История/2. Общая История

К.и.н. Выборнова М.А.

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, Россия

К вопросу о самарских богадельнях

во второй половине XIX – начале XX века.

Богадельнями называют  богоугодное заведение для содержания лиц, по какой-либо причине неспособных к труду, как например: престарелых, немощных, увечных и т. д. Существенным признаком богадельни является полное содержание проживающих в ней.

Самой первой в Самаре богадельней была Земская. За неё отвечал Самарский приказ общественного призрения, он отвечал за распределение денег на выдачу зарплат работникам, за выдачу денег на хозяйственные нужды и т.д. Первоначально она была рассчитана на 30 человек и в ней могли находиться как мужчины, так и женщины не смотря от возраста и сословного положения.

         Земская богадельня передана земству в 1865 году из ведения Приказа общественного призрения, который, в последний год управления ею, расходовал на её содержание 3018 рублей, причём на этот год богадельня была устроена уже на 40 призреваемых и помещалась в наёмном доме. С передачею этой богадельни в ведение земства число призреваемых в ней увеличилось до 50 и содержание их улучшено. Наконец, богадельня переведена в особо устроенное для неё здание при больнице, что вызвало губернское земство на значительные расходы. Что же касается собственно содержания богадельни, то на таковое земство в 1875 году израсходовало 3810 рублей, в 1876 году 4878 рублей, а на содержание её в 1877 году ассигновало 4403 рублей. В основном расход денег шел на «покупку и починку деревянных вещей», закупались веники, метла, мочала, нитки, смола и деготь, ковка лошади, ремонт упряжи, ремонт светильников для ночников и для ламп, на покупку «стеклянных вещей», вставка стекол, на очистку отхожих мест, на бритье бород и стрижку волос, на покупку стеклянных колпаков для ламп, за набивку погреба льдом, за починку обуви, на покупку «медных вещей». Из припасов для богадельни закупали хлеб (ржаной, белый), говядина, рыба свежая, соль, масло (конопляное, подсолнечное), крупы (гречневые, овсяные, полбенные, манные), солод ржаной, мука ржаная, капуста, овес, мед, сыр, яиц красных, зелени, горох. За семь лет, с 1865 по 1871 гг. число призреваемых увеличилось на десять человек, с 40 до 50. Да и возраст прибывавших в богадельне тоже возрастал от 60 до 90 лет. Стараясь принести пользу обществу, «богаделки» в свободные часы занимались вязанием чулок. Досуг также заполнялся чтением религиозно-нравственных книг. Кроме заботы о телесных нуждах призреваемого контингента, духовенство епархии обращало внимание на их духовное состояние. Священник регулярно исповедовал и причащал больных, проводил беседы, служил молебны и проч. Не были лишены призреваемые медицинской помощи. Ее оказывал доктор. Он также наблюдал за санитарно-гигиеническим состоянием богадельни. Благодаря усилиям обслуживающего персонала заболеваемость призреваемых «была ничтожна: наблюдался один тяжелый и два случая легкой инфлуенции»

         Александровская общественная богадельня, основанная известным в Самаре своими жертвами на пользу общую почётным гражданином Иваном Михайловичем Плешановым, в память избавления Государя Императора от угрожавшей ему опасности 25 мая 1876 года в Париже. Для устройства этой богадельни Иван Михайлович Плешанов пожертвовал свои два деревянных дома, с садом и службами, а для обеспечения существования богадельни внёс капитал (капитал этот затем возрос  до 29000 рублей). Самое содержание (в последние годы) 37 человек обоего пола призреваемых в богадельне город принял на свой счёт и расходует в год в средней сложности около 2000 рублей.

Главным благим делом в жизни в жизни ярославского купца 1-й гильдии Ивана Васильевича Константинова было устройство и содержание богадельни своего имени (Константиновская богадельня находилась на месте, где сейчас стоит Управление Куйбышевской железной дороги). В конце 1871 года он выстроил за свой счёт двухэтажное каменное здание. Оборудовал его, снабдил мебелью, посудой, бельём и принёс в дар городу для устройства в нём богадельни на 50 человек. Тогда же на «вечные времена» внёс вклад в банк в сумме 25 тысяч рублей, с тем, чтобы проценты с этого капитала шли на содержание богадельни. 1 процент от этого предназначался на усиление основного капитала. Основатель богадельни рассчитывал, что со временем капитал богадельни увеличится настолько, что можно будет образовать новый капитал и на него построить вдовий и странноприимные дома. Вдовий дом должен был предназначаться для вдов всех сословий с детьми, для тех из них, кто не мог своими средствами содержать себя и детей. Странноприимный же дом должен был стать местом временного приюта для всех людей, не имеющих средств к существованию, независимо от пола и сословной принадлежности. Осуществить эту мечту Ивана Васильевича удалось лишь его сыну Александру. В 1906 году Александр Иванович внёс в Государственный банк и в городское общественное управление 4000 рублей на увеличение средств вечного неприкосновенного капитала. На 3000 рублей был построен вдовий дом, а на 1000 странноприимный. К городу от Константинова поступила только одна просьба – отвести бесплатный участок земли для этих целей рядом с богадельней размером 40 на 26 сажен. Городские власти удовлетворили эту просьбу. Петр Владимирович Алабин на заседании думы 15 июля сказал, что столь громадное пожертвование в наше время редкость и предложил поместить портреты меценатов в зале богадельни «…как памятник для потомства». Это предложение поддержали все гласные думы и приняли решение о присвоении Ивану Васильевичу Константинову - «…главному деятелю в основании этого благотворительного учреждения» звания почетного гражданина города Самары.

29 марта 1893 года в  специально  выстроенном  на  средства  приходского попечительства  и  купца  В.Г.  Яковлева  трехэтажном каменном  здании  при Спасо-Преображенской  церкви в  г.  Самаре  открыта  богадельня «для  престарелых  и бесприютных прихожан женского пола».

В конце XIX века фамилия Шихобаловы стала, пожалуй, одной из самых известных в Самарской губернии. Шихобаловы происходили из крестьян Симбирской губернии. Многие из них разбогатели, занимаясь разного рода предпринимательством. Но особых успехов добились Николай Иванович Шихобалов и четверо его сыновей. В 1823 году семья Шихобаловых из 23 человек переселилась в Самару. Николаю Ивановичу было тогда 44 года. В Самаре Шихобаловы разделились на две семьи и записались в купеческое сословие. Братья Шихобаловы играли активную роль в общественной жизни города Самары и славились своей благотворительностью. Велики были пожертвования Шихобалова на строительство Константиновской богадельни (25 000 руб.). 25 сентября 1893 года потомственный почетный гражданин, купец I-й гильдии А.Н. Шихобалов  дарит  городу Самаре  каменный трехэтажный  дом «с  торговыми помещениями  и надворными  службами»  на  углу  Алексеевской  и  Уральской улиц «для устройства в нем богадельни и странноприимного  дома»,  а  также 25  тыс.  руб. «на  содержание  призреваемых». 2 октября 1893 года − А.Н. Шихобалов  вносит  в  самарский  городской  Общественный банк 30 тыс. руб. на содержание будущей Шихобаловской  богадельни.

14 ноября 1893 года в Самаре открыта построенная на средства А.Н. Шихобалова богадельня «для лиц обоего пола» со страннопримным домом при ней, рассчитанным на 68 человек призреваемых. С 16 декабря 1893 года богадельня стала носить название «Шихобаловской». На 1 января 1896  года  в  ней  призревались 62  человека. Шихобалов отдал под богадельню и странноприимный дом двухэтажный каменный особняк, расположенный на углу улиц Алексеевской и Уральской (улицы Красноармейская и Братьев Коростелёвых). При нём имелись торговые помещения и надворные постройки. Богадельня предназначались для престарелых и увечных людей обоего пола и любого сословия. Призреваемым разрешалось работать: вязать чулки, плести коврики, что давало им небольшой доход. Два раза в день их кормили: обед был в 12 часов, ужин в 19 часов, а хлеб выдавался в любом количестве. На содержание богадельня получала от своего покровителя 5 процентов годовых от 30 тысяч рублей. Этот капитал являлся главным источником заведения. Складывался он постепенно. Сначала 25 тысяч рублей были положены в городской общественный банк по проценты на «вечные времена». 10 марта 1895 года А.Н. Шихобаловым пожертвованы  ещё 10 тыс. рублей «на учреждение в пожертвованной им Самаре богадельне и странноприимном  доме  постоянного  ежедневного «на вечное время» чтения псалтыри об упокоении усопших родных жертвователя,  а  также на служение панихид в церковные  родительские  дни». В 1896 году Шихобалов добавил к этой сумме ещё пять тысяч. Проценты вместе с доходами от торговых помещений давали такие средства, на которые можно было содержать 22 человека. На каждого приходилось 63 рубля в год. Для чтения Псалтыря ради упокоения усопших родственников и для панихид в церковные родительские дни Шихобалов внёс в Самарский общественный банк на «вечные времена» ещё 10 тысяч рублей. Проценты от них должны были идти певчим и чтецам. По условию жертвователя Шихобалова, подбирать призреваемых должен был либо он сам, либо его наследники.

Домовая церковь при богадельне была открыта только через 10 лет в 1903 году во имя преподобного Серафима Саровского. Церковь располагалась на втором этаже и представляла собой эркер-фонарь на колоннах и трех кронштейнах с главкой и позолоченным крестом, и имела свой вход с улицы Уральской. С 1894 года по 1910 год в богадельне призревалось 149 лиц обоего пола. Если приходской священник, в основном, сталкивался с физически здоровыми людьми, то в богоугодном заведении, при подобной численности, духовная паства представляла мир больной и страждущий. Это делало труд священника более усугубленным из-за большого количества религиозных треб, совершаемых ежедневно. По сложности и разнообразию, дело, лежавшее на плечах пастыря богоугодного заведения, можно подразделить на несколько направлений. Среди них: а) церковное богослужение; б) совершение религиозных таинств и треб; в) духовно-просветительская деятельность; г) напутствование слабых больных. В рамках настоящего исследования необходимо рассмотреть такие направления, как духовно-просветительская деятельность и напутствование слабых больных (т.е. причащение). Несмотря на то, что это таинство являлось требой, но в стенах богоугодного заведения из-за специфики  работы и внутреннего распорядка указанного заведения, ее можно отнести к социальной деятельности Церкви.

Так как служение священника рассматривалось не только как требоисполнение, но и  как просветительское, и он являлся учителем и самым близким руководителем духовно-нравственной жизни своей паствы, духовник заведения не упускал из виду этой идеи своего призвания. Ежедневно, утром, он обходил палаты, стараясь посещением, беседой и живым участием внести утешение в жизнь страждущей паствы. Во время бесед священник рекомендовал религиозную литературу, которую выдавали из библиотеки, состоявшей при домовой церкви. Не менее важной обязанностью духовника богоугодного заведения считались исповедь и причащение слабых больных. Указанные таинства совершались ежедневно утром, во время посещения призреваемых.

Семён Илларионович Аржанов и его сыновья Пётр и Лаврентий близки к Шихобаловым и по характеру предпринимательской деятельности, и по влиянию в самарском обществе. Одно из первых пожертвований Семён Илларионович сделал в 1887 году 30 тысяч рублей в пользу Константиновской общественной богадельни на «вечные времена» в память своей бабушки Ульяны Петровны Аржановой. 4 процента годовых с этой суммы должны были идти на содержание призреваемых. Аржанов и сам построил богадельню. Строительство аржановской богадельни – три каменных здания и разного рода подворные постройки было закончено в 1900 году; богадельня располагалась на Саратовской улице (улица Фрунзе). Возводилась она по последнему слову техники, поэтому имела и водопровод, и канализацию, и калориферное отопление, и даже электрическое освещение. Здесь призревалось 80 человек. Во дворе богадельни Аржанов соорудил приходскую школу на 40 учеников. До 1913 года всё это хозяйство, и богадельня, и школа, было собственностью Лаврентия Семёновича и содержалось за его счёт. В 1913 году богадельня была передана Самарскому единоверческому обществу, к которому принадлежали Аржановы.

Мещанин Самары Павел Фёдорович Бычков в конце XIX века подарил городу дворовое место и каменный дом с хозяйственными постройками. В доме он завещал устроить богадельню для престарелых и неспособных к труду. А чтобы было, на какие средства содержать этот дом, мещанин пожертвовал капитал в 15 тысяч рублей под проценты. Заботясь о будущем задуманного дома, П. Ф. Бычков отдавал также доход с недвижимого имущества, который приносил 1450 рублей в год. Все это средства позволяли содержать в богадельне до двух десятков призреваемых.

8 февраля 1891 года Самарским  окружным  судом  утверждено  завещание потомственного  почетного  гражданина  В.А.  Головачева  с  пожертвованием  двух  каменных  домов (на Алексеевской  площади  и  у  церкви  Успения  Божьей Матери  в  Самаре)  в  пользу  Самарского  городского общества для устройства в них богаделен для престарелых, больных и неимущих. 3 января 1894 года в  Самарскую  городскую  управу  переданы  завещанные потомственным почетным  гражданином В.А. Головачевым средства (3,65  тыс. руб.) на строительство и  содержание Кафедрального  собора в Самаре, Александровской  общественной  богадельни  и  Николаевского  сиротского  дома.

В конце 1893 года в Самаре открыта богадельня «для бедных престарелых»  Попечительства  при  Спасо-Преображенской церкви.

Также активно обсуждалась идея создания богадельни для престарелых священнослужителей в конце 1870-х годов на страницах Самарских епархиальных ведомостей. В 1887 году семейство священников Промытовых пожертвовало на создание богадельни 12 700 рублей. Деньги были положены в банк под проценты. До 1894 года продолжался сбор денег на организацию Епархиальной богадельни. В итоге было собрано 31 050 рублей и взяты в аренду «под заведение» здания сушильни и нарезочной бывшей спичечной фабрики Зелихмана на Петропавловской площади. Часть зданий и сад епархиальной богадельне безвозмездно пожертвовал потомственный почетный гражданин Иван Михайлович Плешанов. 2 января 1896 года здание богадельни освятили и назвали именем государя императора Александра III. Первоначально в богадельне проживали 10 мужчин и 10 женщин духовного звания. В 1897 году преосвященным Гурием был представлен проект приюта для малолетних детей-сирот духовного звания, который и был организован в 1898 году в деревянном флигеле. Позже приют именовали Гурьевским. 2 января 1900 года была открыта церковь-школа Казанской иконы Божьей Матери при богадельне и приюте, выстроенная по проекту епархиального архитектора Т.С. Хилинского. В церкви был установлен иконостас из дуба с золотой отделкой работы известного самарского мастера И. В. Белоусова. Внутреннее убранство церкви было выполнено на средства И. М. Плешанова, Е. И. Субботиной, Я. Г. Соколова и А. Н. Шихобалова.

Ещё одна богадельня и новый странноприимный дом (на пересечении современных улиц Мичурина и Чкалова) появились в Самаре благодаря Якову Гавриловичу и Ивану Яковлевичу Соколовым. 7 августа 1909 года Я.Г. и И.Я.Соколовы пожертвовали здание стоимостью 200 тысяч рублей и капитал в 300 тысяч рублей для устройства указанных заведений. Одна десятая часть этой суммы предназначалась на увеличение неприкосновенного капитала. Во дворе находились деревянный флигель и многочисленные каменные постройки (каретник, погреба, пекарня, прачечная, баня). В богадельне, сообщали купцы, уже нашли приют 15 человек. В скором времени она примет еще 85 горожан. Официальное открытие богадельни состоялось 23 августа в присутствии Самарского губернатора В.В. Якунина. При богадельне была построена домовая церковь во имя апостолов Иакова и Иоанна Милостивого (в честь Якова и Ивана Соколовых), открылась и была освящена только в декабре 1911 года. Освящение провел сам Епархиальный архиерей Преосвященный Константин, епископ Самарский и Сызранский. Тогда же Иваном Яковлевичем Соколовым в банк была положена сумма – 12 000 рублей, а с процентов должны были содержаться священник и дьякон. Настоятелем стал отец Архангельский. До сих пор на восточном торце здания мы можем увидеть фигурный аттик домовой церкви с луковичной главкой. Верхний этаж здания был разделен на восемь больших светлых палат, рассчитанных на сто человек. Там же помещалась небольшая аптечка и домовая Иаково-Иоанновская церковь. В нижнем этаже было устроено четыре палаты на пятьдесят человек и две палаты для странноприимных.

         Таким образом, можно сказать, что в Самарской губернии большинство богаделен были построены на средства частных лиц, муниципальных же заведений было гораздо меньше. Строили и финансировали богадельни самарские промышленники и купцы, среди них наиболее известными были Шихобаловы, Аржановы, Константиновы, Соколовы и т.д. Помимо этого они, оборудовали их так, чтобы обеспечить должный комфорт для призреваемых. Для этого закупались самые необходимые продукты, предметы для бытовых нужд и кроме того деньги шли на священников, докторов и брадобреев. В Самаре самыми крупными на тот момент были богадельни Аржанова, Шихобалова и Соколовых. Это были самые вместительные и по-современному оборудованные заведения. В начале XX века в Самарской губернии работали: 30 богаделен, 13 из которых находились в самой Самаре, 6 в других городах губернии и 12 были разбросаны по уездам. Этого количества хватало, чтобы удовлетворить нужды губернии в подобных заведениях.

Литература:

1.     Адрес-календарь Самарской губернии на 1905 год. С. 81.

2.     Алабин П. В. Самара: 1586 – 1886 годы. Самара, 1991г. с. 150.

3.     Антон Николаевич Шихобалов, его жизнь, просветительные и благотворительные учреждения его имени. Москва, 1912год. с. 157.

4.     Журналы Самарской городской Думы  за 1891-1895 г.

5.     Зубов О. В., Мельникова Н.В., Радченко О.И., Бочков В.А., Подмарицын А. Г. Православные святыни Самарского края. Историко-церковная энциклопедия. Самара, 2001. с. 154.

6.     Казанцева С., Зубова О. Нравственно обязан. - Самара: Печатный двор САМБР, 2005. с. 35.

7.     Отчет  самарской городской управы за 1893 год. С. 196-197.

8.     ЦГАСО. Ф.5. Оп.12. Д.148. Л.54

9.     ЦГАСО. Ф.32. Оп.18. Д.251. Л.265

10. ЦГАСО. Ф.32. Оп.20. Д.140. Л.32

11. ЦГАСО. Ф.153. Оп.10. Д.731. Л.111-113.

12. ЦГАСО. Ф.153. Оп.36. Д.1000. Л.59

13. ЦГАСО. Ф.172. Оп.1. Д.105. Л.3.

14. ЦГАСО. Ф.172. Оп.1. Д.111. Л.3 – 4.