Музыка и жизнь/1 Музыка: изучение и
преподавание
доктор педагогических наук М.Д.Корноухов (Россия)
профессор Новгородского государственного университета
Использование
редакций клавирных произведений И.С.Баха в инструментальном классе
Клавирные
произведения И. С. Баха, по нашему мнению, как нельзя лучше подходят для
рассмотрения проблемы толкования авторского текста различными редакторами и
обучения этому «ремеслу» учащихся в процессе занятий в инструментальном классе
– по нескольким причинам. Во-первых,
это минимальное количество авторских указаний (сейчас не будем касаться
причин этого явления, в общем, обычного для того времени), особенно в клавирных
произведениях (в сравнении, скажем, с другими инструментальными или оркестровыми
сочинениями). Во-вторых,
– это значительное жанровое разнообразие этих произведений. В клавирном
творчестве И. С. Баха задействован практически весь жанровый «арсенал» эпохи
«барокко» – от лаконичных миниатюр «Нотной тетради Анны Магдалены Бах» до
масштабных концертов, гигантских «Гольдберг-вариаций», монументального цикла
«Искусство фуги», множества различных танцевальных пьес, многочастных сюит и
токкат, сборника «Хорошо
темперированный клавир», импровизационных «Хроматической фантазии» и каприччио
«На отъезд возлюбленного брата», «педагогических» инвенций и симфоний и т.д. В третьих – вытекающая из
разнообразия жанров и форм – значительная амплитуда исполнительской сложности
этой музыки. Эти произведения могут исполняться с самых первых шагов обучения
музыке, далее – на всех других ступенях музыкального образования – школе,
училище, ВУЗе, аспирантуре. В
четвертых – с музыкой Баха связаны практически все сферы профессиональной
музыкальной деятельности, она настолько прочно вошла в «сферу жизненных
интересов» всех, кто занимается музыкой, в «педагогический репертуар» нашего
школьного и высшего образования, что, наверное, нет человека, который бы, даже
не став профессиональным музыкантом – не соприкоснулся бы с этой музыкой. И,
наконец, пятая, причина,
возможно, самая главная, состоит в непреходящей ценности музыки Баха, в ее
принадлежности культурному «золотому фонду» человечества, а соприкосновение с
этой музыкой обогащает нас духовно, позволяет приблизиться к вневременным
этическим и философским ценностям, эстетическим идеалам и красоте. Кроме того,
и это также одна из причин обращения к этой музыке – произведения Баха
постоянно привлекали, будировали интерпретаторские потенции многих выдающихся
деятелей музыкального искусства XIX-XX веков различных специальностей. Все они оставили
свой след в акустической жизни этих музыкальных творений, теоретических трудах
и непосредственно нотном тексте.
Графические редакции баховских клавирных
произведений оставили такие выдающиеся музыканты,
как Черни, Муджеллини, Бузони, Барток, Бишоф, Келлер, Ройзман, Петри,
Браудо, Копчевский, Кувшинников, Ландсгоф,
Диденко, Мержанов, Хернади, многие другие… Они ставят интерпретационные проблемы
с самых различных сторон музыкального творчества – от узко технологических и
методических, до духовных и философских, позволяя тем самым учащимся,
приблизить к себе эту музыку; вернее, самим приблизиться и раскрыть в своем
исполнении ее содержание.
Когда
Л.Баренбойм говорит об историческом «сужении прав» исполнителей от старинной
музыки к современной, отмечая, что «точные записи многими композиторами
исполнительских пожеланий в нотном тексте и вызвали к жизни новый «жанр» –
«разъясняющие» редакции произведений» [1-275] – он прав лишь отчасти. Все же главная причина появления и столь
широкого распространения редакций нотного текста, заключается в дальнейшем
отделении исполнительства как самостоятельного творчества музыкального
искусства. «Во второй половине XVIII века исполнительство все больше выделяется
в самостоятельную область музыкальной деятельности, соответственно в нем
углубляется интерпретаторская направленность: перед исполнителем встает
задача раскрытия перед слушателями не своей собственной, но чужой творческой
воли. Это существенно изменяет и психологическую и эстетическую ориентацию
исполнителя» - справедливо замечает Л. С.
Гинзбург [4-32].
Вторая причина появления редакций, безусловно,
педагогическая.
Профессия педагога-музыканта также становится (хотя и в меньшей степени, чем
исполнителя) все более узко понимаемой специализацией, более «чистой» и суверенной.
(Вспомним хотя бы, Ф.Вика, других, менее известных педагогов…). Появляются
музыканты, главной деятельностью которых становится именно педагогическая
деятельность, а не исполнительская или какая-нибудь иная. Такие педагоги,
учебный процесс в целом нуждался в обеспечении и методической литературой и
редактируемых, разъясняющих нотных изданиях.
Степень «разъяснения», внедрения в
авторский текст у большинства выше перечисленных музыкантов различна – от
сугубо текстологической редакции «Хорошо темперированного клавира» Г.Келлера дальше идет возрастающая динамика
увеличения редакторских указаний – так, например, Г.Бишоф отмечает в скобках
характер исполнения и метроном, кое-где проставляет аппликатуру. Н.Копчевский
(«Каприччио на отъезд возлюбленного брата» и в «Арии, варьированной в
итальянском стиле», «Искусство фуги»), и Н.Кувшинников («Маленькие прелюдии и
фуги») – большое внимание уделяет орнаментике, указывая несколько возможных
вариантов исполнения украшений. Достаточно подробно проставлена в этих
редакциях и аппликатура, в «Каприччио…» появляется и небольшое количество педальных
указаний, в «Арии…» – лиги, в «Маленьких прелюдиях и фугах» – характер
исполнения и темп по метроному, кое-где штрихи и динамика. Л.Ройзман («Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах»,
токкаты, сюиты) – большое внимание уделяет синтаксису произведения,
проставляя в нотном тексте ферматы, цезуры,
лиги, динамические указания. В меньшей степени у него проставлена
аппликатура и штрихи.
В своем подробном исследовании «Интерпретация
клавирных произведений И.С. Баха», Э. Бодки – американский клавесинист и музыковед
немецкого происхождения, дает свои комментарии, в частности, ко всем пьесам
«Хорошо темперированного клавира», где обозначает возможный инструмент для
данного сочинения (клавикорд, клавесин, орган), регистровки к ним, указывает оптимальный
темп по метроному, моменты артикуляции, штрихов и некоторые другие пожелания
исполнителям.
Образцом именно
интерпретационно-педагогических редакций являются редакции «Хорошо
темперированного клавира» – К.Черни, Ф.Бузони, Б.Муджеллини и Б.Бартока.
Схожие черты этих редакций – довольно большое количество редакторских указаний,
отражающих как интерпретационную сторону исполнения, так и разъясняющих многие
«технологические» приемы. Тем не менее, сама трактовка многих произведений
этого сборника существенно разнится. Эти редакторы зачастую предлагают
исполнителю даже прямо противоположные варианты исполнительских приемов,
характера исполнения, темпа, динамики и т.д. Обоснование, аргументацию своих
интерпретаций они дают тоже в разной степени.
Появление в последнее время новых редакций
клавирных произведений «Хорошо темперированного клавира» И.Баха (например,
редакции В.Мержанова (Москва), П.Егорова (С.-Петербург), их востребованность в
современном исполнительстве и системе музыкального образования, говорит о том,
что новые редакции баховских творений принесут с собой еще много нового и
самобытного, а их использование в практическом учебном процессе может послужить
эффективным инструментом обучения начинающего музыканта искусству интерпретации
музыки.
Литература
1.Баренбойм
Л. А. Музыкальная педагогика и
исполнительство. Л., 1974
2.Гинзбург Л. С. Об интерпретации музыки XVIII века /Музыкальное исполнительство. Вып. 8/ М., 1973