*112964*

Психология и социология/8. Педагогическая психология

К.психол.н., Семеновских Т.В.

Тюменский государственный университет, Россия

Культурно-личностная идентификация

в старшем дошкольном возрасте: теоретический и практический аспект

 

Работа выполнена в рамках федеральной целевой программы “Научные и научно-педагогические кадры инновационной

России” на 2009-2013 годы. Шифр гранта № 14.740.11.0235

 

Дошкольное детство — это период «первичной социализации», когда закладывается программа поведения, социальные формы жизни, будущие виды деятельности, а также осознается, частично присвоенная, модель «человека культуры», запускаются механизмы культурно-личностной идентификации.

На основании проведенного теоретического обзора многочисленных зарубежных и отечественных исследований по проблеме «идентификации» (Г. Брейкуэлл, Дж. Гевиртц, Д. Доллард, Э. Маккоби, О. Маурер, Дж. Мид, Н. Миллер, П. Муссен, Т. Парсонс, Р. Сиэрс, Дж. Тернер, Х. Тэджфел, З. Фрейд, Э. Шилз; В.В. Абраменкова, В. Агеев, Г. Боришевский, А.В. Буров, О. Васильченко, Л.С. Выготский, Т.П. Гаврилова, Е.М. Дубовская, В. Кан-Калик, Т.И. Комисаренко, Р.Л. Кричевский, Т.А. Моджарова, В.С. Мухина, Н.Н. Обозов, А.В. Петровский, Б.Ф. Поршнев, В.А. Рахматшева, С.Л. Рубинштейн, В. Собкин, А.П. Соприков и др.) мы склонны придерживаться следующей трактовки термина «культурно-личностная идентификация» — это сложный процесс формирования личностных структур сознания, определяющих и регулирующих поведение индивида на личностном уровне через призму личностного образа «человека культуры», сформированного в процессе межличностного взаимодействия в социокультурном пространстве путем присвоения всего богатства определенной культуры (А.Г. Асмолов, В. Мухина и др.).

Высокая степень сложности психического явления культурно-личностной идентификации проистекает из содержательной характеристики данного понятия, подразумевающей взаимодействие двух структурно сложных систем — социальной среды и личности.

Социокультурное пространство, являясь сложноорганизованной системой, подразделяется на две плоскости, находящиеся в постоянном взаимодействии: общественная и индивидуальная. Общественное социокультурное пространство включает в себя макросреду личности (государственное, этническое, региональное и пр.), т.е. форму существования культуры в обществе, в единстве ее материально-вещественных и духовно-смысловых категорий, в рамках которой данная личность живет, действует и под влиянием которой формируется.

Общество и культура в целом на микроуровне в нашей матрице представлены в виде индивидуального социокультурного пространства личности, так называемой микросреде — ближайшем окружении, с которым взаимодействует личность в процессе ежедневной практической деятельности (семья, малые социальные группы). Семья — это узловая категория, в которой происходит встречное движение личностного и социального; она вплетена в структуру общества, являясь его системоообразующим началом и, в тоже время, есть отдельная единица, обладающая уникальностью и своеобразием. Семья, являясь частной моделью общества и культуры, трансформирует и непосредственно транслирует формирующейся личности общественные духовно-смысловые категории культуры. Доказанный факт, что именно семья является референтной группой для ребенка дошкольного возраста. Ребенок, часто неосознанно, подражает словам, действиям и поведению родителей. 

Общественное и индивидуальное социокультурное пространство, находясь в постоянном взаимодействии с личностью и в неразрывной связи между собой, формирует как типовые, так и индивидуальные признаки личности. Общая совокупность социокультурных представлений, ценностей, смыслов, воздействуя на сознание и поведение конкретной личности, не только формирует некоторое представление о мире, но и порождает ее новый субъективный опыт, определенные состояния и качества, определяющие для нее значение и смысл восприятия, понимания и преобразования социокультурной реальности. Следовательно, обращение к общекультурным смыслам и ценностям создает условие для рождения новых индивидуально-смысловых структур.

Рисунок 1

Матрица культурно-личностной идентификации дошкольника

матрица 2

Принципиальное значение в нашей работе имеет позиция преобразовательной  деятельности личности, отражающая особую степень субъектной включенности в процесс. Активно-преобразующая функция личности, являющаяся сущностной характеристикой субъектности (А.В. Брушлинский, Л.И. Божович, А.В. Петровский и др.), подразумевает выявление некоторой внутренней инстанции, управляющей поведением личности. В качестве такой инстанции мы обозначаем неотъемлемой частью личности – самосознание, т.е. совокупность представлений о себе. Самосознанию принадлежит смыслообразующая роль (через осознание ценностно-смысловых категорий), лежащая в основе его ведущей функции – саморегуляция поведения личности.

Психолого-педагогический анализ литературных источников, помог нам спланировать и осуществить проведение констатирующего эксперимента.

Констатирующий эксперимент проводился на базе МАДОУ «Дельфиненок», п. Боровский (Тюменская обл.). В нем приняли участие 29 детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет).

Задачами констатирующего эксперимента было осуществление психодиагностического обследования детей старшего дошкольного возраста, а также выявление у них исходного уровня культурно-личностной идентификации.

Основываясь на разработанной нами матрице культурно-личностной идентификации, отражающей трансляцию и трансформацию общекультурных ценностей, смыслов и представлений внутри диалогического пространства, объединяющего общественное и индивидуальное социокультурное пространство, самосознание самой личности, а также на представлении Д.А. Леонтьева о трех формах существования ценностей, переходящих одна в другую, мы определили батарею методик для исследования культурно-личностной идентификации (таблица 1).

Таблица 1

Батарея методик для диагностики культурно-личностной

идентификации

Формы существования ценностей

(по Д.А. Леонтьеву)

Ценности

Смыслы

Представления

Общественные идеалы

Методика «Близнец издалека»

Методика «Изучение осознания мотивационных предпочтений»

Методика «Что такое хорошо, что такое плохо»

Мотивационные структуры личности («модели должного»)

Методика мотивационных предпочтений «Цветик-семицветик»

Предметное воплощение идеалов в деяниях конкретного человека

Методика «Как поступать»

Методика «Сюжетные картинки»

Психодиагностическое обследование началось с проведения модифицированной методики «Кто я?» (М. Кун и Т. Макпартленд), позволившей исследовать особенности самосознания личности, выделенного нами в качестве одного из трех компонентов диалогического пространства теоретической матрицы культурно-личностной идентификации.

Как выяснилось, для старших дошкольников наиболее важными идентификационными характеристиками являются объективные показатели, отражающие социальное «Я», которое так или иначе обозначили все дети: половая принадлежность – 75,0%, учебно-профессиональная ролевая позиция (в данном случае – «ребенок») – 50,0%, имя – 42,0%, базовая характеристика рефлексивного «Я» («человек», «живое существо») – 58,0%. Наиболее интересующий же нас этническо-региональный показатель социального «Я» был отмечен лишь у 17,0% испытуемых.

Количественный анализ результатов исследования проводился на основе сопоставления двух шкал дифференцированности идентичности (количество идентификационных характеристик и количество компонентов-показателей идентичности, отраженных ребенком при самоидентификации). Обе шкалы были условно поделены на уровни выраженности (низкий, средний высокий).

Анализ полученных данных показал, что дифференцированность идентичности представлена лишь следующими сочетаниями двух шкал: «средний – средний», «высокий – средний» — по 33,0%, «средний – низкий» — 9,0% и «низкий – низкий» (проблемная идентичность) наблюдается у 25,0% детей.

Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о том, что выраженность культурной идентификации в сознании старших дошкольников крайне мала. Более того, у подавляющей части детей диагностирован средний уровень развития идентификации, а у четверти исследуемых выявлена проблемная идентичность.

Для более глубокого изучения пространства самосознания личности мы использовали методики, отражающие личностную направленность старших дошкольников, а именно личностные ценности как воплощение общественных ценностных идеалов, мотивационные структуры и предметное воплощение ценностей (деяния).

Первая группа методик была направлена на изучение абстрактных социальных ценностей, наполняющих общественное и индивидуальное социокультурное пространство ребенка, которые отражают еще два компонента теоретической матрицы культурно-личностной идентификации. Для изучения этого пространства мы использовали методики «Близнец издалека» и «Что такое хорошо, что такое плохо», отражающие ценностно-смысловую сферу личности.

По результатам исследования можно сделать вывод, что ведущими ценностными ориентациями в жизни старших дошкольников являются «мелкие» материальные блага (сладости, игрушки, красивая одежда и т.д.) – их отмечают 75,0% детей, и благоприятные взаимоотношения с окружающими (любовь мамы, отношения в семье и группе сверстников и т.д.) – это отмечают 25,0% детей. Для 8,0% детей, помимо прочего, важна возможность преобразовывать себя и окружающий мир.

При этом анализ базовых для ценностных ориентаций категорий «добра» и «зла» показал, что у чуть меньше половины детей (42,0%) представления об этих понятиях сформированы неверно. Дети часто путают «добрые поступки» с «правильными», т.е. отвечающими установленным дисциплинарным требованиям (послушание), тем не менее, 25,0% дошкольников способны четко разграничить все понятия, имея о них достаточно полное представление.

Следующая группа методик была направлена на исследование мотивационных структур личности, рассмотренных нами как опосредованное выражение личностных ценностей ребенка. Для этого мы использовали методики «Цветик-семицветик», отражающую мотивационные предпочтения детей, и методику «Изучение осознания мотивационных предпочтений».

В результате были определены ведущие сферы мотивационных предпочтений старших дошкольников. Наиболее часто упоминаемыми сферами являются: способность преобразовывать себя («не болеть», «вырасти», «быть счастливой» и т.д.) – 50,0%, материальные блага (квартира, работа для мамы, деньги и т.д.) – 42,0%, «мелкие» материальные блага – 33,0%, затем идут благоприятные взаимоотношения и способность преобразовывать окружающий мир – по 25,0%.

В отношении осознания мотивационных предпочтений, выражающихся в способности понять желания близких людей, старшие дошкольники в большинстве своем, все-таки, относятся к среднему и низкому уровню осознанности (58,0%), ставя на первое место «мелкие» материальные блага (58,0%), либо ориентируясь в выборе на свои желания (подарки, игрушки), либо вообще не могут понять желания других.

Однако, у 42,0% детей уровень осознанности мотивационных предпочтений можно охарактеризовать как высокий, учитывая то, что при выборе они ориентировались на реальные актуальные потребности, ставя на второе и третье место материальные потребности (33,0%) и благоприятные взаимоотношения (25,0%).

Последняя группа методик была направлена на диагностику предметно-воплощенных ценностей личности, проявляющихся в конкретных действиях. Для этого мы использовали методики «Как поступать» и «Сюжетные картинки», отражающих отношение детей к нормам.

Обе методики имеют количественную обработку результатов, помогающую выявить: степень осознанности действий с точки зрения имеющихся ценностных ориентаций и, степень эмоциональной включенности на низкий, средний и высокий уровни.

Полученные с помощью предыдущих методик данные о наличии у старших дошкольников достаточно полных представлений о базовых нравственных категориях, а, следовательно и четких ценностных ориентаций, имели свое подтверждение и при анализе результатов этой группы методик.

У 75,0% детей диагностированы низкий и средний уровни, характеризующиеся тем, что дети, имея ценностные ориентиры, соответствующие нравственным нормам (о чем еще раз свидетельствует наличие у 33,0% детей высокого уровня осознанности, по результатам методики «Сюжетные картинки»), далеко не всегда стремятся соответствовать им в своих действиях, имея неустойчивое, пассивное отношение к нормам. Эмоциональная включенность при этом неадекватна ситуации или неустойчива.

В ходе констатирующего эксперимента старшие дошкольники были распределены по трем группам, соответствующим низкому, среднему и высокому уровню развития идентификации. Развивающая работа рекомендована группе детей, имеющих средний уровень развития идентификации и группе детей с проблемной идентичностью.

Итак, наполнение разработанной нами матрицы является совокупностью объективных условий протекания культурно-личностной идентификации. В качестве таких условий мы выделили исторически выработанные категории культуры, несущие в себе общекультурные ценности, смыслы и представления, уровень развития которых и был выявлен в ходе констатирующего эксперимента. На основе константных доминант матрицы будет вестись дальнейшая работа по конструированию развивающей программы.

Литература:

1.       Асмолов А.Г. По ту сторону сознания: Методологические проблемы неклассической психологии. – М.: Смысл, 2002. – 480 с.

2.       Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб.: Питер, 2009. – 400 с.

3.       Брушлинский А.В. Психология субъекта / Отв. ред. В.В. Знаков. – М.: Институт психологии РАН; – СПб.: Алетейя, 2002. – 272 с.

4.       Мухина В.С. Таинство детства. В 2-х т. – Екатеринбург, 2004.