Шиндаулова Р.Б.

 

НООГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА – НОВЫЙ ОРИЕНТИР В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПАРАДИГМЕ

 

Современная образовательная парадигма, базирующаяся на коэволюционной, гуманистической стратегиях, включающих такие устои, как гуманизация, фундаментализация образования, экологизация сознания и пр., содержит огромный потенциал для разрешения кризисных явлений, инициированных мировоззренческими коллизиями современного потребительски-ориентированного сообщества. Необходимы новые идеи, подходы, концепции, опирающиеся на творческую интеграцию отдельных положений научных теорий взаимодействия социума и природы, которые бы создавали жизнеутверждающие смыслы, ценностные ориентации на основе гомеостатического урегулирования социоприродных систем. В этой связи образовательная теория и практика содержит реальные предпосылки для становления нового направления в педагогике – ноогуманистического, дающего возможность формирования ноогуманистически-ориентированного мировоззрения (НМ).

Термин «ноогуманизм» впервые был введен в научный оборот общей педагогики Г.П. Сикорской, в рамках моделируемого ею эколого-педагогического образования (1999). Ученый определяет «гуманизм русских космистов …как ноосферный гуманизм (ноогуманизм)», для которого характерно «стремление человеческого сообщества к состоянию коэволюции с биосферой». Ноогуманизм «…утверждает ценность жизни во всех ее проявлениях, гармоническое взаимодействие человека с природой (включая Космос) и ответственность его как единственного разумного существа на планете за жизнь на Земле[1]. Нам представляется необходимым дать несколько расширенное осмысление значения «ноогуманизм», которое, помимо экологического посыла, отражало бы необходимость укрепления гомеостатических механизмов социоприродного мира на уровнях «человек», «общество», поскольку мир объят не только экологическими кризисами, но и различного рода социальными, личностными и др. конфликтами.

Ноогуманизм, интегрирующий ноосферную, экологическую, гуманистическую составляющие, в перспективе должен быть ориентирован на коэволюционное взаимодействие человечества и биосферы, сотрудничество стран в разрешении глобальных (эколого-социальных, социокультурных) проблем, гуманизацию общества и переход его от идеалов «общества потребления» к духовно-ориентированным ценностям; обеспечение баланса индивидуального и коллективного начал в сознании людей, формирование основ планетарного мышления, право человека жить в гармонии с самим собою и быть толерантным к Другому. Теоретико-методологическая разработка ноогуманизма позволила бы развить концептуальный остов педагогической системы формирования ноогуманистически-ориентированного мировоззрения на его основе.

Ноогуманизм, родившийся в лоне ноосферного образования, генетически связан с ноосферой, определяемой как «новое эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека  становится решающим фактором ее развития»[2] и являющейся фундаментальной, родовой мировоззренческой идеей, которая «имеет своим истоком древнейшие культуры …Востока и Запада, определивших ключевые для ноосферного миропонимания понятия порядка, космичности жизни и разума»[3]. Реконструкция мировоззренческих, социально-философских истоков ноосферной идеи позволила сделать ученым вывод о том, «что появление концепции ноосферы было подготовлено всем ходом развития человеческой мысли, что имплицитно и сама идея ноосферы, и ключевые моменты ноосферного учения: о целостности и гармонии Универсума; о взаимообусловленности микро- и макромиров; о природе мира и строении материи; о космичности жизни и разума; о необходимости духовно-нравственного совершенствования человека и его деятельности, которые в дальнейшем легли в основу учения о ноосфере – издавна присутствовали в философии, теоретическом естествознании, богословии, искусстве» (Л.И. Плотникова, 2004). Космологические построения античной философии (Аристотель, Платон, Гераклит и др.), высветившие философский принцип гармонии (гармонизации) единого и многого, как закон космоса и одну из основ бытия, явились предтечей концепций всеединства, антропокосмизма, шире – положений о динамическом равновесии социоприродного взаимодействия[4], заложивших мировоззренческие основы космизма, теории и практики космического воспитания (К.Н. Вентцель, М. Монтессори и др.), в целом, современного образования эколого-ноосферной направленности. Указанный принцип, как выражение баланса диалектического взаимодействия противоположных начал, рассмотренный еще Аристотелем в «Никомаховой этике» и интерпретируемый современной философией как регулятив энтропийных и негэнтропийных процессов в «сложившемся гомеостазе» систем (В.П. Кохановский; О.В. Хотеева, 2006), прочно вошел в «кортеж системных оснований методологии» многих наук (Новиковы, 2007), в том числе в педагогику, вобравшую экологическую и ноосферную образовательные парадигмы. Неслучайно Б.М. Мукаева отмечает, что принцип гармонии, «обретя статус универсалии и фундаментальной духовной ценности человека …со времен формирования человеческого сознания и ранней общей картины мира», давно получил методологическое «мета-» значение в «обосновании устойчивого природопользования в современной концепции социоприродных систем»[5]. Данный принцип, в становлении ноогуманизма, на наш взгляд, выполняет ключевую роль и, осмысленный в контексте гармонизации социоприродных систем, обретает базовое значение.

Обращение к духовному наследию мыслителей-космистов вызвано социальным заказом современного общества, обеспокоенного кризисными явлениями во всех областях человеческой деятельности. Ноогуманизм, равно как и учение о ноосфере (В.И. Вернадский, Э. Леруа, П.Т. де Шарден), органично связан с трудами представителей русского космизма (Н.А. Бердяев, Н.Ф. Федоров, П.А. Флоренский, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский и др.), заложивших основы нового миропонимания, базирующегося «на антропокосмических идеях единства мира, глобальной взаимозависимости человека и космоса, убежденности в духовно-творческой, преобразующей роли человечества» (А.М. Панкрушина, 2004). Разработанные ими идеи всеединства человека и Космоса, коэволюционного «гармонического совместного развития человека и природы» (Н.Н. Моисеев, 1986) стимулировали дальнейший их рост в различных областях знаний, оказав влияние на становление ноосферного и экологического образований и формируемый ими контент мировоззренческих матриц (В.И. Додонов, О.Д. Куракина, Г.С. Смирнов, И.М. Пушкина, В.Н. Демин, А.М. Панкрушина, С.Ф. Лукина и др.).

Учение о ноосфере В.И. Вернадского (150-летний юбилей которого отметила мировая общественность), составляющее основу ноосферных концепций (к числу которых относится и ноогуманизм), приобретает в наши дни все большую актуальность, поскольку оно призвано открывать качественно новый этап цивилизационного развития, характеризующийся переходом к сознательному управлению планетарными процессами. Приближение ноосферы, как «сферы разума, высшей стадии развития биосферы, …когда разумная человеческая деятельность становится главным определяющим фактором развития на Земле»[6], связано с космопланетарной миссией человечества, которое с помощью коллективного нравственного разума ускорит цивилизационный прогресс. Несмотря на неоднозначную оценку учения со стороны научных кругов, критикующих его утопический характер, объясняемый, вероятно, неразрывным единством научного и ненаучного знания (В.А. Кутырев. Ф. Штильмарк и др.), тем не менее, на фоне системных кризисных явлений современности, «идея ноосферы может (должна) стать идеальным проектом будущей социоприродной гармонии, управляемой совокупным человеческим разумом»[7]. А.Д. Урсул отмечал огромную перспективность в мировоззренческом плане концепции ноосферы, на «базе которой должна проявиться развернутая теория будущего человечества»[8].

Однако не корректно было бы думать, что ноогуманизм представляет собой произвольное эмпирическое объединение его составляющих: «ноосферы» и «гуманизма». Необходимо, с учетом философского принципа гармонизации, выявить новый подход к становлению ноогуманистически-ориентированного мировоззрения, определив новую, внутренне взаимосвязанную целостность формирующегося педагогического процесса, обогащенную эмерджентными свойствами.

Основная причина глобализации экологических проблем с середины прошлого века, как результата масштабного негативного антропогенного воздействия на биосферу, обнажила, прежде всего, мировоззренческий кризис: разрыв между техническим прогрессом и потребительской ментальностью общественного сознания, разрушившего чувство меры во взаимодействиях с природой и утратившего некогда относительное единение с ней. Несмотря на последовавшую реакцию мирового сообщества на проблемы, связанные с «глобальными угрозами», нашедшую отражение в материалах деятельности Римского клуба, получивших общемировое признание в качестве глобального плана действий в интересах устойчивого развития (Рио-де-Жанейро, 1992), а также в появлении огромного массива подобного рода научных исследований, подчеркивающих антиноосферный характер рыночной стратегии, конкурентный механизм которой «ложится непосильным бременем на природные ресурсы и внутренней духовный мир самого человека», долгожданного перелома в решении указанных проблем не произошло (Х.А. Барлыбаев, 2007). Ни развитие новых ресурсосберегающих и экологически чистых технологий, ни ряд международных соглашений, принятых в рамках урегулирования комплекса проблем глобального характера, в целом, пока не перекрывают угрожающего роста дисбалансов между человеком, обществом и биосферой по причине, вероятно, кроющейся в глубинной нравственной природе самого человека, привыкшего руководствоваться «правом силы» и эгоцентрическими соображениями. Поэтому еще более очевидной становится необходимость интенсифиции усилий в области поиска новых подходов к разработке «коэволюционных» типов мировоззрения, мышления, новых морально-этических норм, которые бы отвечали идее динамически-развивающегося и сознательно-регулируемого гомеостазиса социоприродных систем. Неслучайно современную систему образования в космософии привлекает возможность многовекторной разработки идей устойчивого развития, коэволюционных стратегий, различного рода гомеостатически-ориентированных проектов в контексте современных тенденций социоприродного процесса и пр. В этом смысле ноосферные теории (в том числе и развиваемая ноогуманистическая концепция) представляют безусловный интерес.

Следует отметить, что ноосферные идеи, продолженные в трудах Н.Н. Моисеева, А.Л. Яншина, В.П. Казначеева, А.Д. Урсула, Б.Г. Режабека и др., направленные на соблюдение баланса возможностей биосферы и потребностей социума в долгосрочной перспективе, когда «коллективный разум и коллективная воля» эпохи ноосферы «окажутся способными обеспечить совместное развитие (коэволюцию) природы и общества»[9], шире – переход совокупного разума человечества в «биосферный» (А.И. Субетто, 2001), – оказали мощное воздействие на педагогику, оплодотворив ноосферное, экологическое (в том числе для устойчивого развития) образования; заложили основы ноосферологии (Ф.В. Лазарев, В. Шилкина и др.), ноосферизма (А.И. Субетто и др.), трактуемого как «теоретическая система философско-научных, социологических, научно-экономических взглядов, раскрывающая …становление социоприродной гармонии в форме управляемой социоприродной эволюции на базе общественного интеллекта и образовательного общества»[10]. Очевидно, что поступательному научно-образовательному движению ноогуманистических идей способствуют сложившаяся в России мощная Ноосферная научная школа (школы Н.Н. Моисеева, В.П. Казначеева, А.Д. Урсула и др.)[11], образовательная ноосферная (Н.В. Маслова, А.М. Буровский, М.Н. Дудина, А.М. Панкрушина, Л.Г. Никифоров, Е.А. Петрова и др.) и экологическая парадигмы (Н.Ф.Реймерс, А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, С.Н. Глазачев, И.Т. Суравегина, Г.П. Сикорская и др.); положения космической педагогики (К.Н. Вентцель, Н.Г. Холодный, М. Монтессори и др.), ноосферные аспекты экологической педагогики и психологии (В.А. Ясвин, С.Д. Дерябо, А.В. Иващенко, В.И. Панов, А.В. Гагарин и др.), образовательных стратегий устойчивого развития (Н.Н. Моисеев, Н.М. Мамедов, Д.С. Ермаков, С.А. Степанов и др.), накопившийся опыт ноосферной педагогической практики на современном постсоветском пространстве: в России (г.г. Москва, Санкт-Петербург, Иваново, Боровск; Якутия и пр.), Казахстане (г.г. Алматы, Костанай), Украине (г.г. Киев, Харьков, Симферополь) и возросший научно-методический потенциал ноосферных образовательных школ (А.М. Буровский, А.С. Новобранцев, Т.В. Румянцева и др.).

Вместе с тем, необходимо упомянуть, что становление мировоззрения личности, его трансформация происходят на протяжении всей ее жизни, но особенно интенсивно оно осуществляется в юношеском возрасте, поскольку именно молодежи предстоит стать реализатором собственных мировоззренческих установок, ибо бытие человека не может быть объективировано вне его сознания, разума и поступков. В этом смысле ноогуманистические представления, прививаемые молодежи, ее смысложизненные ценности как прообраз будущей деятельности, несут определенную перспективу с точки зрения морально-нравственного оздоровления общества.

 

Литература

 

1.      Сикорская Г.П. Ноогуманистическая модель эколого-педагогического образования и практика ее реализации: Дис. … д-ра пед. наук. Екатеринбург, 1999. 446 с.

2.      Педагогический энциклопедический словарь /Гл. ред. Б.М. Бим-Бад; редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. М.: Большая Российская энциклопедия, 2008.  528 с.

3.      Кузнецов М.А. Философские основания ноосферного мировоззрения: Автореф. дис. … докт. философ, наук. М., 2001.  //http://www.dissercat.com/

4.      Мукаева Б.М. Принцип гармонии в концепции устойчивого природопользования: Философско-методологический анализ: Дис. …канд. филос. наук. М., 2003 // http://www.dissercat.com/content/printsip-garmonii-v-kontseptsii-ustoichivogo-prirodopolzovaniya-filosofsko-metodologicheskii

5.      Экологический энциклопедический словарь. М.: Изд. дом «Ноосфера», 1999. 930 с.

6.      Плотникова Л.И.Учение о ноосфере как идеальный проект гармонизации социоприродного взаимодействия: Автореф. …канд. филос. наук. Чита, 2004. 28с. // http://www.dissercat.com/content/uchenie-o-noosfere-kak-idealnyi-proekt-garmonizatsii-sotsioprirodnogo-vzaimodeistviya

7.      Урсул А.Д. Введение в социальную экологию: учеб. пособ. Ч. II. М.: Луч, 1994. 255 с

8.      Моисеев Н.Н. Коэволюция природы и общества. Пути ноосферогенеза // "Экология и жизнь". № 2-3. 1997. [Электронный ресурс]. [2008]. // URL: http://www.ecolife.ru/jornal/echo/1997-2-1.shtml.

9.      Субетто А.И. Ноосферизм. Том первый. Введение в ноосферизм. СПб.: КГУ им. Н.А.Некрасова, КГУ им. Кирилла и Мефодия, 2001.  537с.

10. Субетто А.И. Ноосферная научная школа в России: итоги и перспективы: монография / Под науч. ред. Л.А. Зеленова. Ноосферная общественная академия наук. СПб.: Астерион, СПб.: 2012. 76 с.

11. Шиндаулова Р.Б. Концептуальные основы формирования ноогуманистически-ориентированного мировоззрения студента: Монография. Алматы: ТОО «Полиграфия-Сервис и Ко», 2012.  348 с.

 



[1] Сикорская Г.П. Ноогуманистическая модель эколого-педагогического образования и практика ее реализации: Дис. … д-ра пед. наук. Екатеринбург, 1999. 446 с. С. 33

[2] Педагогический энциклопедический словарь /Гл. ред. Б.М. Бим-Бад; редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. М.: Большая Российская энциклопедия, 2008.  528 с. С. 170.

[3] Кузнецов М.А. Философские основания ноосферного мировоззрения: Автореф. дис. … докт. философ, наук. М., 2001.  //http://www.dissercat.com/

[4] Данное понятие, вводимое нами, смыслово близко значению «социоприродная гармония», составляющее дефиницию «ноосферизм» (А.И. Субетто, 1997).

[5] Мукаева Б.М. Принцип гармонии в концепции устойчивого природопользования: Философско-методологический анализ: Дис. …канд. филос. наук. М., 2003 // http://www.dissercat.com/content/printsip-garmonii-v-kontseptsii-ustoichivogo-prirodopolzovaniya-filosofsko-metodologicheskii

[6] Экологический энциклопедический словарь. М.: Изд. дом «Ноосфера», 1999. 930 с. С. 415.

[7] Плотникова Л.И.Учение о ноосфере как идеальный проект гармонизации социоприродного взаимодействия: Автореф. …канд. филос. наук. Чита, 2004. 28с. // http://www.dissercat.com/content/uchenie-o-noosfere-kak-idealnyi-proekt-garmonizatsii-sotsioprirodnogo-vzaimodeistviya

[8] Урсул А. Д. Введение в социальную экологию: учеб. пособие. Ч. II. М.: Луч, 1994. 255 с

[9] Моисеев Н.Н. Коэволюция природы и общества. Пути ноосферогенеза // "Экология и жизнь". № 2-3. 1997. [Электронный ресурс]. [2008]. // URL: http://www.ecolife.ru/jornal/echo/1997-2-1.shtml.

[10] Субетто А.И. Ноосферизм. Том первый. Введение в ноосферизм. СПб.: КГУ им. Н.А.Некрасова, КГУ им. Кирилла и Мефодия, 2001.  537с. С. 8.

[11] Субетто А.И. Ноосферная научная школа в России: итоги и перспективы: монография / Под науч. ред. Л.А. Зеленова. Ноосферная общественная академия наук. СПб.: Астерион, СПб.: 2012. 76 с.