Современные информационные технологии/Компьютерная инженерия

 

Мясищев А.А.

Хмельницкий национальный университет, Украина

Web – сервер на ATmega1280 + Wiznet W5100 с размещением данных в памяти программ

         Создание систем управления по TCP/IP сети требует построения на микроконтроллерах устойчиво работающего web – сервера. Распространенным способом является использование микроконтроллеров фирмы AVR и Ethernet контроллеров  фирмы Wiznet - W5100 и фирмы Microchip -  ENC28J60. В микросхеме Wiznet W5100 стек протоколов TCP/IP и Ethernet является встроенным, а у ENC28J60 встроенным является лишь протокол Ethernet.

         В работе используется сервер на базе чипа Wiznet W5100 т.к. протокол TCP/IP встроен в него на аппаратном уровне, а это значительно упрощает программу сервера и уменьшает требуемый размер оперативной памяти микроконтроллера. В этом случае нет необходимости писать программу для реализации протокола TCP/IP на микроконтроллере. Необходимо лишь реализовать протокол HTTP. Другой причиной выбора Wiznet W5100 является его распространенность на коммерческом рынке в виде различных автономных модулей, что говорит об устойчивости его работы во встраиваемых сетевых устройствах управления.

Предлагаемый здесь web – сервер должен обладать следующими особенностями по сравнению с представленным HTTP – сервером в статье [1]:

1.Аппаратная часть реализована на AVR микроконтроллере ATmega1280 и микросхеме Wiznet W5100. Указанные схемы установлены в модулях Arduino Mega и Ethernet Shield W5100[2].

2.К серверу подключен температурный датчик DS18B20.

3.Сервер может пересылать клиенту кроме текста также и изображения. Эти данные хранятся в flash памяти микроконтроллера в виде массивов байт.

4.Размер данных, размещенных в Flash памяти, может превышать 64Кбайт. Программная  среда Ардуино этого не делает для микроконтроллеров AVR[2].

5.Сервер должен работать устойчиво, не «зависать», что характерно для программной среды Ардуино и программы в статье [1]. Это очень важно при создании надежных систем удаленного управления.

6. К серверу должен быть подключен мобильный телефон, который дозванивается при срабатывании концевого выключателя. Дозвон может быть инициирован удаленно от сервера, если в браузере набрать заданный адрес. Если абонент примет вызов, то он сможет прослушивать удаленно район расположения сервера.

Основные сведения о TCP/IP контроллере Wiznet W5100

В Wiznet W5100 реализован полнофункциональный стандарт  IEEE 802.3 (физический и канальный уровень протокола Ethernet), стек TCP/IP протоколов. Поэтому программирование Wiznet W5100 состоит в чтении и записи данных, которые находятся во внутренних регистрах, значения которых изменяются при работе стека TCP/IP. Работа с регистрами выполняется либо параллельно с использованием шин адреса и данных или последовательно с помощью шины SPI. В работе управление чипом W5100 выполняется через шину SPI. На рисунке 1 показана связь между ATmega1280 и Ethernet Shield W5100 по шине SPI.

Рис.1. Связь ATmega1280 и W5100 по SPI

 

Здесь Wiznet W5100 выступает в качестве ведомого устройства SPI, а микроконтроллер ATmega1280 в качестве ведущего. Для реализации протокола SPI нужно как минимум четыре сигнала т.е. MOSI (выход ведущего/вход ведомого), MISO (вход ведущего/выход ведомого), SCK (сигнал синхронизации от ведущего) и CS (выбор ведомого). Микроконтроллер поддерживает все режимы SPI (т.е. 0,1,2 и 3),  Wiznet W5100 чип поддерживает – только режим 0 и режим 3. В работе используется режим 0 шины SPI. Не используется режим прерывания для W5100, поэтому вывод прерывания не задействован (как и для программно – аппаратной среды Ардуино).

         Рассмотрим построения сервера на Wiznet W5100.

1. Инициализация Wiznet W5100 по шине SPI.

Для инициализации необходимо выполнить соответствующие записи в регистры режима работы MR, маски сети SUBR, MAC – адреса SAR, IP – адреса SIPR, регистра памяти приема – RMSR и регистра памяти передачи данных - TMSR. На рисунке 2 показана карта памяти Wiznet W5100.

Рис.2. Карта памяти Wiznet W5100

Все регистры адреса контроллера W5100 являются 16-разрядными, а его собственные регистры – 8 разрядными. Поэтому, используя 8 – разрядный микроконтроллер ATmega1280 по шине SPI записываем или читаем сначала первый 8-и битный старший байт, а потом следующий 8-и битный младший байт  регистра адреса W5100. Для записи данных в Wiznet W5100 необходимо по SPI вначале передать команду 0xF0, а при чтении данных - команду 0x0F. Для записи и чтения по шине SPI в программе используются функции SPI_Write() и SPI_Read().

         Wiznet W5100 поддерживает до 4-х одновременных каналов или sockets, причем каждый из каналов имеет свой собственный адресный регистр, контролирующий операции. Все эти каналы поддерживают 8-ми килобайтный буфер для передачи и 8-ми килобайтный буфер для приема. При инициализации Wiznet W5100 необходимо на каждый канал распределить конкретную величину памяти путем записи необходимых значений в регистры RMSR и TMSR. Например, для того, чтобы распределить  на каждый канал по 2 Кбайта памяти, выполняется код:

SPI_Write(RMSR,0x55);

SPI_Write(TMSR,0x55);

За инициализацию W5100 отвечает функция W5100_Init() программы на Си. В этой функции:

- Записывается 0x80 в W5100 в регистр режима MR по адресу 0x0000, что означает программный сброс W5100;

- Записываются по адресам с 0x0001 по 0x0004 в регистр GAR (регистр шлюза) четыре байта, представляющие собой адрес основного шлюза;

-  Записываются по адресам с 0x0005 по 0x0008 четыре байта в регистр SUBR (регистр маски), представляющие собой маску сети;

- Записываются шесть байт MAC адреса сервера в SUBR по адресам с 0x0009 по 0x000E;

- По адресам с 0x00F  по 0x0012 записывается 4-е байта IP – адреса сервера.

         Необходимо отметить то, что уже после инициализации должна работать команда ping на установленный ip – адрес.

2.Программная реализация  web – сервера

Web - сервер использует простой текст под названием язык гипертекстовой разметки (HTML) для взаимодействия с браузером (клиентским приложением) через протокол TCP/IP. Поскольку протокол TCP/IP реализован в  Wiznet W5100, необходимо написать программу для микроконтроллера для реализации протокола HTTP. Сервер работает прослушиванием любого запроса от браузера клиента для любого HTTP запроса GET или POST  через стандартный TCP/IP порт номер 80 (в рассматриваемой работе порт 8080). После посылки запроса от клиента согласно стандарту сервер, ответит ему HTTP заголовком  

HTTP /1.0 200 OK

Content-Type: text/html

И пустой строкой

После этого сервер перешлет весь HTML текст клиенту, а затем автоматически прервет установленное соединение с клиентом (см. рисунок 3).

Рис.3. Схема взаимодействия клиента и сервера

Ниже в качестве примера представлены запрос браузера клиента и ответ на него сервера:

Client Request:

GET / HTTP/1.1

Host: 192.168.2.101

User-Agent: Mozilla/5.0 (Windows; U; Windows NT 5.1; en-US; rv:1.9.2.3) Gecko/20

100401 Firefox/3.6.3

Accept: text/html,application/xhtml+xml,application/xml;q=0.9,*/*;q=0.8

Accept-Language: en-us,en;q=0.5

Accept-Encoding: gzip,deflate

Accept-Charset: ISO-8859-1,utf-8;q=0.7,*;q=0.7

Keep-Alive: 115

HTTP Server Response:

HTTP/1.0 200 OK

Content-Type: text/html

(Здесь пустая строка!)

<html>

<body>

<h1>Сервер на ATmega1280</h1>

</body>

</html>

Получив ответ от сервера, клиент представит HTML текст и, если есть,  то и изображения на экране браузера. Функции микроконтроллера состоят в том, чтобы правильно обрабатывать полученный запрос от клиента и отправлять необходимую в соответствии с запросом информацию клиенту. В связи с этим рассмотрим последовательность работы микроконтроллера ATmega1280 и Wiznet W5100.

         Для настройки и управления Wiznet W5100 в режиме web – сервера необходимо записывать и считывать информацию в регистр управления сокетом, а также в буферную память, в которую выполняется получение RX и передача TX данных с сети. Для простоты в этом сервере реализован только один канал (сокет 0) из четырех поддерживаемых контроллером W5100. Это достаточно для реализации простого web – сервера, позволяющего не только выполнять управление удаленными устройствами по сети и считывать информацию с датчиков, но и отображать небольшие объемы информации на браузере. Регистры управления для сокета 0 Wiznet W5100 начинаются с адреса 0x400 и заканчиваются адресом 0x4FF. В таблице 1 представлен список управляющих регистров для сокета 0 при условии использования буферной памяти приема RX и передачи TX  данных размером по 2Кбайт для этого сокета.

Таблица 1. Регистры управления

         Рассмотрим последовательность работы web – сервера по программе, написанной на Си, полный текст которой можно посмотреть в Интернет - источнике[3].

         Для работы сервера основой является использование командного регистра S0_CR, а также чтения и запись данных в буфер W5100. Диаграмма на рисунке 4 показывает, в какой последовательности происходит работа с регистрами и буферами памяти TX, RX.

Рис.4. Диаграмма работы с регистрами Wiznet W5100.

Из диаграммы видно, что после инициализации W5100 открывается  TCP/IP порт 80 и выполняется прослушивание этого порта для любых клиентских запросов. Эти действия выполняются функцией socket():

// Выбор протокола

SPI_Write(S0_MR,eth_protocol);

// Запись номера порта, в программе 0x8080, сначала выделяем старший байт и

// смещаем его на 8 разрядов, записывая по адресу   S0_PORT(0x0404)

SPI_Write(S0_PORT,((tcp_port & 0xFF00) >> 8 ));

// Далее выделяем младший байт и записываем его по адресу 0x0405

SPI_Write(S0_PORT + 1,(tcp_port & 0x00FF));  

// Выполняем открытие сокета

SPI_Write(S0_CR,CR_OPEN);

// Ожидаем открытие сокета

while(SPI_Read(S0_CR)); SPI_Read(S0_SR) == SOCK_INIT;

После записи команды CR_OPEN (0x01) в регистр S0_CR  сокета 0, W5100 автоматически очистит этот регистр. Поэтому с помощью цикла while(SPI_Read(S0_CR)) необходимо подождать его очистку. Регистр статуса S0_SR должен получить значение SOCK_INIT(0x13).

         После открытия сокета  необходимо выполнить  прослушивание 80 порта. Для этого в регистр команд  S0_CR  необходимо отправить команду CR_LISTEN (0x02). Как и в предыдущем случае с помощью цикла while(SPI_Read(S0_CR)) необходимо подождать очистку регистра S0_CR, а регистр статуса S0_SR должен получить значение SOCK_LISTEN (0x14):

SPI_Write(S0_CR,CR_LISTEN);

while(SPI_Read(S0_CR)); if (SPI_Read(S0_SR) == SOCK_LISTEN)

Эти команды выполняются в функции listen(). После этих действий Wiznet W5100 готов принимать запросы от браузера клиента.

         Согласно программе микроконтроллера, организован бесконечный цикл, в котором постоянно проверяются запросы со стороны клиента. Проверяется состояние регистра S0_SR. Если его значение соответствует SOCK_ESTABLISHED (0x17), то связь с клиентом установлена. Следующим действием является проверка размера считанных данных RX. Для этого выполняется чтение регистра S0_RX_RSX в функции recv_size():

uint16_t recv_size(void)

{return ((SPI_Read(S0_RX_RSR) & 0x00FF) << 8 )+SPI_Read(S0_RX_RSR + 1);}

Если полученные данные в буферной памяти RX существуют (recv_size()>0) то выполняется  чтение содержимого буфера RX памяти, которая реализуется в функции recv(). Однако замечено, что при установлении соединения данные в буферной памяти могут отсутствовать и это приводит к «зависанию» сервера. В связи с этим в программе вводится цикл ожидания, и если после его выполнения значение recv_size() продолжает оставаться равным нулю, после небольшой задержки (0.5 – 1.0 секунды) инициируется принудительный разрыв соединения.

         Перед чтением полученных буфером данных вначале необходимо рассчитать адрес памяти буфера, с которого необходимо выполнить чтение данных. Далее, полученные от клиента данные читаются с этого места. Предполагается, что буфер чтения для сокета 0 имеет размер 2048Байт (0x800). На рисунке 5 поясняется, как рассчитывается физический адрес.

Рис.5. Расчет физического адреса буфера RX памяти.

Для определения физического адреса в буфере приема RX необходимо считать значение регистра S0_RX_RD и с помощью битовой операции & наложить на него значение 0x7FF (размер для чтения буфера приема – 2048Байт нулевого сокета). К полученному значению добавить 0x6000 – начальный адрес буфера приема. В функции recv() это делается следующим образом:

    // Чтение данных с регистра S0_RX_RD старшего и младшего байтов

    ptr = SPI_Read(S0_RX_RD);

    offaddr = (((ptr & 0x00FF) << 8 ) + SPI_Read(S0_RX_RD + 1));

// Чтение в цикле полученных данных из буфера RX с размещением

// их в массиве *buf

while(buflen) {

      buflen--;

// Расчет физического адреса

      realaddr=RXBUFADDR + (offaddr & RX_BUF_MASK);

      *buf = SPI_Read(realaddr);

      offaddr++;

      buf++;

    }

    *buf='\0';        // Формирование конца строки

Окончательно в регистр команд S0_CR пересылается команда CR_RECV (0x40) для того, чтобы Wiznet W5100 завершил процесс приема:

// Пересылка команды CR_RECV

SPI_Write(S0_CR,CR_RECV);

_delay_us(5);    // Ожидание конца приема

         После изучения запроса клиента, HTTP – сервер пошлет ответ. Ответ рассматриваемого тут сервера состоит из HTML – текстовых страниц,  изображений и показаний температурного датчика DS18B20.  HTML - текст и изображения представлены в виде массивов, которые размещены в flash памяти микроконтроллера. Часть текстовых данных размещена в SRAM – памяти микроконтроллера и копируется в текстовый буфер, как показано ниже:

// Создание  HTTP ответа

strcpy((char *)buf,("HTTP/1.0 200 OK\nContent-Type: text/html; charset=windows-

1251\n\n"));

strcat((char *)buf,("<!DOCTYPE HTML>\n<html><title>Web-server

ATmega1280+W5100</title><body>\n"));

strcat((char *)buf,("<h1>Сервер на ATmega1280+W5100</h1>\r\n"));

strcat((char *)buf,("<A href='t.htm'>Температура в помещении </a>"));

         После копирования HTML ответа в буфер (buf), необходимо его содержимое передать клиенту. Это выполняется с помощью функции send(). До передачи данных необходимо проверить размер буфера передачи Wiznet W5100 посредством чтения регистра S0_TX_FSR. Его значение должно быть равно 2Кбайт (0x07FF):

// Определение размера буферного регистра передачи

 txsize=SPI_Read(SO_TX_FSR);

 txsize=(((txsize & 0x00FF) << 8 ) + SPI_Read(SO_TX_FSR + 1));

// Если размер его меньше, чем количество поступивших данных(buflen)

// то необходимо обождать хотя бы 1000мс, пока он не освободиться

    timeout=0;

    while (txsize < buflen) {

      _delay_ms(1);

     txsize=SPI_Read(SO_TX_FSR);

     txsize=(((txsize & 0x00FF) << 8 ) + SPI_Read(SO_TX_FSR + 1));

     if (timeout++ > 1000) {

// Если буфер не освободиться, то принудительно прервать соединение

       disconnect(sock);

} }

Как в случае приема данных, необходимо рассчитать физический адрес в буфере TX, начиная с которого будут записываться туда передаваемые данные (см. рисунок 6):

Рис.6. Расчет физического адреса буфера TX

Для определения физического адреса в буфере передачи TX необходимо считать значение регистра S0_TX_TD и битовой операцией & наложить на него 0x7FF (размер буфера передачи – 2048 Байт нулевого сокета). К полученному значению добавить 0x4000 – начальный адрес буфера передачи. В функции  send() это делается так:

// Чтение данных с регистра S0_TX_TD старшего и младшего байтов

   ptr = SPI_Read(S0_TX_WR);

   offaddr = (((ptr & 0x00FF) << 8 ) + SPI_Read(S0_TX_WR + 1));

// Запись в цикле переданных данных в буфер TX из массива *buf

    while(buflen) {

      buflen--;

      // Расчет физического адреса

      realaddr = TXBUFADDR + (offaddr & TX_BUF_MASK);

      // Копирование данных в TX буфер W5100

      SPI_Write(realaddr,*buf); offaddr++; buf++;}

После получения всех данных буфером TX памяти необходимо последний указатель записать  обратно в регистр S0_TX_WR, чтобы с этого места помещать следующую порцию данных:

SPI_Write(S0_TX_WR,(offaddr & 0xFF00) >> 8 );

SPI_Write(S0_TX_WR + 1,(offaddr & 0x00FF));

Далее необходимо записать в регистр S0_CR команду CR_SEND (0x20), которая отправит данные в сеть из буфера.

SPI_Write(S0_CR,CR_SEND);

В соответствии с требованием протокола HTTP, после отправки HTML ответа клиенту, необходимо отключить и закрыть соединение с клиентом. Это выполняется с помощью функций disconnect()  и close() соответственно:

// Посылка команды Disconnect

SPI_Write(S0_CR,CR_DISCON);

 

// Посылка команды Close

SPI_Write(S0_CR,CR_CLOSE);

В программе main() выполняется бесконечный цикл открытия и прослушивания нового запроса, который идет от клиента к серверу.

         Ранее отмечалось, что рассмотренная программа, за основу которой взят код из источника [1] обладает недостатком - при подключении к серверу через Интернет сервер через короткий промежуток времени «виснет». Для выявления проблемы в разных участках программы выполнялась распечатка проходящих данных. Было обнаружено, что некоторые браузеры  при работе с сервером через Интернет выполняют установление соединения при посылке нулевых запросов. Это приводит к зацикливанию сервера. На рисунке 7 показана распечатка нулевых длин запросов со стороны клиента в части программы, которая соответствует установленному соединению.

Рис.7. Распечатка нулевой длины запроса от браузера.

Для выхода из зацикливания в программе main() был установлен счетчик clo(см. текст программы). Если значение clo при нулевой длине сообщения, вычисленной функцией recv_size() устанавливалось более 5, то вызывалась функция disconnect() для разрыва соединения через экспериментально подобранную задержку.

3.Использование Flash памяти микроконтроллера для размещения текста и изображений.

         Рассмотрим возможность  размещения html – страниц во всей flash памяти микроконтроллера ATmega1280, используя контроллер Arduino mega и среду разработки AVR Studio 4 с компилятором WinAVR. Особенностью ATmega1280, ATmega2560 является то, что они 8-ми разрядные, поэтому при их программировании возникают сложности адресации к памяти за пределами 64Кбайт. Тем более не все компиляторы поддерживают обращение к памяти за область 64Кбайт. Для микроконтроллеров ATmega32, ATmega644 и др. аналогичных таких проблем не существует, т.к. их flash память не выходит за пределы 64Кбайт.

         Размещение данных в flash памяти выполняется с помощью библиотеки AVR libc. Для подключения библиотеки необходимо в начале программы  ее описать с помощью #include <avr/pgmspace.h>. HTML документ (текст и изображения) в программе должны быть представлены в виде массива байт, которые можно получить, например помощью программы makefsdata.exe[4].  Для размещения массива байт в flash из файла pgmspace.h можно воспользоваться следующими описаниями:

#define  pgm_read_byte(address_short)        pgm_read_byte_near(address_short)

#define  pgm_read_byte_near(address_short)   __LPM((uint16_t)(address_short))

- читает байт с flash памяти  коротким адресом в проеделах 64КБайт

#define  pgm_read_byte_far(address_long)   __ELPM((uint32_t)(address_long))

- читает байт с flash памяти  “дальним” адресом за пределами  64КБайт

#define       __LPM(addr)     __LPM_classic__(addr)

#define       __ELPM(addr)   __ELPM_classic__(addr)

Здесь __LPM_classic__(addr)  – макрос, который предназначен для чтения байта с памяти программ, используя 16-и битный адрес (т.е. в пределах 64КБайт). Он выглядит следующим образом:

#define __LPM_classic__(addr) 

(__extension__({                \

    uint16_t __addr16 = (uint16_t)(addr); \

    uint8_t __result;           \

    __asm__                     \

    (                           \

        "lpm" "\n\t"            \

        "mov %0, r0" "\n\t"     \

        : "=r" (__result)       \

        : "z" (__addr16)        \

        : "r0"                  \

    );                          \

    __result;                   \

}))

__ELPM_classic__(addr)  – макрос, который предназначен для чтения байта с памяти программ, используя 32-х битный адрес (т.е. за пределами 64КБайт). Он записан следующим образом:

#define __ELPM_classic__(addr)

(__extension__({                    \

    uint32_t __addr32 = (uint32_t)(addr); \

    uint8_t __result;               \

    __asm__                         \

    (                               \

        "out %2, %C1" "\n\t"        \

        "mov r31, %B1" "\n\t"       \

        "mov r30, %A1" "\n\t"       \

        "elpm" "\n\t"               \

        "mov %0, r0" "\n\t"         \

        : "=r" (__result)           \

        : "r" (__addr32),           \

          "I" (_SFR_IO_ADDR(RAMPZ)) \

        : "r0", "r30", "r31"        \

    );                              \

    __result;                       \

}))

В файле pgmspace.h, который включен в компилятор WinAVR модификации 2010-01-20, нет макроса для вычисления 32-х битного “дальнего” адреса (за пределами 64КБайт). Это может выполнить следующий макрос[5], который должен быть вставлен в программу сервера:

#define FAR(var)                     \

({ uint_farptr_t tmp;                \

   __asm__ (                         \

       "ldi    %A0, lo8(%1)"  "\n\t" \

       "ldi    %B0, hi8(%1)"  "\n\t" \

       "ldi    %C0, hh8(%1)"         \

       : "=d" (tmp)                  \

       : "i"  (&(var)));             \

   tmp;                              \

})

При компиляции необходимо указать компоновщику, в каких сегментах необходимо разместить массивы данных. Для этого описываются  сегменты в части flash памяти, где расположен код программы  и следующий 64-х килобайтный блок:

byte tex[] __attribute__((section(".my_section")))   =

{0x3c,0x68,0x74,0x6d,0x6c,0x20,0x78,0x6d,0x6c,0x6e,0x73,0x3a,0x6f,…};

byte pic[] __attribute__((section(".far_section")))   =

{0x89,0x50,0x4e,0x47,0x0d,0x0a,0x1a,0x0a,0x00,0x00,0x00,0x0d,0x49,…};

Впоследствии при компоновке необходимо воспользоваться опциями:

-Wl,--section-start=.my_section=0x2600 -Wl,--section-start=.far_section=0x10000

Секция  .my_section будет располагать массив tex[] с начального адреса 0x2600, который должен следовать за кодом программы.  Секция  .far_section будет располагать массив pic[] с начального адреса 0x10000 в следующем блоке размером 64Кбайт. Опции устанавливаются, если в среде Atmel AVR Studio 4 перейти по ссылкам:

Project -> Configuration Options -> Custom Options -> [Linker Options]

Для прошивки микроконтроллера на плате Arduino mega используется программатор avrdude со своим  конфигурационным файлом, которые заимствованы с программной среды Arduino:

avrdude -C avrdude.conf -patmega1280 -carduino -PCOM5 -b57400 -D -V -Uflash:w:w5100_mega.hex:i

В микроконтроллере atmega1280 должен быть bootloader (стандартный загрузчик для Arduino).

Как уже отмечалось, полный текст программы представлен в источнике[3].

Замеченные недостатки:

1.Из-за простоты сервера не желательно на одной html страничке размещать более одного изображения. На остальные изображения   можно делать ссылки. Это связано с тем, что сервер может обслуживать только последовательные запросы со стороны   браузера. Если выполняются параллельные запросы (быстрые браузеры), то все изображения на страничке просто не загружаются. Хорошо работают с этим сервером при наличии картинок браузеры Opera, Firefox. Плохо - Chrome, Яндех - браузер,  Internet Explorer. Если любой браузер подключен через прокси - сервер (Squid), изображения на страничке загружаются.

2.При неудовлетворительном качестве Интернет-соединения  при загрузке объемных страничек сервер часто сбрасывается.  Поэтому html - странички должны быть небольшие.

Основным достоинством сервера является стабильность его работы (не виснет), относительная простота программы на Си. Код программы без данных занимает примерно 2.5-3.0 Кбайт.

Литература.

1. R.W. Besinga. Integrating Wiznet W5100, WIZ811MJ network module with Atmel AVR Microcontroller. [Electronic resource]. -  Mode of access:  http://www.ermicro.com/blog/?p=1773, 2010. 

2. Arduino. Официальный сайт. [Electronic resource]. -  Mode of access:    http://arduino.cc , 2014.

3. Мясищев А.А. Сервер на ATmega1280 + Wiznet W5100. Практика для студентов. [Electronic resource]. -  Mode of access:  http://webstm32.sytes.net/mega_t.html, 2014. 

4. Мясищев А.А. Web – сервер на платах STM32F4Discovery и STM32F4DIS-BB для удаленного управления по TCP/IP сети. [Electronic resource]. -  Mode of access:  http://alex56ma.zapto.org/stm32_web/stm32_3.html, 2014.

5. AVR-GCC-Tutorial.   [Electronic resource]. -  Mode of access:    http://www.mikrocontroller.net/articles/AVR-GCC-Tutorial#Programmspeicher_.28Flash.29. 2010.