Богданова Е.Ф., д.п.н., профессор Сарсекеева Ж.Е.

Карагандинский государственный университет им. Е.А. Букетова, Казахстан

Сущность понятия «творческий потенциал»: философский, психологический и педагогический аспекты

 

 

Феномен «творческий потенциал» не имеет однозначного значения. Именно поэтому для начала следует определить и проанализировать понятия «творчество» и «потенциал» как равноценные составляющие.

В современном философском словаре Кемерова В.Е.уточняется понятие 

творчество, как деятельность человека, созидающая новые объекты и качества, схемы поведения и общения, новые образы и знания [1].

В кратком словаре по философии термин творчество обозначает деятельность общества, социальных групп, классов, отдельных личностей, в ходе которой создается новое, никогда ранее не существовавшее. Творчество – это созидание нового в интересах социального прогресса, возрастание степени свободы человека, гуманизации общественных отношений, обеспечивающее всестороннее, гармоническое развитие личности [2].

Коротец И.Д. дает следующее определение родственному по смыслу понятию творчества. Творение – возникновение мира и любой отдельной вещи из ничего благодаря всемогущему творению. Согласно христ.учению о creatio continua (лат. – продолжающееся творение), акт божественного творения является непрерывным, он не только создает мир, но и содержит его в бытии. В переносном смысле творением, творчеством называют всякое внесение нового, в частности создание образов в результате формирующей деятельности духа, творческой фантазии. Все творения – создания природы. (Гете) [3].

В философском энциклопедическом словаре творение обозначает – возникновение мира и любой вещи из ничего актом божественного творения. В светском смысле  - создание нового, духовный продукт, которого не было раньше [4].

Творчество в философском энциклопедическом словаре раскрывается как  процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности [4, 836].

Олешков М. Ю. и Уваров В. М. считают, что творчество:

- деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей;

- создание качественно новой системы знаний на основе:

1) переосмысления;

2) переработки;

3) комбинации;

4) использования имеющихся знаний;

- способность принимать нестандартные, оригинальные, неповторимые решения, адекватные особенностям конкретной ситуации;

- способность конструировать, создавать, вводить в оборот понятия, категории, отражающие новые грани естественных, социальных (в т.ч. педагогических) явлений и процессов с использованием старого знания;

- способность видеть явление, объект, процесс во всей совокупности его сторон, в единстве позитивного и негативного;

- умение использовать теоретический каркас, стержень данной науки как ключ к конкретному анализу конкретной ситуации [5].

В словаре понятий и терминов по образованию и педагогике Полонского В.М. педагогическое творчество выражается как способность педагога (человека) усваивать (через призму индивидуальности) и результативно применять в новых условиях традиционные методы и приемы педагогической деятельности, а также создавать новые социально новые педагогические технологии, методы и приемы [6].

Мардахаев Л.В. в словаре по социальной педагогике, раскрывает сущность следующих понятий:

Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической значимостью. С точки зрения ученых – генерирование новой информации в той или иной области науки, техники, производства, искусства или жизнедеятельности людей в целом.

Творчество педагогическое – оригинальное и высокоэффективное решение учителем учебно-воспитательных задач, обогащение теории и практики воспитание и обучения [7].

В педагогическом словаре Каирова И.А.понятие творчество педагогическое – это оригинальное и высокоэффективное решение учителем учебно-воспитательных задач, обогащение теории и практики воспитание и обучения. Оно требует высокой идейности, большого мастерства, глубины и разносторонности знаний, горячей любви к педагогической деятельности. Достижение творческого результата подготавливается широкими наблюдениями, применения педагогического эксперимента, критическим использованием передового педагогического опыта. Повседневная деятельность учителя, наполненная исканиями и новаторством, представляет собой вдохновенный творческий процесс [8].

Олешков М. Ю. и Уваров В. М. дают определение различным видам творчества:

Творчество научное – высшая форма творчества; поиск и нахождение, открытие специфического типа связей и отношений. Его специфическим предметом являются закон, закономерная связь, тенденция развития. Научное творчество выражается в создании специфического типа знания – системного знания.

Творчество педагогическое – педагогическая деятельность, отличающаяся своей новизной и оригинальностью и предполагает сотворение (формирование, воспитание) творческой личности, отличающейся неповторимостью, уникальностью. Творчество педагога может проявляться на разных уровнях:

- в нестандартных подходах к решению проблем;

- в разработке новых форм, методов, средств, приемов и их оригинальных сочетаний;

- в эффективном применении имеющегося опыта в новых условиях;

- в совершенствовании, рационализации, модернизации изученного в соответствии с новыми задачами;

- в удачном импровизировании;

-  в умении видеть "веер вариантов" решения одной и той же проблемы;

- в умении трансформировать методические рекомендации, теоретические положения в конкретные педагогические действия.

Творчество техническое - деятельность по созданию новой, необычной и совершенствованию старой техники и технологии, обладающей социальной значимостью [5, 25].

Активная деятельность учащихся, помогает проявлять творческий потенциал школьников. Мы считаем, что необходимо рассмотреть такое родственное понятие как креативность (аналог творчества, творческого потенциала). Под креативностью психологи подразумевают способность пораждать новые идеи, отклоняться в мышлении от традиционных рамок, быстро разрешать проблемные ситуации. Креативность охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, способствующих творческому проявлению [6, 455].

Потенциал (по Мардахаеву Л. В.) – совокупность возможностей, источников, средств, запасов и т.п., которые могут быть приведены в действие, использованы для решения определенных задач, достижения поставленных целей, возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области (военной, экономической, творческой, жизненной) [7, 562].

Ильичев Л.Ф. дает следующее определение понятию потенциальность – это (от лат. Potentia – способность, сила, мощь, действенность) – в схоластике приписывается материи возможность превращаться во что-либо; ныне под потенциальностью понимают присущую жизненной субстанции тенденцию, которая при известных благоприятных условиях достигает своей цели [4, 782].

Смысл определения потенциал и его родственное понятие потенциальность  также рассмотрено и проанализировано в философском энциклопедическом словаре - (от лат. potentia - способность, сила, мощь, действенность) - в схоластике приписываемая материи возможность превращаться во что-либо; ныне под потенциальностью понимают присущую жизненной субстанции тенденцию, которая при известных благоприятных условиях достигает своей цели [9].

В широком круге общенаучных работ термин «потенциал» чаще всего используется не как специфическое научное понятие, а метафорически, как синоним термина «ресурсы» или «возможности» («эстетический потенциал», «экономический потенциал», «производственный потенциал», «потенциал науки», «потенциал развития» и др.) [10].

Философскими предпосылками изучения в психологии являются исследования в области соотношения потенциального и актуального, проводившегося в рамках научной школы Рубинштейна Л. С.

В зарубежной психологии понятие «потенциал» активно используется при изучении мотивации личности, в частности динамических характеристик мотива, тесно связанных с энергетикой его воздействия. Наиболее известными считаются «поведенческий потенциал» (теория социального научения Роттера Дж.), «потенциал активации» или «потенциал пробуждения» (Берлайна Д. Е.), «потенциал реакции» (Халла К.Х.) [11].

В социальной теории Левина К. с помощью понятия «потенция описывается психологическая сила, действующая на субъекта действующего по направлению к целевой области [12].

В настоящем определенное распространение получило направление, связанное с разработкой методик оптимизации и развития потенциала (хотя при этом не всегда используется само понятие «потенциал»).  За рубежом в 60-х годов прошлого века широкую известность получили работы в рамках «движения за человеческие возможности», идеологическим основанием которого является «гуманистическая психология» Маслоу А. [13].

О потенциале человеческого развития писал основоположник акмеологии Ананьев Б.Г. [14].

Потенциал (от лат. Potentia ) – представляет степень мощности в каком-нибудь отношении, совокупность средств, возможностей необходимых для чего-нибудь [15].

Термин «потенциал» был введен в научный оборот в последнее десятилетие двадцатого столетия. Анализ исследования в области данной проблематики показывает, что до сих пор не определенно точное интегративное понятие «потенциал». В месте с этим можно выделить достаточно распространенные подходы к пониманию этой категории.

В психолого-педагогическом понимании категория «потенциал» в широком смысле определяется как личностный ресурс, и используется в контексте изучения задатков и способностей, потребностей и мотивов индивида, развития личностных качеств и их проявления в социокультурном окружении.

В широком круге научных работ (Байков П. М., Артемьева Т.И., Асеев В.Г., Марков В.Н., Тарасов Т.С., Степанов С.Ю. и др.) термин «потенциал» используется не как специфическое понятие, а как синоним термина «ресурсы». Слово «ресурсы» в словаре синонимов имеет в свою очередь свои понятия, такие как «запас» или «резерв», т.е. то, что приготовлено заранее на будущее [16].

Ялмурзина Г. С. считает, что «потенциал» - это общенаучное понятие, достаточно широко использующееся как в естественных, так и в гуманитарных отраслях научного знания. Данное понятие, происходящее от латинского слова potentia (сила, мощь, возможность), в справочной литературе толкуется по-разному:

- во-первых, как скрытая возможность, обладающая достаточной силой для проявления [17];

-  во-вторых, как сила, возможность, источник, средства, запас, которые могут быть использованы для решения какой-либо задачи, достижения определенной цели [18];

-  в-третьих, как возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области [19].

С точки зрения Кулюткина Ю.Н. «творческий потенциал» характеризуется не только сложившимися у человека ценностно-смысловых структур, понятийным аппаратом или методами решения задач, но и некоторой сложившейся психологической базой. Такая база, такой потенциал развития есть системное образование личности, которое характеризуется мотивационными, интеллектуальными и психофизическими резервами развития [20].

Само понятие творческий потенциал можно рассматривать как в широком, так и в узком смысле.  В узком смысле – это творческие способности учащихся, и главным образом воображение и способность креативно мыслить. В широком же смысле – особенности личности, которые помогают реализовывать творческие способности: мотивы, эмоциональные и волевые качества, уровень компетентности [21].

Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод о том, что даже краткий анализ некоторых подходов показывает, что достаточно трудно дать определение такому феномену как «творческий потенциал». Мы согласны с утверждением о том, что развитие творческого потенциала учащихся - это многоаспектный процесс, предполагающий актуализацию и изучение его компонентов, а также задающее направление творческому развитию в целом учащимся начальных классов. Эффективность данного процесса зависит от ряда действий, как со стороны педагога, так и со стороны родителей и самих учащихся.

 

Литература:

1. Социальная философия: словарь. / Под. ред. Кемерова В.Е., Керимов а Т.А.. – М., акад.проект, Деловая кн., 2006. – 123 с.

2. Краткий словарь по философии / Под ред. Блауберга И., Пантина И.С. – М., Политиздат, 1970. - 387-388 с.

3. Словарь – справочник «Человек и общество» (философия): для учащихся всех форм сред. ступени образования / Главн. ред. Коротец И.Д., Штомпель Л.А., Штомпель О.М.. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - 448-449 с.

4. Философский энциклопедический словарь / Гл.ред. Ильичев Л.Ф., Федосеев П.Н., С. М. Ковалев, В. Г. Панов. – М.: Сов. Энциклопедия, 1983. – 679 с.

5. Олешков М.Ю., Уваров В. М. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины. - М., 2006. – 101 с.

6. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. - М., Высш.шк., 2004. – 161 с.

7. Мардахаев Л. В. Социальная педагогика: Учебник. – М.: Гардарики, 2005. – 54 с.

8. Педагогическая энциклопедия / Под ред. Каирова И. А., Петрова Ф. Н.. – М., Советская энциклопедия, 1968. – 203 с.

9. Философский энциклопедический словарь / Ред.-сост. Губский Е. Ф. и др. М.: Инфра. – М, 2003. -  456 с.

10. Абульханова-Славская К.А. Психология и сознание личности (проблемы методологии, теории и исследования реальной личности). - М.: МПСИ; - Воронеж: МОДЭК, 1999. – 224 с.

11. Леонтьева А.В.. Проектно – исследовательская деятельность как форма развития творческого потенциала школьников // Биология в школе. – 2010. - № 1. – С. 53-57.

 12. Левин К. Теория поля в социальных науках.: Пер. с англ. - СПб.: Сенсор, 2000. – 51 с.

 13. Маслоу А. Психология бытия. Пер. с англ. - М.: Рефл-бук, Ваклер, 1997.

14. Ананьев Б.Г.. Психология и проблемы человекознания. – М., 1996. - 326-327 с.

15. Марков В.Н.. Личностно-профессиональный потенциал кадров управления: психолого - акмеологическая оценка и оптимизация.:  Дис.д.п.н. - М., 2004. - 6-7 с.

16. Жумадирова К.К. Развитие творческого потенциала учащихся в условиях взаимодействия лицея и вуза: Автореф., - Павлодар, 2009. – 30 с.

17. Толковый словарь русского языка: в 4 т. / под ред. проф. Ушакова.- М., 1996. Т.3. – 566 с.

18. Большой энциклопедический словарь / Под ред. Прохорова А.М. - М.,1993. – 1048 с.

 19. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.. Толковый словарь русского языка. – М.: Азбуковник, 2000. -  940 с.

20. Кулюткин Ю. Н.. Изменяющийся мир и проблема развития творческого потенциала личности.  Ценностно-смысловой анализ. - СПб.: СПбГУПМ, 2001. -84 с.

21. Ильин Е.П..  Психология творчества креативности одаренности. – М.: Издательский дом: Питер, 2013. – 123 с.