К.п.н,, доцент., Абилкасимова Г.К., магистрант  Жумашова А.С., магистрант Мастеева К.А.

Карагандинский государственный университет им. Е.А. Букетова

 

Развитие дизайна костюма в Казахстане

 

На сегодняшний день Казахстан стоит на рубеже нового этапа социально-экономической модернизации, и планирует войти в число 30-ти самых развитых государств мира к 2050 году. Высокий художественный вкус, многообразие творческих индивидуальностей, оригинальность современных подходов в сочетании с лучшими достижениями традиционной культуры, с ее самобытным чувством формы и цвета – тако­вы черты, которые отличают профессиональные ценности отечественного дизайна на современном этапе.

Развитие дизайна костюма отражает всю историю развития человечество. В нем наглядно представлены особенности эпох и наций, религиозных верований и культуры, переплетается художественное творчество и рукоделие. История и развитие дизайна костюма постоянно пополнялась новыми идеями, чтобы могли по ним угадывать целые исторические эпохи и национальные культуры. Костюм — это совокупность одежды, головного убора, обуви, которая отражает его утилитарные функции, а также убранства, превращающего утилитарный комплекс в образно-семантическую систему.

В народном костюме казахов отражены древние традиции, связанные с их этнической историей, экономическими, социальными и климатические условиями.С незапамятных времен народный костюм жителей Казахстана является уникальным проявлением материальной культуры нации, создававшейся в тяжелых условиях кочевой жизни в степях с их знойным летом, пронизывающими ветрами, морозными зимами. В нем, как в зеркале, нашли свое отражение эстетические идеалы народа, его представление о прекрасном. Именно его колорит и яркая самобытность сыграли огромную роль в утверждении этнического самосознания народа. Национальный костюм казахов прост в композиции, целесообразен, удобен для верховой езды степняков-кочевников, приспособлен к защите от холода, зноя и постоянных ветров. Отличается благородной нарядностью, которая достигается отделкой мехом, вышивкой, инкрустацией и др. Ему присуща общность форм для всех слоев населения с небольшими поправками на возраст, пол и социальный статус.

Традиционными материалами для национального костюма, всегда были кожа, мех, тонкий войлок, шекпен – домоткано      е сукно из верблюжьей, или бараньей шерсти. Все то, что постоянно было под рукой у людей испокон веку занимающихся отгонным скотоводством. Особенно ценились шкуры и меха пушных зверей, добываемых на охоте. Из шкур шили шубы – «тон», а из меха -полушубки «шаш», а так же нагольные тулупы, безрукавки, головные уборы, зимние шаровары и прочую нарядную верхнюю одежду. Вообще, в искусстве изготовления одежды из кожи и меха, казахи достигли небывалых высот, о чем свидетельствуют многочисленные письменные источники. Так в сочинении Сейфи 1582г, можно прочитать буквально следующее: «...кафтаны их сделаны из овечьей кожи, но окрашенные в разные цвета они становятся похожими на благородный атлас, их привозят в город Бухару и продают там по той же цене, что и кафтаны из атласа, настолько они красивы и элегантны» [1].    Многие виды казахской одежды шили из войлока. На его изготовление преимущественно шла белая шерсть, особенно ценился тонкий пух с шеи овец. Несколько позже одежду стали шить и из привозных материалов – шелка, бархата, парчи и хлопка. Не стоит и говорить, что костюм из фабричных тканей могла позволить себе лишь феодальная знать, и такая одежда становилась своеобразным показателем обеспеченности ее обладателей. Для традиционного казахского костюма начала средневековья было характерно наличие одних и тех же предметов одежды у рядового населения и аристократии - распашных рубах, женских платьев, головных уборов, халатов, обуви. Социальные и клановые различия выражались лишь в стоимости используемых материалов, богатстве декора, да в количестве надеваемых предметов одежды и украшений. Так состоятельные казахи, дабы подчеркнуть свое привилегированное положение, в любую погоду носили сразу несколько «шапанов» (халатов). Снизу - попроще, а сверху – дорогие, богато украшенные.

Особенную нарядность народному костюму, создававшемуся веками, придавала отделка его дорогими мехами, традиционной вышивкой, расшивка бисером и люрексом. Так же, для украшения служили мужские и женские широкие пояса, декорированные серебряными и золотыми пряжками, позументом и накладками, подвески из драгоценных и полудрагоценных камней и кораллов, характерные для женского комплекта одежды.

Об одежде казахов писали  путешественники и ученые Мухаммед Хайдар Дулати, И.П.Фальк, П.С.Паллас, И.Георги, Г.И. Спасский, П.И. Рычков, А.И.Левшин и др. Казахи ценили шкуры куланов, сайги и тигров, а также темные меха – енота, выхухоля, соболя, куницы и белые – горностоя,  и хорьков. Из шкур шили шубы. Общее название  шубы у казахов – тон. Казахи знали технику изготовления шуб из лебяжьего пуха, пуха гагар и цапель. Шуба из пуха гагар в 1878 году экспонировалась  на выстовке казахского народного ремесла в Акмолинске. Шили шубы и из шкур домашних животных. В ГМЭ хранится шуба из шкуры верблюжонка – бота тон, которая была представлена Ч.В.Валихановым на выстовку при Московском университете в 1867 году. Таки е шубы шили в Кокчетавском, округе, в Аккик – Куланской волости, В мастерских Майкы Сарымсакова [1].          Халаты и шаровары украшались вышивкой шелком. Образцы вышивок собирал в Семипалатинской области художник и искусствовед В.Н. Беласюдов. В1913году он написал небольшую статью «Казахские вышивки». Широко была распространена вышивка гладью. Гладью вышивали кимешеки, суконные мужские штаны. С большим мастерством вышивали тамбуром – петлей в петлю. В вышивке тамбуром и гладью использовались геометрические  и растительные узоры, иногда контурные изображения человека и животных, целые сюжеты, например, сцены охоты в вышивке замшевого халата из Эрмитажа.

В нашей республике дизайн как явление современной культуры стал формироваться со второй половины XX в. под влиянием Центра. Диза́йн - (англ. design замысел, план, намерение, цель и от лат. designare отмерять, намечать) — творческая деятельность, целью которой является определение формальных качеств промышленных изделий. Эти качества включают и внешние черты изделия, но главным образом те структурные и функциональные взаимосвязи, которые превращают изделие в единое целое как с точки зрения потребителя, так и с точки зрения изготовителя.

Дизайн стремится охватить все аспекты окружающей человека среды, которая обусловлена промышленным производством. Европейские  тенденции в этой области доминировали на ранних этапах зарождения дизайна в Казахстане. Одним из первых кто стал основоположником дизайна костюма в Казахстане, академия моды «Сымбат», была основана в 1947 году. «Сымбат» является разработчиком национальной одежды, изготовителем эталона государственного флага Республики Казахстан и штандарта Президента РК Назарбаева Н. А. Первая и единственная казахстанская компания, разрабатывающая дизайн одежды для крупнейших зарубежных фирм. В 1972 году, академия первым в истории Казахстана представила отечественную моду за рубежом. Около 35 лет академия моды участвует в более чем 40 международных показах на фестивалях, конкурсах моды в более чем 30 странах мира. Ежегодно проходит 20 показов в Казахстане и около 10 показов за рубежом. В 2000 году «Сымбат» провела первый Международный конкурс «Высокой моды современного национального костюма». Сымбат регулярно участвует на Сибирской неделе моды, в Москве, Дубае и Вашингтоне. Компания разрабатывает дизайн-модели для таких компаний, как «Must industries» (США, Нью-Йорк) со всемирно известными торговыми марками Chico’s, White and black, Victoria secrets.

На сегодняшний день в нашей  республике есть именитые дизайнеры,  о которых знают и за пределами нашей страны как: Куралай Нуркадилова, Балнур Асанова, Аида Кауменова, Айгуль Касымова, Ая Бапани.

Куралай Нуркадилова  одна из самых известных казахстанских дизайнеров, которая уже в 1995 г. основала собственный авторский дом моды «Kuralai». Ее работы хорошо известны не только на родине, но и за рубежом. Так, по словам, художника, количество только элитных клиентов в Казахстане и России превышает 50 000 человек. В 2007 году Куралай Нуркадиловой получила премию «Человек года» по версии журнала «Harper’s Bazaar» и «Предприниматель года» по версии компании «Ernst & Young». Чуть позже в 2010 г. в Корее дизайнер, впервые в казахстанской истории моды, была удостоена звания международного уровня «Мировой Мастер». На прошедших двух олимпиадах, именно дом моды «Kuralai» был выбран в качестве основного создателя парадной формы для национальных сборных команд. И не смотря на споры, развернувшиеся вокруг дизайна формы, представленной в Лондоне, казахстанская команда смогла достичь лучшего результата в истории современного Казахстана.

Балнур Асанова, если вкратце, то известный казахстанский дизайнер, художник-живописец и арт-директор дома мода «Сымбат». Балнур известна далеко за пределами родины. Она является многократным победителем международного конкурса высокой моды национального костюма, проходящего в Москве, а также постоянным участником недель моды в таких городах, как Вашингтон, Москва и Дубай. Ее коллекции рассчитаны на широкий круг людей, но среди них есть и очень популярные люди. Один из них известный голливудский актер Стивен Сигал. Показы коллекции одежды дизайнера проводятся во многих странах мира. Балнур Асанова известна так же, как художник. Многие из ее картин хранятся в частных коллекциях в разных частях света.

Аида Кауменова, после обучения в итальянской школе моды в 2006 г. основала свой авторский дом моды «Aida KaumeNOVA». В 2008 г. она вошла в состав команды, которая разработала спортивную форму для олимпийской сборной Казахстана. В 2010 г. Аида была награждена премией «Алтын Сапа» в конкурсе в области социальной ответственности бизнеса «Парыз» и даже получила личную благодарность от Нурсултана Назарбаева.  Годом позже дом моды «Aida KaumeNOVA» совместно с компанией «SADU» создали спортивную экипировку для  хоккейного клуба «Барыс» и национальной сборной по хоккею с шайбой. Одежда Аиды Кауменовой пользуется хорошим спросом у отечественных представителей шоу-бизнеса. Ее коллекции отличаются женственностью и «скрытой сексуальностью». Не смотря на это, дизайнер занимается также и созданием одежды для верующих женщин.

Ая Бапани, молодой дизайнер одежды, сумевшая уже завоевать золотую медаль в номинации «Оригинальный дизайн» на прошедшем в прошлом году шестом фестивале русской моды в Милане. Не смотря на то, что Ая впервые показала свою коллекцию одежды еще в 2006 г., принять участие в казахстанской неделе моды она решилась только спустя почти 6 лет. На данный момент коллекции молодого дизайнера помимо Казахстана и Италии были представлены в России, Узбекистане, Турции и Швейцарии[3].

Но не смотря на достижении наших дизайнеров сегодня индустрия моды двигается как может. Если разобраться, государство не сможет обойтись без индустрии моды. Развитие отечественной промышленности имеет взаимосвязь и между дизайнерами, чем больше дизайнеров, тем больше будет спрос на их творчество. Нужны будут новые ткани, разнообразная фурнитура, швейные машины, технические и технологические разработки. У людей появятся новые рабочие места, будет работа для населения. В Италии 70 % населения задействован в индустрии моды. Это серьезный бизнес, который дает людям огромное количество рабочих мест. Люди работают  на маленьких швейных фабриках, некоторые фабрики имеют свой трехсотлетнею историю, которую они передают из поколении в поколении.       Это серьезный бизнес, которое предоставляет огромное количество рабочих мест людям, и приносит миллиарды доходов.

Таким образом, развитии дизайна костюма в Казахстане      в целом, взаимовлиянии восточной и западной школ в практике казахского дизайна, отметим следую­щее. Многогранность развития дизайна в Казахстане изначально была обусловлена историческим раз­витием, географическим положением, природными и климатическими условиями его территории. Использование в костюме национальные мотивы имеют свою значимость, в жизни народа в целом не должна теряться  и не должна терять актуальность на сегодняшний день.    

 

 

Литература

1.  Казахское народное прикладное искусство. – Алма-Ата: Онер. – Т.I.1986.  - 109с.

2.  ru.wikipedia.org/wiki/

3. Vlast.k//article/10_vedusshih_kazahstanskih_dizajnerov_odezhdy-1674.html