Дауылбаева К.И.

 

                       КГУ им.Коркыт Ата, Казахстан

          преподаватель кафедры русского языка и литературы

 

 

РАЗВИТИЕ  ТВОРЧЕСКИХ  СПОСОБНОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПРАКТИЧЕСКОГО КУРСА РУССКОГО ЯЗЫКА

 

В современных условиях одним из важнейших приоритетов образовательной политики Республики Казахстан являются вопросы повышения качества подготовки молодого специалиста.  «Главное конкурентное преимущество любой высокоразвитой страны - качество ее человеческого капитала»,- подчеркивает в своем Послании Президент страны Н.А.Назарбаев [1]. 

 В  реализации целей  высшего  профессионального образования важную роль играют государственные  высшие учебные заведения. Кызылординский  государственный университет им.Коркыт Ата – один из старейших учебных заведений Казахстана, осуществляющий подготовку высококвалифицированных специалистов как технического, так и педагогического направлений. В образовательном процессе университета применяются новейшие педагогические технологии, направленные на развитие  в первую очередь интеллектуальных, познавательных и коммуникативных  способностей студентов.

Для  развития  и совершенствования указанных выше способностей  у студентов, определяющих формирование в целом компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе в университете функционируют оснащенные по последним  технологиям кабинеты и лаборатории различных направлениий. В успешном усвоении языков – казахского, русского и иностранного – большую роль оказывает работа в языковой цифровой лаборатории, в лингафонных кабинетах..  Все это создает  условия для поэтапного, планомерного движения личности студента в образовательном пространстве, обеспечивает реальную возможность для их профессиональной, творческой самореализации как  будущего  специалиста.

Для положительного решения данной задачи в первую очередь необходимо модернизировать методики  и технологии преподавания, в частности активно развивать онлайн-системы образования, дистанционного обучения и  сделать их доступными для всех желающих [1]. Вышесказанное способствует в целом  подготовке квалифицированного специалиста, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, способного применять на практике не только знания, умения и навыки, но и проявлять творческие способности. С другой стороны, в условиях информационно - технологического прогресса, который в настоящее время переживает в целом страна, одной из важнейших задач отечественной педагогики становится не просто дать учащемуся фундаментальные знания по отдельным дисциплинам, но и научить его учиться, т. е. самостоятельно добывать и применять эти знания на практике. Поэтому в настоящее время в психологии наблюдается повышенный интерес к вопросам творческого (креативного) развития детей. Необходимость их развития связывают в первую очередь  с необходимостью в творческих кадрах, творческих исполнителях  с высоким интеллектуальным потенциалом.

Еще в 20-е годы ХХ столетия известный педагог Василий Александрович  Сухомлинский писал: «В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат». Его слова, бесспорно, актуальны и сегодня.  Главная задача преподавателя  высшей школы  заключается не только в том, чтобы дать  обучащимся как можно более глубокие знания по предмету, но и в том, чтобы развить творческие способности каждого из них, а именно раскрыть качества, лежащие в основе творческого мышления, сформировать умение управлять процессами творчества, как: фантазирование, понимание закономерностей, решение сложных проблемных ситуаций. Безусловно, при этом преподаватель должен учитывать :

а) общий уровень развития коллектива;

б) возрастные особенности формирования креативной сферы;

в) личностные особенности учащихся;

г) особенности учебного предмета.

Анализ психолого-педагогической литературы  показывает, что основными условиями  формирования творческих способностей являются:

а) положительные мотивы учения;

б) интерес учащихся;

в) творческая активность;

г) положительный микроклимат в коллективе;

д) сильные эмоции;

е) предоставление свободы выбора действий, вариативность работы.

 В научно-педагогической литературе подчеркивается, что творчество (или креативность) – это способность удивляться и познавать, умение  находить  решение  в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта. В личностно-ориентированном обучении основным фактором выбора методов обучения служит задача организации продуктивной деятельности, в особенности творческого стиля деятельности. Началом любой деятельности, доказано психологами, является мотив. Мотивационный компонент в первую очередь включает направленность на саморазвитие, самовоспитание, самовыражение. Здесь главным звеном рассматриваемой нами категории является креативность, отличающая творческий стиль деятельности от любого другого индивидуального стиля. Понятие «креативность» впервые появилось в работах американских психологов во 2-ой половине ХХ века для обозначения тех способностей человека, которые  связаны  с творчеством, конструированием нового.

На уровне  высшего профессионального образования  студент  должен уметь находить необходимую информацию из большого потока изучаемой информации, анализировать ее, выделять главное, обобщать, делать выводы, принимать самостоятельные решения в нестандартных ситуациях. Вышеуказанные умения возможно сформировать на занятиях практического курса  русского языка.   Для этого на  занятиях  данного курса  предлагаются  упражнения и задания, способствующие формированию и развитию творческих способностей у студентов. Далее предлагаю методическое описание этих  упражнений и заданий.

1.Редактирование текста. Подобные упражнения обеспечивают концентрацию внимания, а также самопроверку.  Учащимся предлагаются задания с ошибками разного характера, в частности  орфографические, пунктуационные . Задача учащихся: найти ошибки, вспомнить и объяснить правильное правописание. Учащиеся начинают вспоминать, доказывать свою точку зрения. Идет творческий процесс.

2.Составление опорных сигналов.  Чтобы закрепить правило и окончательно освоить ее,  обучащийся должен «увидеть» правило в системе небольшого количества ярких и запоминающих знаков, схем. Этому и служит прием составления схем, так называемых опорных сигналов. Схемы не преподносятся.   Студенты составляют их сами.  Идет творческий процесс.

3.Игра  также создает творческие ситуации на занятиях.  Так,  эффективному изучению способствует игра «Снежный ком», согласно правилам которой группа делится на несколько команд, каждой  команде преподносятся «кусочки» главы с грамматическими заданиями. Команды обсуждают свой текст между собой, пересказывают друг другу, выполняют задания. Делят между собой нагрузки: кто-то идет на пересказ, другой – выполняет у доски задания, третий дополняет пересказ. . Такой метод обучения в первую очередь способствует оптимальному усвоению материала и развитию творческой деятельности в рамках коллективного обучения.

4. В системе работы по развитию творческих способностей учащихся большую роль играют изложения. Речь учащихся как устная, так и письменная речь обогащается, если на занятиях проводить  изложение с дополнительным заданием, предполагающим, например, в заключении высказать свое мнение или озаглавить изложение,  или самим докончить текст.

Психологи убеждены, что каждый человек к чему-то и в какой-то мере способен [3]. Ими выделяются творческие способности 2 типов: актуальные (те, которые могут проявиться в какой-либо определенный момент, когда ребенок может что-то придумать, нарисовать, сочинить  или принять оригинальное решение проблемы) и потенциальные (те, которые заложены природой в личностном потенциале ребенка и которые до определенного времени не раскрыты).

       Моя задача как педагога – помочь учащимся актуализировать способности, развить их.  Исходя из этого,   сформулированы  для себя следующие правила:

·  Служить примером для подражания. Я умею развивать их  сама и показываю это  студентам  в нашем общении.

·   Поощрять сомнения,  возникающие по отношению к общепринятым предположениям. Каждый студент в процессе усвоения изучаемого материала должен уметь находить объект, достойный сомнения.

·  Разрешать делать ошибки. Я не ругаю за неправильный ответ, за то, что кто-то не так понял материал, избегаю критики, резких высказываний, которые подавляют творческую активность ребят. Например, в технологии критического мышления есть метод - мозговой штурм, который позволяет не только активизировать деятельность  обучающихся и  разрешить проблему, но и формирует нестандартное мышление. Такая технология не ставит обучающегося в рамки правильных и неправильных ответов.  Они  могут высказать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации.

·  Поощрять разумный поиск. Если  студент пошел на разумный риск, работая над сочинением, выражая свое мнение,  надо поощрить  его, даже если не удовлетворены  результатом работы.

·  Включать в программу обучения разделы, которые позволили бы обучающимся студентам  демонстрировать свои  творческие способности, проводить проверку усвоения материала таким образом, чтобы у  них  была возможность применить и продемонстрировать их творческий потенциал. Предлагаю  студентам  вообразить себя в роли персонажа и попросить рассказать о себе, написать другую концовку рассказа и т.д. Предлагаемые вопросы, задания в основном содержат такие формулировки: «Представьте, что…», «Сочините», «Порассуждайте».

·  Поощрять творческие идеи и результаты творческой деятельности. Давая  студентам задания, объясняю, что жду от них не только демонстрации  знаний  основ предмета, но и элементов творчества, которые будут поощряться. Учу  студентов переживать радость творческого открытия, воспитываю потребность к творчеству. Для этого  каждой команде даю определенную тему. На эту тему команды готовят задания, кроссворды, ребусы,анаграммы,тесты, игры и т.д. Вначале они объясняют теоретический материал (желательно, чтобы это были компьютерные презентации), затем закрепляют теорию практикой.  Это я называю самоуправлением. 

·     Подготовить к препятствиям, встречающимся на пути творческой личности. Творчество – это не только умение мыслить творчески, но и умение не сдаваться, встречая сопротивление,  отстаивать свое мнение, добиваясь признания.  Игра «Собери». Предложения из текстов, правила , выводы я печатаю, разрезаю на отдельные слова. Каждая команда должна собрать эти кусочки, чтобы получилась какая-либо мысль. Бывают моменты, когда не хватает слова или, наоборот, лишнее слово осталось. Учащиеся легко не сдаются, отстаивают свое мнение, доказывают, что и без этого пропущенного слова можно закончить мысль.

·     Стимулировать дальнейшее развитие. Доносить до своих учеников          незамысловатую идею: у творчества нет конца. Организация внутригруппового сотрудничества, совместная выработка способов действий, публичная презентация работы – это залог успешной  деятельности обучающихся.

Таким образом, отметим, что воспитание всесторонней, гармоничной и творческой личности  - главная задача преподавателя. Политика Президента нашей страны Н.А.Назарбаева однозначно ориентирована на внедрение международных стандартов в данной области, построение открытой образовательной сферы, обеспечение ее конкурентоспособности на мировой арене [2]. Каждый преподаватель, если будет следовать  великой формуле основоположника космонавтики К. Э. Циолковского, приоткрывающей завесу над тайной рождения творческого ума, как «сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому еще не известные», то наши будущие специалисты будут конкурентноспособны сегодня в своей деятельности.

        Анализ   необходимой литературы и личный опыт  по формированию  и развитию творческого потенциала  у студентов  позволяют сделать  следующие выводы::

1. В работе над развитием творческих способностей у студентов национальной  аудитории необходимо использовать различные приёмы, методы, формы работы..

2. Как показывает практика, самостоятельно добытое знание усваивается учащимися  прочнее, поэтому нужно чаще придавать заданиям проблемный характер.

3. Учебный материал усваивается лучше, когда он подаётся не в "сухой" форме, а посредством обыгрывания ситуации, занимательности, творческого подхода, как  студента, так и преподавателя.

Литература:

1.  Послание Президента Республики Казахстана «Стратегия "Казахстан-2050": новый политический курс состоявшегося государства»,  2012г.

       2. Послание Главы государства Н.А.Назарбаева народу Казахстана «Казахстанский путь -2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее»//Казахстанская правда, 2014, 18 января.

        3. Жантану негiздері: оқулық жөгары және арнаулы орта оқу орындарының, пед. институт. педагогика орналгаң / Жарыкбаев К. - 4-шi басылуы, онделiп. - Алматы : , 2002. - 416 с. - ISBN 9965-465282. – 2012 г.