептоидный

– астено-невротический

– гедонистический оттенок на ранних стадиях аддикции

– гипертимный

 

Карта могут служить основой для описания личности гейм-аддикта подросткового возраста в зависимости от выраженности у него показателей компьютерной зависимости. Каждый показатель компьютерной зависимости взаимосвязан с различными типами акцентуаций личности ярко выраженного характера. Следовательно, воздействуя на психические особенности личности, мы можем корректировать игровую зависимость в подростковом возрасте.

Акцентуанты подросткового возраста могут составить группу риска для формирования гейм-аддикций. Зная, направленность личности можно через воздействие на эту направленность и, делая на ней основные акценты, развивая их в продуктивной деятельности, влиять на снижение динамики развития показателей игровой аддикции.

Данные карты достаточно информативны для составления психопрофилактической программы и осуществления ее в группе подростков с ярко выраженными акцентуациями личности.

В процессе психологического сопровождения подростка  представленные взаимосвязи могут играть роль описательной характеристики акцентуированного аддикта, помогая психологу более точно составить психологический портрет геймера, учесть его индивидуально-психологические особенности, выявить основные психологические затруднения, связанные с зависимостью от компьютерных игр.

Следовательно, с компьютерной зависимостью можно работать, учитывая индивидуально-психологические особенности аддикта. Такой индивидуальный подход позволит направить поведенческую активность аддикта в то русло, которое оптимальным образом будет подходить ему с его характерологическими качествами, обеспечивая экологичность и гармоничность его существования в социуме.

Выявленные в ходе нашего исследования взаимосвязи между показателями компьютерной зависимости и акцентуированными чертами характера расширяют необходимость дальнейшего изучения данного вопроса, а так же решают проблему необходимости медико-психологического консультирования и комплексной терапии пограничных психологических состояний у игровых аддиктов. Это дает основание к применению как симптоматической, так каузальной психотерапии, ориентированной на психологические особенности аддикта, требующие нормализации системы отношений, неадекватно сформированной в процессе жизни. Через воздействие на психологические характеристики личности мы можем влиять на динамику компьютерной зависимости и снижать ее воздействие на личность.

Литература:

1.       Бурлаков И.В. Homo Gamer: Психология компьютерных игр. – М.: Класс, 2000. – 144 с.

2.       Войскунский А.Е. Актуальные проблемы зависимости от интернета         // Психологический журнал. – Т. 25. –  № 1, 2004. – С. 90-100.

3.       Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика. – М.: НПО МОДЭК, 2002. – 240 с.

4.        Джолдыгулов Г.А., Гусманов Р.М., Шевченко Ю.С. К вопросу о механизмах формирования чрезмерной увлеченности компьютерными играми. – И.: Иваново, 2005. – С. 111-112.

5.        Зайцев В.В., Шайдулина А.Ф. Как избавиться от пристрастия к азартным играм. – СПб.: Нева, 2003. – 128 с.

6.        Леонгард К. Акцентуированные личности. – Ростов н/Д: Феникс, 1997.    – 36 с.

7.        Личко А.Е. Психопатии и акцентуациихарактера у подростков. –  Л.: Медицина, 1983. – 256 с.