ОЦЕНКА РЫНКА КЕРАМИЧЕСКИХ ИЗДЕЛИЙ В КАЗАХСТАНЕ

 

Баймаханова Актолкын Абиласановна- Республика Казахстан, г.Кызылорда, магистр экономических наук, преподаватель Кызылординского Государственного университета имени Коркыт Ата кафедры «Учет и аудит»

 

Искусство керамики — изготовление различных предметов из глины — древний вид народного ремесла. С незапамятных времен керамические изделия служили человеку. Они различались по виду используемого сырья, составу глазурных покрытий, способу производства, по своему назначению. Повсюду, где имелись природные запасы глины, пригодной для обработки, мастера-гончары создавали разнообразные по форме и декору горшки, миски, кувшины, блюда, фляги и многие другие предметы, необходимые в быту. Пластичность материала, его тональность, колористическое многообразие глазурей, придающих изделиям пеструю и cочную окраску, способствовали тому, что керамические изделия выполняли не только сугубо утилитарную функцию, они становились произведениями искусства.

Производство керамических изделий является одним из составляющих народного промысла. Технология этого производства состоит из семи этапов: заготовка сырья, обработка, приготовление, формирование готовых изделий, процесс сушки, обжиг изделий и украшение готовой продукции.

Самый первый этап, с которого начинается производство керамических изделий – это заготовка и обработка сырья. Заготовка обычно происходит вдоль берегов рек и затопленных песчаных карьеров. Добытую глину размельчают, удаляют из неё лишние примеси, а также доводят до равномерного, коллоидного состояния, что поможет избежать трещин и дефектов во время обжига. Технология очистки и подготовки одинакова как для желтой, так и для красной и белой глины.
Современные технологии позволили внести свежие идеи в гончарное ремесло, сделав его более простым и быстрым.

Сегодня, на предприятиях гончарного дела, можно все чаще найти не гончарный круг, а метод литья глины. Для этого используют готовые, герметичные формы, а также специально приготовленную суспензию, концентрация воды в которой варьируется от

30 до 40 процентов. Формы, наполненные глинистым раствором, сохнут в специальном помещении, после чего формы открывают. Затем, мастера цеха доводят заготовки до совершенства. Среди их инструментов присутствуют особо острые лезвия, кисточки, тёплый водный раствор. С помощью этих приспособлений и материалов они срезают с изделий литьевые каналы, лишний слой глины, а также отметки в местах стыка форм, что окончательно подготавливает изделие к обжигу. Кроме того, специальный метод эрозии, обеспечивает гладкую поверхность будущим изделиям. Для этого используют специальную кисточку и водный раствор, который выравнивает поверхность глины.

Затем, наступает самый главный этап – обжиг глиняных изделий, в процессе которого формируется структура будущего изделия, выпаривается лишняя вода, закрепляются элементы, а также удаляются некоторые избыточные примеси, которые не удалось удалить в процессе обработки сырья. Современные пастообразные суспензии позволяют избежать различных примесей, поэтому в современных гончарных мастерских, глина не меняет своего цвета после обжига, что свидетельствовало бы о том, что в глине содержится много минеральных отложений.

Обжиг будущих керамических изделий происходит при температуре от 900 до 1450 градусов Цельсия. Температура зависит от типа глины, от её плотности и вязкости, а также от преследуемого результата. К примеру, температура 900 градусов является максимальной для изделий, отличающихся особой хрупкостью, а при температуре 1450 градусов обжигают фарфоровые предметы высочайшего качества, поэтому такую технологию вы не встретите в обыкновенных гончарных мастерских.
        Процесс обжига изделия задаёт прочность, а также многие другие параметры. Неправильная конструкция печи, а также неравномерное распределение газов в камере, может привести к деформации изделий, появлению трещин, либо к пережогам.

Процесс обжига керамики очень долгий, поэтому на предприятии работают до 15 печей одновременно. Производственные мощности такого предприятия могут выпускать до 100 тонн глиняных изделий в год. Главное правило гончарных мастеров – никакой спешки, иначе результат может оказаться неудовлетворительным. Испорченную в процессе обжига глину, не получится использоваться повторно, поэтому единственный способ – это утилизировать её как шлаковое отложение. Поскольку качественные породы глины встречаются в природе крайне редко, такая ошибка может стоить

очень дорого.

Украшение глазурью производят в отдельном цехе. Глазурь не имеет практически ничего схожего с обыкновенной краской, однако химические реактивы, призванные обеспечить химическую нейтральность глазури, а также быструю сушку, превращают глазурь в водоэмульсионный раствор, близкий по своим свойствам к краске. Гончарное изделие окунают в специальную ванну с глазурью несколько раз, чтобы глазурь проникла в мельчайшие отверстия. После этого, поток воздуха сдувает излишки глазури с изделия перед сушкой. Сушка занимает около 20 часов, придавая любому керамическому изделию законченный, товарный вид. Вот так устроено производство керамических изделий, которое объединило в себе не только древнее искусство гончарного дела, но и современные инновации.

Несмотря на широкое распространение современных материалов, которые отличаются долгим сроком службы и хорошими потребительскими качествами, изделия из керамики, по-прежнему, актуальны. Керамическая посуда хрупкая и стоит довольно дорого, по сравнению, к примеру, с пластиковой. Однако хорошая теплопроводность и, главное, экологическая безопасность этого материала компенсирует все его недостатки.

Конкуренция на рынке керамической посуды высокая, в том числе и среди казахстанских производителей. Ситуация осложняется тем, что емкость этого сегмента казахстанского рынка можно определить лишь приблизительно, так как он входит в состав рынка товаров для дома и оценивается в совокупности с другими сегментами. Известно, что посуда составляет около трети от общего объема рынка всех товаров для дома. На него приходится около $200 млн.

Несмотря на то, что здесь представлены изделия из различных материалов – от стекла до металла, тем не менее, до последнего времени лидировала керамическая и фарфоровая посуда (около 70% в общем объеме производства посуды).

Главные тенденции, которые наблюдались на казсхстанском рынке керамической посуды на протяжении последних нескольких лет, заключаются в ежегодном снижении объемов производства (особенно значительный спад произошел в 2010-2012 годах.

Сейчас объем производства керамической продукции в нашей стране составляет около 250 миллионов изделий и 2,6 млрд. тенге в стоимостном выражении в год, а ежегодные темпы роста объемов импорта керамики из других стран составляют 20-30%.

В целом, темпы роста рынка постепенно снижаются. Эксперты говорят о том, что для производств керамической и фарфорово-фаянсовой посуды наступили не лучшие времени. Новых компаний за последний год практически не появилось, не считая мелких полукустарных предприятий.

Стоит отметить, что по сравнению с западными районами страны  и, соотношение объемов продукции отечественного производства и импортируемой из других стран (преимущественно Китая) долгое время было в пользу казахстанским компаниям, в то время как за рубежом местные производители давно уступили позиции китайским предприятиям. Определенную роль играет и ностальгия, и уверенность в безопасности казахстанской керамики. Сейчас ситуация несколько изменилась.

Основная доля продаж на казахстанском рынке посуды приходится на продукцию импортного производства (особенно в сегменте фарфора и керамики).

Среди стран, которые поставляют свою продукцию в Казахстан, лидирует Китай (около 40% от общего объема импорта). А в сегменте продукции из керамики и фарфора стоимостью выше среднего преобладают европейские производители. Основные страны-импортеры керамики: Россия, Германия, Чехия, Польша, Япония, Великобритания.

Потребление посуды из этих материалов в нашей стране постоянно растет (прирост составляет примерно 7% в год). Специалисты уверены, что этот показатель будет увеличиваться по мере роста доходов населения. Во многом это связано с бурным развитием сегмента профессиональной посуды (гостиницы, рестораны, кафе), который составляет около 20% от объемов рынка.

Рост цен на керамическую посуду связан, в основном, с увеличением стоимости сырья (темпы этого роста составляют около 30% в год). Около 10% сырья, которое используется отечественными производителями керамики, импортируется из-за рубежа (в основном, с Росии). Отпускная цена за тонну глины в нашей стране составляет около $100. Стоимость глины, импортируемой с  Россией, почти в два раза ниже. Кроме того, сырье с отечественных месторождений нередко уступает по качеству глинам украинских месторождений. В нашей стране керамическую и фарфоровую продукцию производят несколько предприятий. Большая ее часть импортируется в стране.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Бугамбаев М. Гончарное ремесло. - Ростов-на-Дону: "ФЕНИКС", 2000. - 320с.

2. Долорс Рос. Керамика: Техника. Приемы. Изделия. /Пер. с нем. Ю. О. Бем. - М: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2003. - 144 с.: ил. - (Энциклопедия).

3. Иманов Г. М., Косов В. С., Смирнов Г. В.    Производство художественной керамики: Учеб. для  сред.  ПТУ. — М.:  Высш.   шк.,   1985. — 223  с.