Канд. физ.-мат.н.
Коротенков Ю.Г.
Институт
содержания и методов обучения РАО (ИСМО РАО)
SMART-ОБЩЕСТВО И SMART-ОБРАЗОВАНИЕ
Современное общество находится в русле
новой технологической волны на базе нано, кибер и прочих инновационных
технологий. Одной из составляющих этой волны являются Smart-технологии, Smart-устройства,
Smart-ресурсы, соединяющиеся в Smart-системах. Это «умные» устройства с собственным, встроенным
искусственным интеллектом, преобразующие взаимодействие в медиапространстве. По
прогнозам специалистов эта волна докатится до нас лет через 10-15, т.е.,
следует ждать очередной технологической революции и нового витка информационного
и социального прогресса.
По сути дела, Smart-система – это прообраз компьютера нового поколения, мобильного. В скором времени мы будем
иметь «карманные» компьютеры, берущие на себя всю рутину обыденной
интеллектуальной деятельности и поддерживающие всевозможную связь со всем миром
и всеми медиаресурсами. Таким образом, медиапространство
смыкается с киберпространством, образуемым компьютером и его ИТ, [1].
Другой гребень инновационной волны
образуют различные роботы, имирующие
сознательную деятельность человека. Эти роботы создаются на базе нано-, био- и
прочих технологий, способны исправно выполнять определенные функции и
реагировать на происходящее вокруг них. Пока робототехника находится в стадии
становления, и о каком-либо высоком их интеллектуальном уровне говорить не
приходится. Но растет их количество, переходящее в новое качество. Возможно,
вскоре мы будем иметь «умные» заменители наших внешних и внутренних органов. Не
менее умные приборы будут нас диагностировать и производить индивидуальные лечебные
препараты.
Возникает новый уровень общества, новое
состояние информационного общества, называемого Smart-обществом и обладающего
качественно другой инфраструктурой не только информационного
взаимодействия и научно-образовательной деятельности, но и всей
жизнедеятельности человека. Smart-общество
создает новые условия и возможности для экономического, социального и
познавательного развития человечества, развития личности.
В некоторой части мирового сообщества
растет опасение, связанное с возможным засильем «умных» машин и опасностью
покорения ими человека. В США и других странах давно развивается теория компьютерной этики, изучающей проблему
технологизации мышления человека, возникновения синдрома робота и т.п. Но это
проблема психологии самого человека при опосредованном влиянии на него
компьютера. Теперь проблема становится шире. С одной стороны, человек роботизируется
не только интеллектуально и психологически, но и физически, нося «умные»
приборы внутри себя. С другой стороны, «умные» машины могут стать вовсе не
братьями по разуму, а соперниками со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Недостатком Smart-общества является также то, что частная жизнь человека
перестает быть таковой. Персональная и личная информация становятся общедоступными,
отслеживаемыми с ведома и без ведома. Возрастает информационное воздействие на
личность, ухудшается её психологическая среда.
Можно сказать, что до этого далеко, и не
стоит ни строить иллюзий, ни высказывать лишних опасений. Но прогресс
происходит ускоренными темпами. Поэтому параллельно с развитием этого прогресса
надо больше задумываться об информационной
безопасности, обеспечиваемой как интеллектуальными и технологическими
средствами, так уровнем информационной культуры, культуры Smart-общества.
Обобщением
компьютерной этики является информационная этика (ИЭ),
определяемая Л. Флориди как этика Универсума,
под которым понимается «тотальность информационных объектов, динамично
взаимодействующих друг с другом», [2]. Л.Флориди исходит из того, что «универсум
… фундаментально благ, и эта благость не зависит от человеческого этического
суждения», [2]. В соответствии с этим, ИЭ в реальном мире проявляется в
естественном стремлении его объектов и систем к стабильности и восстановлению
системных связей при различных «нарушениях».
В
этом же аспекте должна пониматься и ИЭ человека: в аспекте оптимальности (эффективности, безопасности) информационного взаимодействия
и в аспектах социокультуры, нравственных
ценностей. Только оптимальность информационных отношений обеспечит
существование и развитие общества, [1].
Логика
человека и его среды многогранна. Внутренние закономерности информационных
систем выражаются модальностью «Необходимо», социальные условия и требования
среды – модальностью «Возможно», [1].
Философия Л.Флориди предполагает
способность кибер-агента «модифицировать правила, благодаря которым он может
менять свое состояние…. на основе его собственных прошлых интеракций», [2]. То
есть, развитие «агента», его состояния, интеллекта, поведения осуществляется на
основании расширения, преемственности знаний. Однако расширение знаний «агента»
не помешает ему составлять собственное отношение к действительности и по-своему
на него реагировать. То есть, это будет работать только на основании определенных
принципов деятельности робота,
впрочем, как и человека:
Противоречия
между необходимостью и возможностью (наличием и необходимости, и невозможности)
решаются в пользу последней до полного устранения этих противоречий.
Этот
принцип составляет его «подсознание», инвариантное, неизменное.
Необходимым
условием формирования и развития Smart-общества
является Smart-образование, в то время, как
Smart-образование является важнейшим средством развития Smart-общества. Целью Smart-образования является:
1. Развитие личности человека как субъекта
Smart-взаимодействия:
Формирование Smart-компетентности субъектов как составной части их информационной компетентности:
знаний о Smart-среде и порядка взаимодействия
с ней, умений поиска и использования Smart-ресурсов,
Smart-технологий. Взаимодействие в Smart-среде должно осуществляться в контексте взаимодействия
с медиасредой и киберпространством, что предполагает реализацию многозначной
модальной логики (с модальностями «Необходимо» и «Возможно» и их логическими
отрицаниями). То есть, это предполагает наличие знаний и представлений субъектов
обучения о модальной логике.
Формирование и развитие Smart-культуры
субъектов: культуры Smart-взаимодействия, отношений в Smart-среде, Smart-безопасности,
компьютерной и информационной (по Л. Флориди) этики. Как и Smart-общество, Smart-культура
не является самостоятельной сущностью: является составной частью информационной
культуры, медиакультуры, базируется на них, развивает их.
Личные Smart-компетентность и Smart-культура являются условием развития и саморазвития
субъекта, его Smart-образования и Smart-самообразования.
2. Образование и самообразование субъекта
на основании его Smart-образования, полученных в
нем знаний и личностного развития. Это предполагает активное использование Smart-систем, развитие информационного мировоззрения,
мотивации к познанию мира.
3. Адаптация субъекта в Smart-обществе. Это не только технологическая и
социокультурная адаптация в Smart-среде, но
и психологическая устойчивость
субъекта к условиям и воздействиям Smart-среды,
умение защитить свою внутреннюю и личную информационную среду.
4. Развитие познавательной и
деятельностной активности субъекта в Smart-среде.
Субъект Smart-общества не должен быть потребителем, должен развивать
и развиваться, чтобы всегда оставаться интеллектуально и психологически выше
любого кибер-«агента».
Литература
1. Коротенков Ю.Г. Философия знаний и информационного мира. Монография.
LAP LAMBERT Academic Publishing, 2014 г.
2. Хлебников Г.В. Философия информации Лучано Флориди. Метафизика, 2013
– 4(10).