ПЕДАГОГИКА. Методические основы воспитательного процесса

 

канд. искусствоведения Виницкая Н.В.

ФГБОУ ВПО «Алтайской государственной академии образования имени В.М. Шукшина», Россия

канд. пед. наук Шабалина Е.П.

ФГБОУ ВПО «Алтайской государственной академии образования имени В.М. Шукшина», Россия

 

Эстетическая среда как условие развития культурной компетентности

 

В настоящее время возрос спрос на самостоятельную, компетентную личность, способную эффективно функционировать в новых динамичных социально-экономических условиях. В современном обществе в процессе подготовки специалистов особое значение приобретает ориентация на компетентность. Все более востребованными становятся компетентные специалисты, способные быстро адаптироваться в новых динамичных социально-экономических условиях. Происходит переориентация цели обучения. Образование и культура рассматриваются в настоящее время, как «процесс трансляции культурных образцов поведения и деятельности, устоявшихся форм общественной жизни»; как неразрывное явление (Б.С. Гершунский, О.С. Газман и др.) [1, с. 49].

Культура есть не что иное как «исторически определенный уровень развития общества» [4, с. 93]. Существенную часть элементов культурной компетентности личность усваивает с детства и корректирует ее в ходе общения с окружением на протяжении всей жизни.

Образование является социокультурным институтом, который служит для обеспечения культурной преемственности, роста и развития индивидуальности каждой личности. Взаимосвязь и взаимозависимость культуры и образования нашли отражение в культурологическом подходе, который признан одним из основополагающих методологических оснований современной педагогики.

В современных условиях значение культурной компетентности возрастает в связи с повышением требований к качеству высшего образования. Признание культуросозидающей функции образования, значимости культурного развития личности в образовательном процессе вуза закреплено в Федеральных Государственных стандартах высшего образования, где в требованиях к освоению основной образовательной программы выделены культурные компетенции.

Обратимся к значению термина «культурная компетентность». По мнению Ю.Е. Прохорова, под культурной компетентностью следует понимать часть национальной культуры, которую усвоил индивид и использует в теоретическом или практическом плане [5].

Культурная компетентность состоит из четырех основных элементов: самосознание (осознание индивидом собственной реакции на действия представителей других культур, то есть «понимание индивидом своих собственных предположений, ценностей и предрассудков» [9]; отношение (индивид самостоятельно анализирует свое самосознание на предмет культурной компетентности); знание; умение (вербальные и невербальные элементы общения) [8, с. 33].

Условиями, способствующими развитию культурной компетентности в вузе, являются: отбор фактического материала, обращение к прекрасному деятелей литературы и искусства; установление межпредметных связей между учебными предметами и произведениями искусства; постановка учебно-познавательных и практических задач, отношение студента к изучаемому учебному предмету, умение создавать положительный эмоциональный фон учебных и научно-исследовательских занятий.

В процессе занятий в рамках художественно-эстетической направленности студент формирует свои взгляды и суждения, за счет уровня самосознания. Знание основ культуры региона становится тем более важным, чем более он удален географически от центральных городов и крупных музеев. В этом плане культура Алтая, являясь вариантом российской культуры интересна не только артефактами и яркими личностями, но и в плане осмысления последних в системе взглядов евразийства. Пестрый этнический и конфессиональный состав населения края определил такую черту его культуры как обостренное чувство национального. В последнее время большой интерес вызывают исследования, посвященные национальной культуре народов Сибири. Ее история и культура, быт и искусство издавна привлекали внимание отечественной общественной мысли.

Возникновение интереса к искусству малых сибирских народов, входящих в состав Российского государства, устойчиво сохранявшийся в ХХ веке и не исчезнувший в новом тысячелетии – это лучшее свидетельство того, что изучаемый материал оказался важной страницей мирового искусства. Возможности использования этого наследия в современном образовании разнообразны. Формы внеаудиторной воспитательной работы в развитии культурной компетентности студентов разнообразны: лекции; концерты; семинары; практические занятия; самостоятельная творческая деятельность, экскурсии; конференции; диспуты; творческие встречи с работниками искусств; фестивали; конкурсы; выставки. В процессе учебных занятий студент проявляет и формирует свои взгляды и суждения, благодаря возрастанию уровня культурной компетентности.

Региональный компонент становится неотъемлемой частью учебных планов, обязательных и вариативных курсов. Понимание неизбежности глобализации культуры привело к одновременному осознанию противоположного процесса – осознания значимости сохранения и изучения культуры регионов как части общероссийского и общемирового культурного процесса. В Сибири этот процесс начался осознанно и достаточно давно. Еще в

конце XVII в. С.У. Ремизов по указу Петра I создает монументальные «Чертежную книгу» и основанную на летописных источниках «Сибирскую историю». В XVIII в. исторические изыскания о крае были продолжены в фундаментальном труде Г.Ф. Миллера. На протяжении XIX- начала XX вв. проблематика работ о Сибири заметно расширяется. Новый этап осмысления сибирской истории начинается во второй половине XX века. Важным итогом этого процесса стало издание пятитомника «История Сибири» (1968-1969 гг.) - фундаментального труда, выполненного историками страны на базе Сибирского отделения АН СССР. Стремясь к широкому охвату явлений и фактов, его создатели включили сведения о сибирской литературе, изобразительном искусстве, театре, фольклоре русского и коренного населения, данные о музыкальной культуре.

«История Сибири» определила перспективы последующих изысканий не только в области исторического знания, но и культуры региона. С середины 60-х годов в Горно-Алтайском научно-исследовательском институте истории языка и литературы под руководством С.С. Суразакова, началось формирование фонограммархива, публикуются серьезные статьи и глубокие исследования, посвященные проблеме: «фольклор и литература», «фольклор и современная музыка»; анализируются работы художников, обращающихся к мифологическому и историческому жанру.

Создание нового – это неизменное обращение к прошлому, к опыту поколений, представленному и переданному нам в произведениях искусства, традициях. Ранние этапы человеческой культуры, в том числе и ранние формы религии, представляют значительный интерес для различных областей знания.

К 1990-м годам в России появилось множество общественных организаций, фольклорных движений и просто отдельных исследователей, занимающихся проблемами древних религий, их влияния на мировоззрение поколения сегодняшнего. Творчество многих наших современников – это новое видение и восприятие прошлого с позиции человека новой эпохи.

В. Тебеков создал свой неповторимый графический стиль - синтез авангарда, иконологии и артефактов первобытного искусства, талантливо сплетенных в единую картину мироощущения человека, живущего на Алтае. Не случайно в картине «Быстрый танец» присутствуют не только два музыкальных инструмента, символ деятельности камов и кайчи, но и двуглавое существо, лица которого смотрят в разные стороны. Противоположная символика оказывает свое влияние и на художественную культуру. Положительный герой алтайских сказаний всегда «окрашен» в светлые краски, живет и действует в гармонии с природой, отрицательные же персонажи представляют низменное начало, хаос темный и громко бессвязно кричащий [3, с. 50].

Реалии современного цивилизационного процесса разворачиваются в направлении толерантного и конвергентного развития культур с признанием равноправными и равноценными любых культурных «моделей мира», в уважении чужих культур, умении вести диалог на равных, осознавая важность взаимообогащения культур и ценность культур в их многообразии.

Мировая цивилизация, по определению К. Леви-Стросса, не может быть ничем иным, кроме как «коалицией культур, каждая из которых сохраняет свою самобытность» [2, с. 90]. По мнению Н.Н. Моисеева, потеря культурного многообразия подобна утрате разнообразия генетического, крайне опасна для будущего человечества [2, с. 90].

Потребности развития человечества в направлении толерантности обусловили многие действия по сохранению малочисленных традиционных, доиндустриальных культур, исчезновение которых было бы невосполнимой утратой для мировой культуры. В этой связи изучение культур этносов, в число которых входят и коренные народы Сибири, является одной из задач культурной компетентности на современном этапе.

Новый менталитет востребует связи нового с традицией, ренессанса забытого знания – традиций национальных культур в общей коммуникативной среде информационного общества. Современной культурой все более будет востребовано традиционное знание. Необходимо отметить, что национальная тематика и особенности средств выразительности могут представлять интерес как самостоятельное явление или как тема для переосмысления художниками, поэтами, музыкантами.

Таким образом, содержание образования и черты выстраиваемой культурной компетентности личности должны соответствовать социокультурному типу данного общества.

Литература:

1.          Анисимов О.С. Индивид, субъект и личность в контексте целостности психики человека // Мир психологии. 2007. № 1.

2.          Виницкая Н.В., Шабалина Е.П. Духовно-нравственный и эстетический аспекты народной культуры // Наука ХХІ століття: відповіді на виклики сучасності: Збірник статей І Міжнар. наук.-практ. конф., м. Бухарест, 17 травня 2013 р. в ІІІ ч. Ч. ІІІ. Бухарест, 2013.

3.          Виницкая Н.В., Шабалина Е.П. Эстетическое воспитание студентов средствами искусства // Мир науки, культуры, образования, 2013. № 1.

4.          Интеграция научно-исследовательской деятельности как условие развития среднего и высшего педагогического образования Тверской области: мат. методол. семинара преподавателей педагогического факультета ТвГУ. Тверь: ТвГУ, 2005.

5.          Прохоров Ю.Е. Национальные социокультурные стереотипы речевого общения и их роль в обучении русскому языку иностранцев. М.: Икар, 1997.

6.          Тобина М.А. Жизнь фольклора в этно-историческом контексте: материалы по истории и культуре Республики Алтай. Горно-Алтайск, 1994.

7.          Флиер А.Я. Культурология как образование: проблемы формирования культурной компетентности // Культурология для культурологов: учебное пособие. М.: Академический проект, 2000.

8.          Martin M., Vaughn B. Cultural Competence // Strategic Diversity & Inclusion Management magazine. San Francisco, 2007.

9.          Pedersen P. Multicultural Competence: Awareness, Knowledge and Skill. URL: http://faculty.soe.syr.edu/ pedersen/training/multiculture_comp.htm 2004