А.В. Сипейкин

Религиозность рабочих промышленных предприятий Тверской губернии в годы Первой мировой войны

ТвГУ (г. Тверь)

Современные исследователи, предпринимающие попытку реконструировать поведение рабочих в годы войны,  обращают внимание на то, что «большинство рабочих в общем и целом не выходило за рамки прежних мировоззренческих представлений, освящённых религией и официальной идеологией». Более того, война, по мнению современных историков, выступила как фактор актуализации «традиционных ценностей и установок в менталитете рабочих» (1).

Исследование форм поведения рабочих представляется целесообразным изучить на региональном материале, поскольку именно он позволяет увидеть ситуацию на микроуровне, понять мотивы поведения «маленького человека» и особенности восприятия им социальной действительности.

Ввиду необходимости исследовать тему столкновения традиции и инноваций в сознании рядового члена российского общества особенно важно проанализировать роль религии как фактора, определяющего (или перестающего определять) поведенческие практики индустриальных рабочих. Попытка использовать религию как средство для вразумления бастующих рабочих имела место, например, в апреле 1916 года, когда протоиерей Вышневолоцкого собора Пётр Алексеев произнёс перед рабочими фабрик товарищества Рябушинских проповедь, в которой содержался призыв, к тому чтобы  «рабочие сознавали, что их работа как обслуживающая интендантство, является безусловно нужной и полезной для победы в настоящей войне». Между тем, документы региональных архивов демонстрируют, что «попы» иногда оказывались в числе тех, кто не гасил, а обострял конфликты между рабочими и работодателями. В этой связи показателен случай со священником Покровским, оказавшимся, по мнению Корчевского уездного исправника, одним из тех, кто способствовал усугублению противоречий между рабочими Кузнецовского завода и управляющим Савастьяновым и продолжению забастовки в июне 1915 г.

Более того, сама религиозная традиция провоцировала рабочих на участие в забастовочном движении в том случае, когда хозяева предприятий в условиях войны были вынуждены требовать работы в те дни, которые в мирное время считались праздничными.  Требования белой пшеничной муки становились особенно настойчивыми и могли стать причиной забастовки в канун Пасхи (события на фабрике «Тоболка» в апреле 1916 г.). Причиной конфликта в этих случаях становилось не только стремление отстоять своё право на отдых в праздники и своевременное снабжение необходимыми продуктами, но и приверженность рабочих религиозным традициям. Таким образом, российский материал подтверждает мнение О. Чэдвика, который на основе изучения религиозности британского рабочего класса 19 в. выразил сомнение в существовании необходимой связи между исповедованием рабочими атеизма и их активным участием в борьбе за улучшение своего социального положения (2).

Литература:

1.     Поршнева О.С. Крестьяне, рабочие и солдаты России накануне и в годы Первой мировой войны. – М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), - 2004. - С.133-141; Постников С.П., Фельдман М.А. Социокультурный облик промышленных рабочих России в 1900-1941 гг. – М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), - 2009. - С.295.

2.     Owen Chadwick. The secularization of the European Mind in the 19th century. Cambridge, - 1975. - P.102.