Педагогические науки/6. Социальная педагогика
к.п.н. Кендирбекова Ж.Х., к.п.н.
Баймуканова М.Т.
Карагандинский государственный университет им. Е.А. Букетова, Республика
Казахстан
Специфика этносоциально-педагогической
работы в группе
Открытость границ в плане межнационального общения в современном мире и
одновременное стремление к сохранению и развитию национальных культур требует
определения четких ориентиров, обеспечивающих этносоциальную стабильность и
позволяющих на основе прогноза ситуации по возможности нейтрализовать и
предотвратить воздействие негативных для этносоциальной ситуации факторов. Соблюдение
в социально-педагогической работе основополагающих принципов:
индивидуально-личностного подхода; опоры на позитивное начало в личности;
объективности; компетентности; моральной ответственности перед клиентом и
обществом; конфиденциальности; освобождения через солидарность; недопущения
дискриминации; самореализации через взаимозависимость позволяет максимально
содействовать включению индивида в широкие этносоциально-позитивные связи. В этой связи осуществление
социально-педагогической работы с молодежью в открытой этнокультурно-образовательной
среде требует выявления и обоснования форм данного вида деятельности.
В настоящее время общепринятыми считаются
такие формы социальной и социально-педагогической работы, как индивидуальная,
групповая и общинная. Важен анализ их сущности с точки зрения применимости в
социально-педагогическом направлении работы с молодежью в открытой
этнокультурно-образовательной среде. В этой связи М.А Галагузова отмечает важность организации групповой
формы работы, особенно в молодежный период развития личности, поскольку в этом
возрасте (что проявляется чаще на подростковом этапе) общение со сверстниками
приобретает значительную важность, которая может заставить человека поступать
определенным образом ради групповой нормы.
Социально-педагогическая работа с группой также используется для оказания конкретной помощи индивиду, развития его духовных и физических сил, формирования социального поведения, но уже через призму организации группового опыта. Группы разделяют по определенным признакам: характеру членов (по возрасту, социальным критериям и т.д.); характеру проблемы, касающейся всех членов группы и служащей критерием групповой терапии (например, группы риска); по виду программы группы (группы студентов, этногруппы, группы, смешанные по двум или нескольким признакам: например, возрастной, этнический и социальный состав); по целевой направленности (культурно-досуговые, политические и т.д.) [1].
Следует отметить, что хотя групповая работа рассматривается в тесной связи с двумя другими формами (индивидуальной и общинной) с целью предотвращения самоизоляции, ее основная направленность во многом содействует формированию адекватной личностной позиции через осознание социально-групповых интересов (как внутренних, так и внешних), в том числе в развитии этнокультуры. Подчеркивается, что для использования данной формы работы очень важна особая профессиональная подготовка. В этой связи при организации групповой формы работы с молодежью в открытой этнокультурно-образовательной среде целесообразно выделить специфику группового взаимодействия.
Групповое взаимодействие в молодежном возрасте предоставляет
возможность самоутверждения личности, несмотря на опасность растворения в ней и
зависимости от мнения группового большинства (А.В. Мудрик, И.С. Кон). По
утверждению М.В. Шакуровой, молодежные объединения являются одновременно и
субъектом социальной защиты, и призваны подготовить молодежь к социальной
самозащите. Однако опыт показывает важность участия специалиста-руководителя
процессом развития деятельности группы. Необходимым
условием является обеспечение социальным педагогом (социальным работником)
максимального соблюдения этнотолерантности в отношении перспектив
межэтнического взаимодействия членов группы, несмотря на возрастную
спецификацию (молодежь). Возможно
определение надгрупповых целей по поводу включения и представленности
молодежного этнокультурно-группового объединения в открытых этносоциальных
связях через институты культуры, взаимодействие с другими
этнокультурно-групповыми и иными объединениями и институтами.
Групповые интересы, возникнув однажды на основе совместного взаимодействия, отличаются сильной степенью устойчивости. Причиной этому служит поиск способов совместной преобразовательной деятельности в условиях среды. Исследования Гр. Самнера в области групповых интересов, их влияния на систему межличностных и межгрупповых отношений, позволяют выделить их как «базовое основание формирования групп. Первоначально недифференцированная масса обретает групповую структуру благодаря наличию интересов» [2]. Согласно Ж.Т. Тощенко, устойчивость интересов личности напрямую зависит от социальных [3]. Н.Р.Маликова делает акцент на влиянии последних в формировании личностного мировосприятия, поскольку они положены в основу трансляции культуры молодому поколению [4]. Групповые интересы характеризуются сложностью саморазвития, строящегося посредством анализа массового проявления индивидуальных интересов, пополняясь и реализуясь в социальной практике. Их особенность состоит не только в наличии общего положительно-эмоционального отношения к целенаправленному осуществлению какого-либо вида деятельности, но и в регулировании направленности индивидуальных интересов, что позволяет сделать вывод об их значительном влиянии в управлении индивидуальной направленностью интересов.
В силу своей специфичности (возраст, относительно единая система взглядов, восприятия и др.) группа обеспечивает педагогическую коррекцию социального поведения и социальных контактов личности, содействует профилактике социальной конфликтности; развитию и актуализации интересов и способностей индивида.
Молодежные этнокультурно-групповые объединения становятся относительно позитивным компонентом при построении социально-педагогического направления этнокультурно-образовательной работы, поскольку одновременно способствуют становлению индивидуальной потребностно-мотивационной сферы, адекватной толерантной этнокультурно-ценнностно-ориентационной направленности и воздействуют на характер восприятия себя в системе этноконтактов (как внутри-, так и межэтнических), самореализации в этнокультурном творчестве через комфортность социально-возрастного взаимодействия, делают возможной реализацию личностного потенциала; способствуют постепенному вхождению индивида в среду внутри- и межэтнического взаимодействия, обеспечивая полноценное осознание сущности этих уровней проявления человеческой культуры.
Литература:
1. Чалдаева Д.А. Становление и развитие социально-педагогической работы в Германии. Дисс. …канд.пед.н.. – М., 1997 – 187 с.
2. Баразгова Е.С. Американская социология (традиции и современность) –– Екатеринбург:Деловая книга, Бишкек: Одиссей, 1997 – 176 с.
3. Тощенко Ж.Т. , Харченко В.С. Социальное настроение. – М.: Академия, 1996 – 195 с.
4. Маликова Н.Р. Межнациональное общение: Методологические проблемы этносоциологического исследования – М.:Ин-т социологии АН СССР, 1990 – 118 с.