Филологические науки/1. Методика преподавания языка и литературы

Зольникова Татьяна Андреевна, Животова Екатерина Сергеевна

науч. руководитель: к. ф.н., доцент кафедры русского языка и литературы Зырянова О.Н.

Лесосибирский педагогический институт – филиал Сибирского федерального университета, Россия

Изучение лирики А.А. Ахматовой в школе

Творчество А.А. Ахматовой изучается на уроках литературы в 9 и 11 классе. Тематика произведений, предлагаемых авторами программ по литературе (В. И. Коровин, Р. Н. Бунеев и Е. В. Бунеева, Т. Ф. Курдюмова и др) широка: любовная, философская, гражданская лирика поэтессы. В данной статье предлагаются методические рекомендации по изучению поэзии А.А.Ахматовой на уроке литературы в 11 классе в мифопоэтическом конспекте.

Многочисленные обращения поэтессы к устному народному творчеству отмечены В. Жирмунским («Творчество Анны Ахматовой», Ленинград, 1971), Н. Грякаловой («Фольклорные традиции в поэзии Анны Ахматовой», 1982), Л. Кихней («Поэзия Анны Ахматовой. Тайны ремесла», Москва, 1997), Даньковой Т.Н. («Концепт "любовь" и его словесное воплощение в индивидуальном стиле А. Ахматовой», 2000)  и др. Так Л. Кихней отмечает, что «обращение к фольклору у Ахматовой - это прежде всего обращение к народным истокам, к мифопоэтическому мышлению в его национальном варианте» [1: 45].

Поэзия Анны Андреевны богата мифологемами таких четырёх фундаментальных стихий как огонь, воздух, вода и земля, являющимися центральными в любой мифологии,  в том числе и славянской. Предлагаем на уроке по изучению лирики поэтессы остановиться на стихотворениях, где реализуется мифологема воды и огня.

Урок можно начать с определения термина «мифологема», обратив внимание на родство слов «мифологема», «мифология», «миф», предлагая расставить эти слова в порядке возрастания: от общего к частному.  Далее ученики  знакомятся со стихотворением «Мне больше ног моих не надо…». Учитель обращает внимание на миф о русалке, к которому отсылает лирический сюжет данного стихотворения. Главная героиня заканчивает свою жизнь самоубийством, превратившись в русалку, и теперь наблюдает за своим возлюбленным: «Белеет тускло дальний мост» [2:28]. Однако мы помним, говорит учитель, что в славянской мифологии русалки – это утопленницы, девушки, которые расстались с жизнью из-за несчастной любви. Ученикам предлагается ответить на вопрос: «Счастлива ли после смерти лирическая героиня?» Ответ – подтверждение того, что она  испытывает радость в следующей строчке: «Плыву, и радостна прохлада».[2:28] Лирическая героиня теперь получеловек,  мифическое существо. Очевидно, что она сама захотела такой жизни: «Мне больше ног моих не надо, / Пусть превратятся в рыбий хвост!» [2:28].

Целесообразно также обратить внимание учащихся на наличие и интерпретацию русалочьего сюжета и в других произведениях литературы. Фраза «Пусть превратятся в рыбий хвост!» [2:28] звучит как заклинание, встречающиеся довольно часто в различных произведениях зарубежной литературы. Вспомним известную сказку Г.- Х. Андерсена «Русалочка», по сюжету которой юная девушка отдала свой чудный голос взамен на стройные ножки. Тем самым, можно провести параллель: в стихотворении А.А. Ахматовой человек стал русалочкой, избавившись от мук любви; в сказке Г.Х. Андерсена русалочка стала человеком, жертвуя во имя любви. 

Мифологема воды в значении смерти, гибели, угрозы реализуется и в других стихотворениях А.А. Ахматовой.

Мифологема огня - это ещё одна из часто употребляемых в творчестве поэтессы, она является определяющей в таких  стихотворениях как «Я так молилась: Утоли», «Там тень моя осталась и тоскует...», «О нет, я не тебя любила...» и др.

Сначала необходимо актуализировать знания учеников о том, что в славянской мифологии огонь имеет разные значения - это "мир", "змея", "жизненная сила", "богатство", "небесный огонь". При отождествлении огня со змеем речь идёт о Черном Змее, который задумал подражать Сварогу; огонь, как небесный огонь - это сам Сварог - отец небесный.

Для рассмотрения мифологемы огня обратимся к стихотворению Ахматовой «Я так молилась: Утоли» (1913). Лирической героиня просит  Бога «утолить глухую жажду песнопенья». Необходимо уточнить с учениками, что «песнопение»  - это молитвы, гимны, исполняемые церковным хором. Значит,  эта фраза означает то, что лирическая героиня просит Бога о том, чтобы он позволил ей творить, заниматься творчеством, писать стихи, т.е. утолил её жажду творить.

В ходе анализа стихотворения выясняем, что лирической героине не позволено творить, так как она не может освободиться от земных хлопот («Но нет земному от земли / И не было освобожденья»). Строфа: «Как дым от жертвы, что не мог / Взлететь к престолу сил и славы, / А только стелется у ног, / Молитвенно целуя травы» [2:45], соотносимая с мифологическим представлениям древних славян, согласно которым объятая пламенем, жертва превращалась в дым и пар и возносилась к небу, где жили боги, лишь подтверждает эту мысль, так дым не может подняться вверх, к Богу, он не принимает этой жертвы. В данном стихотворении выражается взгляд на поэзию, как на жертвенное служение Богу. Необходимо обратить внимание учеников на соотнесённость данной концепции с пушкинским пониманием миссии поэта, сопоставив со стихотворением «Пророк».

Таким образом, выявление и анализ мифологем воды и огня в лирике А.А. Ахматовой позволяет не только показать учащимся тесную связь творчества поэтессы с фольклором, но и формировать умение интертекстуального анализа произведения.

Литература:

1.       Кихней Л. Г. Поэзия Анны Ахматовой. Тайны ремесла. – М.: Издательство «Диалог МГУ», 1997.

2.       Ахматова А. А. Стихов моих белая стая / Анна Ахматова. – М.: Эксмо, 2008.