*112443*

 

 

Доктор психологических наук, профессор  Джакупов С.М.

Магистр педагогико-психологических наук, PhD докторант Исаханова А.

Международный Казахско-Турецкий университет им. Х.А. Яссави, Казахстан.

Межнэтническое взаимоотношение в период этнического парадокса современности

 

            В последние два десятилетия во всем мире произошло глобальное изменение всех аспектов человеческого существования. Поменялись координаты развития личности и общества в целом. Порядки, устои, взаимоотношения, все перешло на экономически выгодный уровень взаимодействия. Современная жизнь человека стала значительно отличаться от жизни не только его предков, но и его родителей. Человек изменил образ своего бытия и своего существования в мире реальном, он все больше погружается в виртуальный, иллюзорный мир. Смысл жизни предков и родителей стал чужд современности. Главным направлением общественного смыслообразования стало в первую очередь –  экономическое благополучие.  Жизненный смысл который многие века передавался от поколения к поколению ( лишь с легка видоизменяясь), утерял свою значимость, перестал удовлетворят потребности нового экономически ориентированного общества.  Личностные ценности перестали соответствовать жизненным смыслам, что повлекло за собой психологические аномалии развития и существования личности [1]. Человек по природе своей социален и потому включен в общественное бытие и конкретно в свой этнос, в свою государственную структуру (еще Аристотель прозорливо назвал человека общественным существом), а нестабильность нововведений современного общества порождают "хаос", заставляют все больше людей замыкаться в себе и в своих проблемах  в повседневности вызывая различные психологические и психические отклонения. Человеку всегда необходимо ощущать себя частью "мы",  это ощущение в полной мере дает лишь в этнос.

          В конце ХХ века ученые, заинтересованные в науках, изучающих человека в современном мире, открыли новый феномен — этническое возрождение или этнический парадокс современности. Этот феномен состоит в значительном повышении роли этничности в общественных процессах, новой волны повышенного интереса к этнической идентичности, языку, культуре, традициям и образу жизни. Ценностное отношение к традиционному обществу нарастает на фоне интернационализации экономической и социально-политической жизни, глобализации человеческой деятельности на нашей планете, а также международной интеграции современных ценностей цивилизаций [2]. В настоящее время этническое возрождение рассматривается как одна из основных черт развития человечества на современном этапе. Этническое возрождение затрагивает абсолютно все направления бытия человечества и в каждой стране, в каждой национальности оно развивается и расширяется своими индивидуальными темпами. Почти повсеместный интерес к своим корням у отдельных людей и целых народов проявляется в самых разных формах: от попыток реанимации старинных обычаев и обрядов, фольклоризации профессиональной культуры, поисков "загадочной народной души" до стремления создать или восстановить свою национальную государственность[3]. Человек ощущает нестабильность окружающего мира, уменьшается его оптимизм и желание смотреть вперед, его охватывает "шок будущего" [4]. Все больше людей стремятся преодолеть оторванность от своих корней, склонны смотреть назад и вглубь, искать поддержку и защиту в стабильных ценностях предков. Кроме того экономически развитые общества не сформировали к настоящему времени "...идеологии, способные удовлетворить человеческую потребность в осмысленном существовании и ощущении общности" [5].

         Но как показывают последние исследования в области этнопсихологической психологии Казахстана, этническое возрождение не несет с собой и негативную форму общения с представителями других этносов через увеличение значимости своего этноса к которому принадлежит тот или иной человек. В полиэтнической среде Казахстана зарождение предубеждений о превосходстве своего этноса и "ущербности" другого ставит барьер для взаимного позитивного общения и развития как социума так и страны в целом. 

         Этнические предубеждения как специфическая форма проявления смысловых барьеров могут оказывать существенное влияние на результаты формирования нравственной деятельности, протекающей в условиях полиэтнического общения. Изменение этнических предубеждений происходит в результате последовательного присвоения различных общих фондов смысловых образований, сопровождающих взаимодействие в субъект – субъектном пространстве окружающего мира [6].

         Всеобщее равенство это - нравственная ценность моральных требований полиэтнического общества Казахстана, которая в преобразуясь в нравственную активность общества помогает  мирному существованию. Но, по нашему мнению преобразованию нравственной ценности всеобщего равенства в нравственную активность всеобщего равенства всех представителей этносов Казахстана препятствуют этнические предубеждения в межэтническом общении.

         В связи с этим нами было проведено исследование состоявшее в изучении отражения в обществе нравственной ценности всеобщего равенства и связанных с ней этнических предубеждений, возникающих в условиях формирования и развития личности, выяснялись различия в восприятии и активизации нравственной ценности.

         В исследовании принимали участия 200 представителей 2 этносов Казахстана, от 18 до 27 лет, которые с рождения проживают на территории республики и являются ее полноценными гражданами. Это представители - казахского и русского этносов.

Результаты  полученные в экспериментальных группах показали что межличностные отношения внутри своей этнической группы лучше на 23%, чем межэтнических отношений между этносами выбранными в исследовании. Что  касается нравственных ценностей всеобщего равенства то применительно к представителям своего этноса эти ценности применяются для всех, а для представителей "другого" этноса респонденты сделали исключение. Как показывают исследования всеобщее равенство для представителей другого этноса упало ниже, в среднем на 15% чем в межличностных отношениях с представителями своего этноса.

         Из этого следует что наши предположения о нравственных ценностях были верны. В моноэтническом общении нравственные ценности преобразуясь в нравственную активность активно выражаются и реализуются  в внешних и внутренних тенденциях жизни  личности. Но в межэтническом  общении нравственная активность затормаживается, нравственные ценности преломляются через "призму" этнических предубеждений личности. На которые влияют как место проживание представителей этноса, так и взгляды социального окружения на межэтническую ситуации взаимоотношения.

 

Литература

1.     Братусь Б.С.  Аномалии личности. М.: 1988. – 301 [2] с.

2.      Мухина В. Личность в условиях этнического возрождения и столкновения цивилизаций: XXI век. Журнал  "Развитие личности" №1,  2002.

3.     Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Учебник для вузов/ Т.Г.Стефаненко. - 4 - е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2006. - 368 с.

4.     Тоффлер О. Шок будущего. М.,2001

5.     Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. Перспективы социальной психологии. М., 1999.

6.     Джакупов С.М. Экспериментальные исследования этнических предубеждении// Теоретические и прикладные проблемы социализации личности: Межвузовский сборник научных трудов. Алматы, 2002. - Ч. IV. -С. 25-45.