Быстрицкая Марина Александровна

Санкт- Петербург, РГПУ им А.И. Герцена,

аспирант 

 

 

От функционального органа к духовному организму

 

                                                                    Аннотация.
 В статье  рассматривается  идея функциональных органов  и теория доминанты А.А.Ухтомского  в качестве  методического ориентира  в воспитании подрастающего поколения и развития его ценностного сознания.  Это позволит  создать мотивацию учения  без принуждения,  осуществить  духовно-нравственное воспитание школьника.

 Ключевые слова:  функциональные органы, доминанта,  культуроформирующая речевая среда,  духовно-нравственное воспитание, синергетическая среда.  

 

From a functional body to the spiritual body

Summary.

 The article considers the idea of functional bodies and theory dominant Ask as methodological guidance in the education of the younger generation and development of its value consciousness. This will create the motivation exercises without coercion, to realize spiritually-moral education of schoolchildren.

 Key words: functional bodies, dominant, kulturarena speech Wednesday, spiritually-moral education, synergetic environment.

   

  

            Русский физиолог А. А.Ухтомский выдвинул гипотезу «об опосредующей роли внутреннего психологического мира в отражательной деятельности организма», благодаря которой деятельность мозга опирается на принцип свободы воли в принятии  нужного решения [Цит. по:Слободчиков, 1995:244-245]. На основе внутренних потребностей и в процессе деятельности личность, приобретая определенный опыт, может самостоятельно выбирать цели, средства деятельности, управлять ими, совершенствовать свои способности,   воспитывая себя. Для педагогики этот факт важен, так как  ребенок формируется не только  благодаря заложенной в нем наследственной программе, но и благодаря воздействию окружающей среды. Редукционизм как  методологический принцип помогает истолковать психологические факторы физиологическими средствами, а стало быть, физиологические процессы  могут стать основанием для построения модели поведения. Учение А.А. Ухтомского – чрезвычайно важная составляющая в этом направлении, совмещающем   физиологию и нравственность.   

              Занимаясь культуроформирующей средой в рамках методической лингвоконцептологии,  мы расширяем и обогащаем методологический аппарат нового научного направления, вводя в него теорию функциональных органов.  Среда для человека есть не просто объективная реальность, она всегда возникает в контексте культуры,   объединяющей  индивидуальный мир человека и коллективное, которое А. А. Ухтомский называл «опытом отцов».  Введя в науку понятие «функциональный орган», А.А.Ухтомский определил его как «всякое временное сочетание сил, способное осуществить определенное достижение» [Ухтомский, 1950: 299]. Функциональный орган - это морфофункциональное объединение, и смысл морфологических единиц выводится в нем из динамики нервного вещества. Функциональные органы существуют виртуально, функционируют и развиваются по особым законам. И хотя их нельзя непосредственно осязать, они (как и морфологические органы) составляют одно целое с нашим организмом: «действие, образ мира, состояние (аффект, сон, бодрствование), психологическое воспоминание [Зинченко, 2004:74-75]. Функциональный орган — это энергийное образование, «единый виталистический поток», создающий для себя «органы: слух, глаз, сердце, кровеносную систему» [Мандельштам, 1987:163]. Важное значение в формировании функциональных органов играет «живое движение» (Н. А. Бернштейн), которое  выступает в качестве  «строительного материала», на первых порах, для совокупных действий, а  потом - для действий перцептивных, интеллектуальных,  аффективных и др. 

             Психолог А.Н. Леонтьев в своих исследованиях отмечает, что функциональные органы  в психическом развитии человека реализуют «подлинные новообразования,  а их формирование становится важнейшим принципом онтогенетического процесса», что позволяет рассматривать «эти образования как своеобразные органы, специфические отправления которых и выступают в виде психологических способностей и функций». [Леонтьев, 1983:134-135].  Как видим, в работах А.А.Ухтомского и А.Н.Леонтьева «само психическое предстает как функциональный орган индивида, как реальность особого рода, имеющая собственные закономерности становления и формирования» [Слободчиков,  1995: 244]. Специфика подобного «духовного организма»  состоит в активности, действенности и направлена не только «вовне — на созидание, творчество, но и вовнутрь — на самосозидание» [Зинченко, 2004]. Функциональные органы возникают в жизнедеятельности индивида в процессе его развития, обучения, их нужно формировать, в отличие от души, которая не формируется извне, а выявляется, раскрывается, создает свои доминанты. Функциональные органы  души  участвуют в создании духовного организма, увеличивают силы и способности самой души. Формируя функциональные органы, мы осуществляем духовно-нравственное воспитание, которое, как определяет Федеральный Стандарт, предполагает «развитие  национального самосознания школьника», формирование «сознательного отношения к языку как духовной, нравственной и культурной ценности народа», а на этой основе – «воспитание гражданственности и патриотизма» [ФГОС, 2011 ].

             Доминанта – «временно господствующий набор рефлексов», направляющий  поведение организма на решение одной, но самой важной  задачи; доминанта придает поведению человека и его психическим процессам определённую активность и направленность [Ухтомский, 2000]. В психологии принцип доминанты приложим к толкованию таких феноменов, как внимание, мотивация деятельности, предметное мышление,  межличностные отношения. А.А. Ухтомский считал необходимым не только создавать, но и управлять доминантами поведения, психического развития человека, «держащими в своей власти все поле духовной жизни человека». В педагогическом процессе  доминанта самосовершенствования личности становится целью и средством, включает в себя установки на самовоспитание, самообразование, самоактуализацию. Важно своевременно завладеть «зачатками своих доминант», предупреждает Ухтомский, иначе они «завладеют нами». А для этого необходимо  сформировать в человеке «продуктивное поведение с определенной направленностью действия», что достигается ежеминутным культивированием требующихся доминант [Ухтомский,1950]. Культуросообразная среда, формирующая подобные доминанты, должна содержать  упорядоченную систему поддержки: взаимоуважение, творческое горение, свободу выражения взглядов, стремление к самосовершенствованию. Эффективность процессов самосовершенствования определяется уровнем  понимания  ребенком  потенций своего развития. В традиционной технологии эти процессы происходят в психике спонтанно; не осознавая их, ребенок не имеет возможности повлиять на них. В технологии саморазвития личности (Г. К. Селевко,  В.П. Беспалько,  А.Я. Савельев, Л. Андерсон, Б. Блум) ставится важная цель – «создать и поддерживать у учащихся доминанту на самосовершенствование, на осознанное и целенаправленное улучшение личностью самой себя» [Селевко,1998]. Создать доминантную мотивацию, сформировать культ самосовершенствования личности – значит решить насущные проблемы образования, а именно: «создать мотивацию учения без внешнего принуждения» [Селевко, 1998].

Духовно - нравственное совершенствование каждого человека – необходимая составляющая, значимое условие общественного прогресса. Нравственность как внутреннее убеждение человека, благодаря которому он  строит  взаимоотношения с людьми,  является одним из  главных законов жизни человека. Самыми важными для человека и общества доминантами поведения, которые следует воспитывать для развития  духовно- нравственных качеств,  считает А.А. Ухтомский, являются: доминанта  духовно - нравственного развития, доминанта на лицо другого человека и доминанта творчества. Данная идея особо значительна сейчас, когда одной из наиважнейших целей нашего государства  становится восстановление духовной культуры. Законы общения (Двойника и  Заслуженного собеседника), позволяют подрастающему человеку пробить «скорлупу своего одиночества», получить во встречном «заслуженного собеседника»  [Ухтомский, 1996].

  При анализе взаимодействия организма со средой, считает А.А.Ухтомский, принцип наименьшего действия неприменим, так как наблюдаемый «процесс является неравновесным», он подразумевает  получение энергии из среды, а также «затраты энергии при действии в среде». Вопросы «будущего и перспектив развития сложноорганизованных систем», изучает новое научное направление - синергетика, которая, как нам кажется, может выступить методологической основой прогностической деятельности в лингвокультуроформирующей образовательной среде. Через синергетику открываются тенденции сближения последних достижений науки и традиционных образов культуры. Синергетика, рассматривая процессы, существующие «за счёт энергетического обмена с окружающей средой и образующие очень устойчивые структуры», показывает, при каких обстоятельствах малые флуктуации могут быть значительными, а действия отдельных людей – «определять становление макросоциальных типов поведения» [Ефимов, 2011]. «Синергетическая среда» в образовательном пространстве  (термин Бочкарева А.И.) как  совокупность «материальных и духовных условий в открытой неравновесной педагогической системе», способствует «согласованию темпов и уровней развития обучаемых», рождению качественно нового уровня образования и формированию творческой личности. Среда  макроскопически реагирует на малые  события на микроуровне,  в точке  бифуркации (или, по Ухтомскому, при обращении к новой доминанте) может повлиять даже небольшое усилие: «иглоукалывание  мира» (термин С.П. Курдюмова).

            По линии эволюции словно  «разбросаны» аттракторы – «кусочки будущего», их можно считать планом или моделью будущего. Когда поворотная точка пройдена, будущий путь предсказуем; применяя подобную модель к жизни общества, можно заметить, что в установленные периоды стабильности, когда ветвления нет, поступки отдельно взятого члена общества задаются некоей общей, заранее заданной линией, притягивающей всех.  Аттракторы возможно просчитать в сегментах между точками ветвлений, но на какой «ветке» мы окажемся после прохождения «точки» прогнозировать невозможно,  для  кого-то – это «случай, бог-изобретатель», а мы  думаем, что это зависит от наших усилий в воспитании и формировании ценностного сознания подрастающего поколения. Поэтому  образовательную деятельность необходимо понимать не как свободное «сочетание и перераспределение элементов инертного социального материала» по некоему проекту, а как «инициирующее возбуждение среды субъектом и последующее самовыстраивание  структуры в соответствии с внутренними потенциями среды» [Курдюмов, Князева, 1993: 44].  В подобной среде,  нельзя не «заразиться» тягой к знаниям, так как «синергетическая среда работает как единый живой организм в его стремлении к устойчивости» [Бочкарев, 1999: 3-4].

            Таким образом, одним из методических ориентиров  в воспитании подрастающего поколения и развития его ценностного сознания является идея функциональных органов  и теория доминанты А.А.Ухтомского. Сделав шаг от функционального органа к духовному организму, ученый  призывает: нужно замечать в окружающих «их алтари, а не задворки». В обстановке  современной безыдейности одной из ведущих в построении новой системы воспитания и образования должна стать идея самосовершенствования, где главной целью определено « духовное  развитие школьника» [ФГОС, 2011]. 

Литература

1.      Ефимов Г.Б. Доминанта веры, Газета «Вера»-«Эском», № 649, 1-й вып., 2011

2.      Зинченко В. П. «Живое знание», Самара, 1998г.

3.      Зинченко В.П. Духовный организм и его функциональные органы (опыт интегративной работы в психологии // Труды Ярославского методологического семинара. Т.2. Предмет психологии. Ярославль. 2004.

4.      Курдюмов С.П., Князева Е.Н. Синергетика: начала нелинейного мышления// Общественные науки и современность.  — № 2. — С. 38—51.  1993.

5.      Леонтьев А.Н. Избранные  психологические произведения: В 2-х т. Т.1., М., 1983

6.      Мандельштам О. Слово и культура. М., 1987.- С.163.

7.      Селевко Г. К. Современные образовательные технологии : учеб. пособие / Г. К. Селевко. -М. : Народное образование, 1998. – 256 с.

8.      Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. – М.: Школа-Пресс, 1995. – 384 с.  

9.      Ухтомский А.А. Вестник Комакадемии. Кн. 22,1927. С. 215-241. - Публикуется по: Собр. соч. Т. I. Л., 1950. С. 293-315

10.  Ухтомский А.А. Доминанта души. / Рыбинск: Рыбинское подворье, 2000.

11.  Ухтомский А.А. Заслуженный собеседник. /Рыбинск: Рыбинское подворье, 1997.

12.  Федеральный Государственный Образовательный Стандарт  http://standart. edu.ru/   

       catalog. aspx?CatalogId=2588, 2011